Эссе-прогноз. Геополитический ландшафт...
«Тот, кто контролирует Евразию, контролирует весь мир». Эта стратегическая максима принадлежит одному из главных архитекторов американской внешней политики конца XX века Збигневу Бжезинскому и изложена в его фундаментальном труде «Великая шахматная доска"
написанном в 1997 году. В ней Евразия предстает полем игры, где доминирование США не должно оспариваться.
Другой необходимый ключевой концепт, «Хартленд» (Heartland) — был сформулирован британским географом сэром Хэлфордом Маккиндером в 1904 году в докладе «Географическая ось истории». Его знаменитая формула гласит: «Кто контролирует Восточную Европу, тот командует Хартлендом; кто контролирует Хартленд, тот командует Мировым Островом (Евразией); кто контролирует Мировой Остров, тот командует всем миром». В современной интерпретации Россия и есть этот Хартленд.
Сегодня мир стремительно движется к реализации этих прогнозов, но в формате, который Бжезинский, возможно, предвидел как главный кошмар для США: не доминирование одной державы, а жесткая конкуренция нескольких центров силы. Нынешнее противостояние США и Китая — это каркас новой эпохи. Однако судьба этого противостояния будет решаться не в Тихом океане, а на просторах Евразии, и ключевую роль в этом сыграют Россия и Индия.
РОССИЯ: РЕШАЮЩИЙ АРБИТР ХАРТЛЕНДА
Россия - не просто страна, а самодостаточный субконтинент-крепость, обладающий уникальным набором активов:
· Военная мощь. Обладая крупнейшим в мире арсеналом около 5880 ядерных боеголовок (по данным SIPRI на 2023 год), Россия сохраняет статус гарантированного сверхдержавия. Опыт СВО, несмотря на тактические просчеты, закалил ее вооруженные силы, создав крупнейшую в Европе и одну из самых опытных и боеспособных армий в мире.
· Ресурсная сверхдержава. По природным ресурсам без преувеличения наша страна - номер один в мире. У нас крупнейшие в мире запасы природного газа, вторые по величине — угля, шестые — нефти, а также колоссальные, часто неразведанные месторождения редкоземельных металлов, древесины и пресной воды делают ее незаменимым поставщиком для ресурсодефицитной Евразии.
Именно эти активы делают Россию решающим фактором в противостоянии США и Китая. Ее стратегический союз с Пекином (фактически сложившийся «тандем») кардинально меняет расклад сил. Он предоставляет Китаю:
1. Ресурсную безопасность и тыловое прикрытие.
2. Геополитический плацдарм в сердце Евразии и выход к Европе.
3. Военно-технологический щит, нивелирующий давление ВМС США.
Без России Китай остается уязвимой тихоокеанской державой, запертой в рамках «первой островной цепи». *
С Россией — он становится евразийской державой, способной бросить вызов американскому миропорядку, сформировавшемуся после развала СССРи европейского социалистического блока.
--------------------
*первая островная цепь - первая островная цепь - это цепь островов, начинающаяся от Курильских островов и простирающаяся через Японию, Филиппины и Индонезию. Такова концепция американской стратегии, разработанной в 1950-х годах для сдерживания СССР и Китая.
----------------------
Мой прогноз будущего России на вторую четверть XXI века таков.
О России, нашей родине, скажу подробнее. Геополитический ландшафт второй четверти XXI века формируется под влиянием трёх ключевых факторов: исхода конфликтов в/на Украине и в/на Ближнем Востоке, трансформации международных институтов и борьбы за ресурсы. В этом контексте будущее России будет зависеть от её способности адаптироваться к новым реалиям. Стоит рассматривать два сценария:
1) Оптимистический. Усиление России как региональной державы через военно-политическую экспансию и левую консолидацию,
2) Пессимистический. Переход России а статус “младшего партнёра” Китая на фоне внутренних кризисов.
Я уверенно склоняюсь к первому, оптимистическому варианту. Ключевое событие, сделающее этот вариант предпочтительнее - через два-три года Россия победоносно заканчивает СВО. По итогу она будет иметь самую боеспособную, а главное - закалённую в кровопролитных боях армию мира. Россия быстро восстанавливает и интегрирует Украину, отчего её экономическая мощь и авторитет в мире будут возрастать.
В случае укрепления военно-политического влияния России, возможны такие сценарии. Россия, как правопреемница СССР, продолжает восстанвливать историческую справедливость, возвращать своё. Она аннексирует северо-восток и некоторые другие территории Казахстана, целинные земли. К Китаю заодно отходит юг Казахстана. Страны Прибалтики под давлением России выходят из НАТО и превращаются в единую демилитаризованную зону.
Происходит долгожданный мирный левый поворот в политике. Возглавивший единый фронт из КПРФ, "Справедливой России" и примкнувших к ним других левых сил, Захар Прилепин становится лидером парламента. " Не можешь противостоять - возглавь!" Согласно этой мудрости Президент Путин переопирается на левый блок. Часть расколовшейся парламентской фракции "Единая Россия" тоже переходит на сторону Прилепина. А после смерти Владимира Путина по решению всенародного референдума Президентом страны становится Прилепин.
Растет международный авторитет России, и в этих условиях создаётся ССР - Союз Славянских Республик, куда входят Россия, Беларусь, большая часть Украины и часть Казахстана.
Несмотря на противостояние с Турцией, в Закавказье устанавливаются дружественные нам режимы. Впоследствии "СССР 2.0" устанавливает протекторат над бывшими советскими республиками Средней Азии. Ограничивается их суверенитет и вводится ограниченный воинский контингент России. Как в советские времена в Африке, в этих странах Россия строит русскоязычные школы и ПТУ, чтобы оттуда к нам приезжали трудовые мигранты уже знающие русский язык и имеющие квалифицированные навыки в рабочих профессиях.
ИНДИЯ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ И ЦИФРОВОЙ ГИГАНТ
Четвертый мировой игрок — это Индия, уже самая населенная страна мира (свыше 1,4 млрд человек). Ее потенциал колоссален:
· Демография. Молодое и растущее население против стареющих Китая и России.
· Экономика. Одна из самых быстрорастущих экономик мира, технологический хаб и будущий «офис и фабрика мира».
· Геополитика. Ключевая позиция в Индийском океане, через который проходят жизненно важные для мировой экономики маршруты.
И немаловажный фактор, важное конкурентное преимущество - после почти двухсотлетнего колониального господства Великобритании индусы почти поголовно знают английский язык, наряду с хинди он имеет статус государственного. (Сравните с иероглифами Китая, а ведь письменность неразрывно связана с особенностями мышления).
Важность Индии будет трудно переоценить. Она исторически опасается китайской экспансии (пограничные споры, проект «Пояс и путь»), но также стремится к многополярному миру и не желает становиться младшим партнером США. Ее идеал — стратегическая автономия.
ПРОГНОЗ РАССТАНОВКИ СИЛ НА ВТОРУЮ ЧЕТВЕРТЬ XXI ВЕКА:
1. Формирование Континентальной оси (Китай-Россия-Иран): Этот альянс будет основан на логике интеграции китайского капитала в рамках концепции Нового Шелкового пути с российскими и ближневосточными ресурсами и военной мощью.
Континентальная ось будет доминировать в Хартланде. ЕС, ослабленный внутренними раздорами и энергетической зависимостью, будет вынужден вести сложную игру между этой осью и США.
2. Индия не присоединится ни к одному блоку полностью. Она будет извлекать выгоду из обоих лагерей: получая технологии и инвестиции то с Запада, то с Китая, одновременно торгуя и сотрудничая в области безопасности с Россией. Она станет самостоятельным центром силы, балансирующим между континентальным и морским блоками.
3. США: МОРСКАЯ ДЕРЖАВА РИМЛЕНДА
Я уже упомянул концепцию Хартленда
Маккиндера. Но у неё со временем появилась альтернатива - Концепция Римленда Николаса Спайкмена. Это геополитическая теория, предложенная американским политологом в 1940 году в работе "География мира" ("Geography of Peace"). Спайкмен считал, что контроль над прибрежной дугой Евразии, или "Римлендом", который включает в себя Европу, Ближний Восток и Южную Азию до Индонезии, является ключом к мировому господству, а не внутренние территории Евразии, как в Хартланде.
США будут вынуждены сместить фокус (что уже и начинает происходить при втором президентстве Трампа) с глобального доминирования на удержание контроля над Северной и Южной Америка, Мировым океаном («Римлендом» по Маккиндеру) и ключевыми союзами (NATO, QUAD, AUKUS). Их сила будет в финансовой системе, культурном влиянии, "мягкой силе", но возможность диктовать условия в Евразии и Африке будет утрачена.
4. Появление новых игроков. На периферии будут набирать силу региональные державы, которые будут использовать противостояние гигантов:
· Турция. Претендует на лидерство в тюркском мире и на стыке Европы и Азии.
· Индонезия и Вьетнам. Ключевые державы Юго-Восточной Азии, чья позиция критически важна для контроля над Южно-Китайским морем.
· Бразилия. Естественный лидер Южной Америки, обладающий огромными ресурсами. (Аргентина? Но у нее последние лет сто осень серьезные проблемы).
· Страны Персидского залива. Финансовые центры, играющие на всех полях.
· Да и старушку Европу не стоит совсем сбрасывать со счетов. К примеру, экономический (а может и не только?) союз Германии и России - страшный сон атлантистов! А ещё есть в Европе Великобритания и Франция...
· Плюс к тому нельзя недооценивать
негосударственных акторов:
· Корпорации (особенно tech-гиганты). Их влияние на данные, технологии, информацию и целые сектора экономики (например, SpaceX в космической индустрии) сопоставимо с влиянием государств.
· Международные организации (НАТО, ООН, МВФ) будут ареной борьбы между полюсами и блоками за влияние.
· Транснациональные сети (например, криминальные группировки, неправительственные организации).
Итог: в ближайшие годы (даже не десятилетия) мир окончательно станет многополярным. Противостояние США и Китая останется стержнем, но его исход предопределит не прямой конфликт, а то, чью сторону примут Россия (как военно-ресурсный арсенал) и Индия (как демографический и экономический гигант). Россия, скорее всего, останется в стратегическом партнерстве с Китаем, но будет избегать полного подчинения. Индия будет лавировать, укрепляя собственный суверенитет. В результате мы получим мир не биполярный, а скорее состоящий из 4-5 крупных центров силы, находящихся в состоянии постоянной конкуренции и вынужденного сотрудничества по глобальным вопросам (изменение климата, пандемии и иные вызовы).
Новая «великая шахматная доска» будет больше, а партия на ней — сложнее и многовариантнее, чем когда-либо прежде. Да, и игроков будет не двое, как во времена холодной войны. Новая игра, в которой игроков уже больше — это будет гибрид Го (стратегическое окружение и контроль территории), покера (блеф, ставки и неполная информация) и многосторонних переговоров в «Дипломатии» (временные коалиции и предательство). Это игра на истощение, на устойчивость экономик и обществ, на технологический рывок и на способность выстраивать надежные, но гибкие сети союзников.
Правила этой игры пишутся прямо сейчас, и главное ее отличие от Холодной войны — в ней невозможна безоговорочная победа одного игрока. Результатом станет хрупкий и динамичный баланс, где лидерство будет ситуативным и постоянно оспариваемым.
Свидетельство о публикации №225092000046