Людмила
С 2010-го года я с Людмилой Ивановной часто общались по сотовому телефону. Она любила узнавать новости – мои исследования по генеалогии, вспоминала сама о прошлом, о родственниках. Я записывала ее рассказы, как ценный материал для будущих моих книг. В этом году (2025 г.) Людмила ушла в возрасте 85-ти лет. И я пишу о ней…
Квасникова Татьяна Семеновна родилась в 1916-ом году. Родина ее – деревня Медведевка Саратовской губернии. Она рано потеряла отца. Семен Ванифатьевич был найден повешенным в 20-е годы. И мать Татьяны - Дарья Ивановна в 39 лет осталась одна с четырьмя детьми.
Татьяна Семеновна закончила Ленинградский педагогический институт. На курсах совершенствования учителей вела историю, обществоведение, читала лекции по атеизму. Долгое время работала по назначению на Дальнем Востоке (до 1953 года). В городе Николаевске-на-Амуре была зав. Гороно и почетным гражданином города. На Мысе Лазарева была директором школы, которую только построили, - оттуда рыли тоннель под Татарским проливом на Сахалин. Контингент людей - заключенные и досрочно освобожденные, их семьи, дети.
Первый муж (брак гражданский) Т.С. Квасниковой – Аверьянов Федор Васильевич (1913 г.р.) был учителем. Дочь Людмила родилась 9 февраля 1940 года. Людмила Ивановна Степанова рассказывала в 2022-ом году: она родилась в Алтайском городе (Бийск), мама следовала на место работы в Приморский край, ехала через Томск, где и зарегистрировала дочь. В паспорте у Людмилы стоит город рождения – Томск. «До 14 лет была Квасниковой, потом Гужевой (по отчиму), но всего 5 лет, вышла замуж в 19 лет и сменила фамилию на Степанову».
Федора призвали в 1940 году в армию. Затем он ушел на фронт Великой Отечественной и в августе 1941 г. в звании сержанта выбыл по причине «попал в плен». Был освобожден, и в звании рядового воевал до конца войны. Но Татьяна и Федор не встретились больше. Людмила Ивановна Степанова вспоминала: «Папа был с копной рыжих волос. Мама после войны, в весенний день, достала большие ботинки, которые мужчины еще натирали зубным порошком, брезентовые, пояснила, что это папины». Они ждали его приезда, но Федор не приехал.
22 мая 1947 года родилась моя мама – Зинаида. Татьяна Семеновна родила дочь от возлюбленного Валентина, который оказался женат, и она с ним рассталась. Из Пензы приехала Дарья Ивановна, которая нянчила Зину до 5 лет. Где-то на Дальнем Востоке отбывал наказание по политической статье сын Дарьи Ивановны и брат Татьяны - Леонид. Его освободили уже после смерти матери. Со слов Людмилы Ивановны Степановой (от 18.07.2022 г.): «Помню, как хоронили бабушку. Мне было 12 лет. Похоронили ее на Мысе Лазарева». «И, так как мама все время поддерживала Леонида, он, в конце концов, когда был освобожден, приехал к нам, в нашу семью, ему больше некуда было ехать». Позже Леонид приезжал в Кривой Рог к сестре, очень хотел видеть Людмилу, но Татьяна Семеновна адрес не сказала, видимо, побоялась, что он может заразить болезнью дочь (Леонид болел туберкулезом). Спустя время Людмила узнала о его визите и очень расстроилась, что встреча не состоялась.
Людмила маму видела редко, так как Татьяна Семеновна была фанаткой общественной работы по линии партии, практически дома не появлялась, все время – командировки, поездки, встречи и т.д. Людмиле запомнилось, как шли они через тайгу 10 км. Мама несла чемодан и за руку вела 4-летнюю Люду, девочка шла терпеливо, не плакала, смотрела вокруг, видела бурундука в первый раз в жизни. Людмила любила ходить в Краеведческий Музей, там разглядывала деревянные скульптуры древних жителей края, а рядом, на стенде почетных граждан, висела фотография мамы.
На мысе Лазарева состоялась встреча Татьяны Семеновны с Иваном Прохоровичем Гужевым. Красивый мужчина, по характеру спокойный, но жесткий и скуповатый. Татьяна Семеновна помогла устроить его на должность преподавателя астрономии.
С 1953 до 1966 гг. жила семья в г. Балашове Саратовской области. Иван Прохорович удочерил двух дочерей Татьяны, и они сменили свои отчества, а затем в семье появились еще дети – Ольга (1954 г.р.) и Александр (1956 г.р.). И.П. Гужев был избран депутатом горсовета, работал директором асфальтобетонного завода, потом директором водоканала. В конце 1963 года Иван Прохорович умер от рака легких.
Татьяна Семеновна в 47 лет - вдова. Людмила 6 классов закончила на Дальнем Востоке, остальные (7-10) - в г. Балашове Саратовской области. Получила золотую медаль. В 1957 году поступила в Саратовский медицинский институт, закончила в 1963. Вышла замуж в 19 лет. Муж - Степанов Анатолий Порфирьевич, был старше Людмилы на два года. Он тоже закончил Саратовский мединститут и стал врачом-психиатром.
Лада Анатольевна Третьякова, воспоминания от 26.09.25 г.: «Родители познакомились в колхозе. Мама была на первом курсе, а отец перешёл на третий. Он как маму увидел, так и ходил за ней, пока она не согласилась с ним встречаться. А в ЗАГС подали заявление, когда маме было 19. Мама говорила, что у них была студенческая свадьба. Как точно проходила, не помню. После свадьбы ещё пару месяцев (вроде), они жили как друзья. А потом им дали комнату общую в общежитии. Мама не брала академику, когда была беременна. Сдавала экзамены, когда Андрей был грудничком. Подруги в коридоре нянчили его, а мама сдавала экзамен. Первая кроватка Андрея - это чемодан, где он спал».
Моя мама закончила Саратовскую школу с серебряной медалью, затем – Ленинградский метеорологический институт, где познакомилась с Арием Емельяновичем Жуковым. Как специалисты – гидролог и океанолог, молодая семья была направлена на работу на Курилы, затем – в Южно-Сахалинск.
Из воспоминаний Людмилы Ивановны Степановой (от 26.10.2024 г.): «Пока Зина была маленькой, она часто проводила время со мной. Мама все время на каникулы, праздники, отправляла младшую к старшей сестре. Однажды был случай. Я с мужем жили в Балашове. 31-го декабря мама дала телеграмму, встречать Зину (она тогда была в пятом классе). Но телеграмма не была получена. Зина приехала в город и села в трамвай – номер был правильный. Доехала она до конечной остановки. Один мужчина обратил внимание на девочку, сидела бледная, замерзшая. Он поинтересовался, куда она направляется. Девочка назвала адрес. Ехала не в ту сторону. Время уже до Нового года часа два оставалось, но мужчина помог добраться Зине до нужного адреса. Плутали по району. Привел: это ваша девочка? Да. Мы с мужем жили в жуткой тесноте. И Новый год не праздновали, уже практически спали. Отогрели Зину, положили на кровать, сами легли на пол».
В возрасте 25 лет, в 1981-ом году, Александр - умный, талантливый, красивый парень, пытался повеситься, но сестра Оля сняла его с петли, оказала первую помощь. Татьяна Семеновна умоляла врачей пустить ее в больницу, но ей отказали. Саша умер от отека горла – возможно, из-за халатности персонала.
С 1985-го года и до смерти в 1989-ом Татьяна Семеновна проживала в г. Рыбинске Ярославской области, где обосновалась Людмила с семьей (4 детей: Андрей, Лада, Павел, Михаил) еще ранее – в 1972-ом году. Анатолий Порфирьевичем работал главврачом в психиатрической больнице.
Воспоминания Людмилы Ивановны Степановой (от 27.10.2024 г.): «Когда у меня был день рождения в феврале, мама, вернувшаяся недавно с похорон брата Николая Семеновича, неуместно сказала, помянем Николая. И рассказала о Викторе, который сообщил о своем отце – Василии Семеновиче Квасникове, как искал отца и нашел свежую могилу. Отец - инвалид без ног, после войны остался жить у медсестры, а в семье его считали погибшим. Татьяну Семеновну особенно потрясло, что ее брат Василий не объявился у мамы, как он мог?!»
Мои родители уехали из Южно-Сахалинска в 1997 году и перебрались жить в г. Липецк. Степановы меняли адреса в Рыбинске, связь была потеряна на долгие годы. В «Одноклассниках» я нашла профиль Миши Степанова, написала. Моя мама и Людмила созвонились. В первый раз после долгой разлуки сестры (Зинаида, Людмила и Ольга) встретились в 2010 году в Липецке. Людмиле было 70 лет, но она просила называть себя только по имени, была бодрой, стройной, активной. Мы вместе ходили по городу. Родственники приезжали еще два раза, и в третий, последний раз – в 2013-ом, чтобы проводить мою маму в последний путь. Моей мамы не стало в конце февраля, а ранее - 13 января ушел из жизни муж Людмилы – Анатолий Порфирьевич Степанов.
Ольги Ивановны Титовой не стало после продолжительной болезни в 2021-ом году. Еще одна утрата. Людмила позвонила мне, сообщила эту новость, и не смогла больше ничего сказать... Людмила осталась одна – с этой семейной фотографии…
Я с мужем, двумя детьми гостили в Рыбинске в 2022-ом году. Нас встретили очень тепло! Мы хорошо провели время!
На все наши дни рождения (5 человек) Людмила присылала в подарок деньги, и 18-го июля 2025 г. я получила от нее материальный подарок. На следующий день я позвонила и разговаривала с ней. Людмила с 1-го июля была в больнице в Ярославле. Она давно уже не видела, и, наконец, решилась на операцию, чтобы один глаз восстановить. Ее долго лечили. Она смогла увидеть в толстых линзах. Говорила мне, что в понедельник ее выписывают. Через полгода, «если буду жива», возможно, согласится на установление хрусталика, а пока в очках она сможет читать книги. Как всегда, Людмила была бодра, жила надеждами на будущее. В день выписки, во время обеда, ее соседка ушла за тарелкой для нее, а когда вернулась, Людмила лежала на полу. Инсульт, тромб. Она провела два дня в реанимации и умерла 25-го июля. Об этом мне сообщила Лада. На подарок от Людмилы я оцифровала старую пленку (папа снимал в 1977-ом году) На кадрах Александр и Ольга – младшие брат и сестра Людмила, молодые мои родители. Напоминание о прошлом. Никого не осталось, и Людмила ушла – последней из семьи Гужевых, и последней из внуков Семена Ванифатьевича Квасникова.
Лада Анатольевна Третьякова, воспоминания о маме от 10.09.25 г.: «Я думаю, что мама была властной и не терпела возражений. Если она, что-то решила, то это и сама будет упрямо делать, не смотря на здоровье, но и от других то же самое требовала. Ей никто не перечил. Как мама сказала, так и надо. Если что-то просила, то нужно сделать немедленно, или минут через пять будет делать сама, как бы нам в укор. В то же время она успевала всё делать: и работать, и готовить, и вязать, и шить. Готовила очень вкусно. Из ничего могла что-нибудь сделать вкусное. Умела печь и пироги, и блины, и оладьи и т.п. Каждый выходной как праздник: что-то вкусное состряпает. Привечала всех наших друзей и подруг. Всех приглашала к столу. Фирменное блюдо у неё был плов».
Андрей Анатольевич Степанов, воспоминания о маме от 16.09.25 г.: «У нее была уникальная память и тяга к новым знаниям. Когда училась в школе, прочитывала учебники за лето, а в классе на уроках читала художественную литературу и учителя ей позволяли. Знали, если ее спросить, то она ответит материал. Школу закончила с золотой медалью. Когда училась в институте, рассказывала о таком случае. В одной комнате жила с одногруппницей, вроде дружны были в начале, а потом отношения охладились. Оказалась причиной - хорошая мамина память. Готовились к зачётам и экзаменам вместе, только мама сдавала на «отлично», а подруга кое-как. И до последних дней память у нее была лучше, чем у нас (ее детей), хоть она и жаловалась, что память не та. На работе карьерой не занималась, оставила эту роль отцу. Он говорил, что если бы она захотела, то очень многого добилась. У мамы на первом месте была семья, и дел помимо работы очень много: готовка, стирка, шитье, вязание и, конечно, уроки. Отец помогал, но основное - на ней. И, когда настала пора пенсии, сказала: ни дня лишнего на работе, дома дел полно».
Лада сказала: «мама умерла в хорошем настроении». Показалась мне фраза нелепой, но, вспомнив Людмилу, подумалось: она и жизнь прожила в хорошем настроении!
Свидетельство о публикации №225092001275