Силикаты

Поначалу я понадеялся на своих хороших знакомых, на их восприятие мира. Но оказалось, что их восприятие очень уж специфическое, оно, наверное, только им и нравится, только им и подходит. Надо было жить как они, думать как они, тогда и смотрел бы на всё точно так же. Нельзя не учитывать и то, что у меня была уже к тому времени своя жизнь, свои привычки, свои взгляды на работу, на отдых. Мы взрослели в разных условиях и несмотря на то, что жили мы в соседних домах, учились в одном классе и читали одни книги, мы наверное жили в разных, отдельных реальностях. Это ни хорошо, ни плохо - это так.
В девятом классе мои знакомые предложили всем желающим поехать с ними в необычное место, последний оплот свободного мира - Силикаты. На мои вопросы они отвечали, романтично улыбаясь - увидишь. Интернета тогда ещё не было и узнать хотя бы поверхностно, что это и с чем едят, было очень затруднительно. Пришлось довольствоваться только крохами - есть под Москвой место, где находятся подземные каменоломни протяжённостью около двенадцати километров, большая часть их естественного происхождения, много гротов, сеть ответвлений, много летучих мышей и воды. Что-то новое, интересное. Романтика.
Договорились мы с Андреем из  параллельного класса, поехать вместе, как-то веселее. Приехали на станцию "Силикатная" и в скором времени оказались на месте. Там уже собралось около двадцати человек и был старший группы - Дед, взрослый человек, лет тридцати, очень спокойный, почти ленивый. Под всеобщий смех в центре группы стояли Костя с Сашей, мои одноклассники, в модной, городской одежде. Это не сочеталось с одеждой остальных, все были одеты по походному, а эти пижоны как-то не вписывались и вызывали смех. Но не понимали, что тут смешного, что вызывает такой смех?
Погода стояла дождливая, вокруг грязь непролазная и лужи. Все собрались, пора. Девять утра, самое время. Мы подошли к низкому входу, чуть ниже груди, из которого тянуло холодом.
Последними подошли Костя с Сашей, чертыхаясь, дорога ко входу в каменоломни представляла собой уютное месиво из грязи и они были приятно удивлены такой неожиданностью.
Мы с Андреем примерно в середине группы стали спускаться вниз, отметились в журнале, на входе и пошли дальше, озираясь. привыкая к обстановке. А тут было к чему привыкать, грязь, вода, исписанные стены и постоянно меняющаяся высота потолков и жуткий сквозняк. Настоящие пещеры. Наверное. Я такого еще не видел, сравнить не с чем. И судя по нескончаемому потоку ругательств городских пижонов в конце группы, не только я был в таком месте впервые. Костя с Сашей, упав бесчисленное количество раз и перепачкавшись в грязи, все же решили, что разумнее будет вернуться домой.
А мы двинулись дальше. Солнечный свет уже остался далеко позади.
Повороты, выступающие камни, неровная дорога длилась минут двадцать. Дальнейшее продвижение было возможно лишь на четвереньках и вскоре мы поползли. Разговаривать в таком положении о жизни как-то не тянет и мы ползли молча. Катакомбы постепенно становились всё уже и вот в конце пути я уже с трудом пропихивал себя вперёд и жалел, что Костя с Сашей уехали, вот где они точно бы обрадовались... Это же просто дворец! Но все хорошее когда-то заканчивается. Потолки снова стали выше, можно было выпрямиться и идти во весь рост, но иногда попадались приятные каменные неровности, не только внизу, но и на потолке, неожиданные изгибы не позволяли расслабиться, особенно убедительно об этом рассказывали собственные шишки и ссадины на голове после десяти минут пути. Так, фонарь и неторопливость! Лучше опоздать чем успеть... Труднее всего было привыкнуть к тусклым фонарям и кромешной темноте вокруг.
Ещё около часа пути, мы осматривали гроты и на нашем пути оказался подходящий грот, но, к сожалению, он оказался затоплен. Ещё минут через десять мы оказались в гроте, который наши опытные спутники посчитали самым подходящим и мы стали устраиваться там. Самым подходящим - по виду такой же как и прежние. "Стоп!" - остановил меня Дед - "А сюда лучше не ходить, если бросить камень, обвалиться потолок, проверено." 
Так, понял, даже проверять не буду.
Еще один грот, вроде подходит, не затоплен, просторный.
Темно, фонарь показывает лишь часть помещения, оценить всё очень сложно. Если ты не был здесь раньше, то это просто лотерея. Постоянный полумрак из-за фонаря намекает на ночное время хотя ещё только одиннадцать утра. Я могу себе представить того, кто влез сюда, чтобы найти возможность отсюда вылезти и больше никогда сюда не попадать, но понять тех, кто раз за разом влезает сюда и "веселится" тут я не в силах. Этого мне не понять. Мы здесь будем три дня, посмотрим, может моё мнение изменится?
Постоянная темень и тусклый свет фонарей - это даже весело.
На часах ночь. Настоящая. Мы уже официально легли спать, но так как туалет в этом дворце надо ещё найти, мы решили пойти вместе с Андреем, нам рассказали, что примерно через десять минут пути с мелком в руке и изрядной долей везения, мы найдём своё счастье. Особых сложностей там нет, главное не потеряться. Мелок в руке нужен для того, чтобы найти обратную дорогу. Идешь и мелом рисуешь свой путь к обратному счастью. Проверили батарейки в фонаре, взяли запасные и пошли. Шли молча, в темноте, постоянно утыкаясь в свисающие сверху валуны и спотыкаясь на камнях разговаривать не очень хочется. Мел держал я, делал я это аккуратно, со знаком качества и вскоре мы пришли. Туалет как ночью, на берегу моря, довольно примитивный. Похоже, только моря нет.
А вот с обратной дорогой возникли сложности. Чтобы найти свою "нить Ариадны" я осветил фонарём стену и понял, что до нас здесь уже много раз были. Стена вся была изрисована мелками разных цветов, на разных уровнях. Я решил узнать, какого цвета наш мелок. Может быть мы выгодно отличаемся по цвету? Так и оказалось. Наш белый мелок на стене выгодно отличался от жёлтых, зелёных, красных мелков. Но белых полос на стене  было восемнадцать. И на похожей высоте их было пять. А ну их к лешему, что такое? Все же тут ночуют в гротах, что мы, грот не найдём что ли? Надоело!
Выбрали подходящую по высоте полосу и пошли. И не ошиблись, с первой же попытки мы выбрали ту самую линию, зашли в грот и остолбенели. В тупике грота стоял металлический могильный крест, лежали цветы, траурный венок у стены, вся стена была исписана какими то историями и внизу, у подножия креста аккуратно сложены кости. Наверное, не ту линию мы выбрали. Около полутора часов ушло на поиски нужного нам грота. Основное, чего мы опасались - это как бы нас не подвёл фонарь. Поэтому фонарь Андрея мы убрали, на всякий случай и шли только при свете моего фонаря. Выбрали подходящую по высоте полосу и пошли.
Вдобавок в коридорах было очень холодно, постоянный сквозняк не позволял тормозить и мы довольно быстро нашли свой грот... Войдя в грот мы проверили, никаких крестов нет, люди вроде наши, вот и спальники наши. Спали мы крепко. Внезапно откуда-то повалил густой, едкий дым. Проснувшись, все стали нащупывать фонари, глаза открыть в этом дыму было сложно, глаза сразу слезились, дышать неприятно, кашель. Мы все повалили на выход и упёрлись в какую-то стену. Но дым нас подталкивал вперёд и обвалив стену мы стали, спотыкаясь, выходить из грота. И снова я вспомнил о Косте с Сашей, как же их тут не хватает! Опытные люди, коих было большинство все уже поняли и продумывали план мести. Оказалось, что знакомые из соседней группы решили подшутить над нашей группой и тихонько заложили вход камнями, которых под ногами несметное количество, предварительно бросив к нам "волок" - кусок перил или подобной дряни, которая дымит и жутко воняет. Ну, развлекаются люди, это понятно. Что там, в катакомбах, ещё делать-то? Только развлекаться и осталось.
Ехали мы обратно молча. Хотя было светло, тепло и без дыма, но говорить было не о чем. Разочарование было. Недоумение. Всё смешалось в кучу, погода, грязь, вода, темнота, дым,  постоянный сквозняк. Кому-то и это романтика, в сущности, что такое наша жизнь - сплошные силикаты.



20 сентября 2025


Рецензии