Суровый экзаменатор

  Акын слово доброе и хорошее! Поэт, певец, сказатель! Человек мудрый и много повидавший. Морской буксир, проекта А202, «Акын Джамбул» был построен в 1954 году для Каспийского морского пароходства на судостроительной верфи в румынском городе Галац, который находится в самом устье Дуная. Проект удачный! Буксир очень мореходный с удлинённым баком и название просто замечательное! Выдающийся поэт казахского народа и лауреат Сталинской премии ! Зная как подходили в те далёкие и героические времена  к выбору лауреатов этой легендарной премии, то сразу понимаешь значение этого выдающегося человека!
 
  Это было первое судно куда Виталий попал после завершения учёбы в Бакинской мореходке и именно здесь, на буксире, он сделал довольно удачную карьеру, став капитаном. Бакинская мореходка была настоящим интернационалом. Сюда в трудные после военные годы приезжали в надежде стать моряками пацаны из самых разных уголков нашей Великой Родины. Было много и местных мальчишек из простых семей бакинских окраин. Воспитатели и командиры были сплошь морские офицеры прошедшие  Великую Отечественную войну на самых сложных и трудных её этапах. Командир- отец родной! Это как раз  про них! Были даже два офицера ещё Российского Императорского флота…
 
Александр Александрович Морозов, капитан первого ранга, морской офицер, который получил свой первый офицерский чин ещё при последнем российском императоре Николае|| преподавал астрономию одновременно и в Бакинском мореходном училище имени Героя Советского союза Кафура Мамедова, и в Каспийском Высшем военно-морском Краснознамённом училище имени Сергея Мироновича Кирова. Сан Саныч, как его с уважением, за глаза называли курсанты, был настоящим человеком и всё в нём, и слова, и действия, и форма полностью соответствовали высокому званию офицера русского императорского и советского военно-морского флота. Он был классным руководителем у курсантов второго курса штурманского отделения и преподавателем, самой штурманской дисциплины в училище, астрономии. Он и подписывался этим словом. Как-то раз Сан Саныч где-то оставил классный журнал и в поисках заглянул в учебную аудиторию, где находились курсанты-будущие штурмана. Поискав и ни чего не обнаружив, направился к выходу, но его остановило обращение писаря Геннадия :» Товарищ капитан первого ранга! А может Вы остановились завязать шнурок на ботинке и куда-нибудь положили журнал и забыли?» Морозов остановился, развернулся и громким , командным голосом сказал:» Товарищ курсант! Я морской офицер и шнурки никогда не носил! У меня штиблеты!»
 
 
 
Тогда, в середине 60-х, на всё училище их было только двое бывших офицера Российского императорского флота, которые вполне органично и естественно, когда пришло время, продолжили свою службу в составе советского военно-морского флота. Один, уже знакомый нам капитан первого ранга Александр Александрович Морозов, а второй тоже капитан первого ранга Шахгединов, преподаватель теории корабля. Он к стати служил на линкоре «Новороссийск», который трагически погиб от взрыва мины времён второй мировой в октябрьскую ночь 1955 года. Имя и отчество, к большому сожалению, за давностью лет вспомнить не представляется возможным. Очень жаль, конечно.
 
   
 Жизнь стремительно летела дальше, забывая иногда притормаживать на поворотах! А за морским буксиром пошли танкера, сухогрузы и паромы! Моря и океаны. Штормовые переходы и нудные, выматывающие душу, стоянки на рейде, в ожидании свободного причала. Нефтяные камни, Красное море, Генуя и Неаполь, Александрия, Варна, Ливорно и Стамбул с его устремлёнными ввысь минаретами, Босфор и Дарданеллы, Мраморное и Эгейское море, Суэцкий канал и Средиземка и так далее. Прошло время и Виталий стал капитаном дальнего плавания…
 
 
 Акын слово доброе и хорошее! Поэт, певец, сказатель! Человек мудрый и много повидавший…
 А море суровый и безжалостный экзаменатор...
 


Рецензии