Всё сбудется!

   Всё сбудется, стоит только расхотеть…  // Фаина Раневская //

   Всё сбудется само, стоит только расхотеть…
А если очень захотеть,
То точно сбудется,
Если просто когда-нибудь не расхотеть
И случайно не забудется!
_____

    Фаина Георгиевна Раневская (имя при рождении — Фанни Гиршевна Фельдман);
15 [27] августа 1896, Таганрог, область Войска Донского — 19 июля 1984, Москва) — советская актриса театра, кино и озвучивания, народная артистка СССР (1961), лауреат трёх Сталинских премий (1949, 1951, 1951). Кавалер ордена Ленина (1976).
Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Изабелла.
   Обучалась в Мариинской женской гимназии. Получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: обучалась музыке, пению, иностранным языкам. Театром увлекалась с 14 лет[7], посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга), окончив её в 1914 году.
   В 1915 году уехала в Москву. Жила в комнатке на Большой Никитской. В эти годы познакомилась с М. Цветаевой, О. Мандельштамом, В. Маяковским, впервые встретилась с В. Качаловым. Судя по её воспоминаниям, была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой[8].
Осенью 1915 года подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». 
   Будучи на прогулке на гору Митридат с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской, решила заглянуть в банк (мать тайком от отца посылала ей денежные переводы). Актриса вспоминает:
Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
— Денег жаль, зато как красиво они улетают!
— Да ведь вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…
    Далее были Театр Московского отдела образования (1924), Бакинский рабочий театр (ныне Азербайджанский государственный академический русский драматический театр имени Самеда Вургуна) (1925—1927 и 1929—1931), Архангельский драматический театр (1927), Смоленский драматический театр (1927—1928), Сталинградский драматический театр (1928—1929), а затем в Москве: Камерный театр Таирова (1931—1933), Центральный театр Красной армии (1933—1939), Театр драмы (ныне Московский театр имени В. Маяковского) (1943—1949), Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963), Театр имени Моссовета (1949—1955 и 1963—1984).
     Более четверти века проработала в Театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина»).
    Актриса театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности и кроется, по-видимому, секрет её популярности, ставшей независимой от сценической известности. Своеобразный стиль речи и поведения актрисы отразился в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. 
   Член Союза кинематографистов СССР.
    В кино дебютировала в 1934 году в фильме М. Ромма «Пышка». В 1939—1941 годах — актриса киностудии «Мосфильм», в 1941—1943 — Ташкентской киностудии (ныне Узбекфильм).
   В кино играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался»[
 В истории советского кино навсегда остались её роли в чеховских экранизациях — «Человек в футляре» и «Свадьба». Примечательным низким голосом актрисы говорит «домомучительница» фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970).
Член Союза кинематографистов СССР.
Актриса театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности и кроется, по-видимому, секрет её популярности, ставшей независимой от сценической известности. Своеобразный стиль речи и поведения актрисы отразился в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие её высказывания (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали их ёмкость и образность, равно как и отсутствие у актрисы внутренней цензуры, свобода её суждений (например, в виде присутствия сниженной лексики). 
   Один из биографов актрисы, М. Гейзер, писал: "Самое парадоксальное в актёрской судьбе Раневской — то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: «Имя её не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе „и др.“»"
    Принимала участие в озвучивании мультфильмов.
   Переживала трагическую смерть С. Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, когда с присущим себе юмором она сказала Михоэлсу (запись датирована 14 января 1948 года): «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».
     Незадолго до смерти с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: 
„Умерла от отвращения“».
    Фраза «Муля, не нервируй меня!» всю оставшуюся жизнь преследовала актрису. Так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту же фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Л. Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наша Муля-не-нервируй-меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генеральный секретарь ЦК КПСС смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».
    Награды: и звания Фаины Раневской:
   Заслуженная артистка РСФСР (1937)
Народная артистка РСФСР (1947)
Народная артистка СССР (1961)
Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли жены Лосева в спектакле «Закон чести» А. Штейна[34]
Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. Сурова
Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»
Орден Ленина (1976)
Два Ордена Трудового Красного Знамени (1950, 1967)
Орден «Знак Почёта» (1947)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Ветеран труда».


Рецензии