Кое-что или Кое-кто?
В основе лежит фундаментальная иллюзия свободы выбора. Признать Творца — значит добровольно отказаться от статуса «центра вселенной», признать себя творением, обязанным Творцу любовью, послушанием и волей к единству с Ним. Это акт смирения. Безликая же сила не предъявляет таких требований. Она оставляет человека один на один с холодным мёртвым космосом, но зато льстит его гордыне, позволяя чувствовать себя «исследователем» или «хозяином положения», а не сыном, зависимым от Отца. Это духовное самоутверждение, где разум становится темницей, из которой человек не хочет выходить, предпочитая самые причудливые теории простой истине, открывающейся смиренному сердцу.
Этому гордому уму лукавый дух подсовывает и другой соблазн: страх ответственности и метафизического долга. Вера в Бога — это не только утешение, но и труд преображения души, борьбы со страстями и служения. Безличный же «абсолют» ничего не требует. Он даёт лишь «намёки», которые можно трактовать как угодно, предлагая самопознание без креста, откровение без Закона и контакт без Послушания. Это удобный компромисс: есть доступ к «духовным переживаниям», но нет обязанности меняться.
Наконец, огромным препятствием становится искажённое восприятие веры как религиозной системы внешних требований. Многие искренние искатели бегут от Бога, потому что бегут от карикатуры на Него, искусственно созданной и поддерживаемой фанатичными лжеучителями и идолопоклонством. Им кажется, что признать Бога — значит немедленно надеть на себя бремя обрядов, публичных молитв и строгих правил, стать «лицемером», выполняющим ритуалы для одобрения публикой. Их отталкивает образ Церкви как «кладбища» мёртвого формализма и «мракобесия». К сожалению, во многом так и есть. Церковь давно погрязла во лжи и утратила первоначальный образ больницы для человеческих душ.
При этом дьявол совершает главную подмену: он не отрицает духовный опыт полностью, а имитирует его, предлагая суррогат. Вместо Единого Бога — контакт с «энергией»; вместо рассуждений по совести — безличный «канал»; вместо молитвы — медитацию на пустоту. Человек, чувствуя реальность иного мира, довольствуется его бледной тенью, принимая «кое-что» за Кого-то.
Но истина в том, что благодать даётся даром, а не зарабатывается делами. Первый шаг к Богу — это не обряд, а внутренний крик сердца: «Господи, если Ты есть, откройся мне!». Обряды и правила — не причина и не «вступительный взнос», а традиции. Сама Церковь — это не клуб для святых, а место общения друг с другом о самом главном, «где двое или трое там и Я посреди» – говорит Христос.
Таким образом, вера в «кое-что» — это часто не честный поиск, а бегство от собственных заблуждений и покаяния в них. Это духовный компромисс, позволяющий сохранить иллюзию собственной свободы избегнуть ответственности перед Отцом Небесным, чей зов, однако, продолжает звучать в глубине души каждого человека — даже через те самые внутренние противоречия и обличения совестью.
Есть и ещё одно заблуждение, которое мешает посмотреть на себя критично, — это вера в то, что Бог непознаваем. Безусловно, познать Бога как Инженера и Творца, Безначального и Бесконечного не в силах даже Ангелы Небесные. Но люди — это дети Божии, и для того чтобы познать Отца, им не нужны чертежи и схемы. Познание Отца — это не научный анализ, а узнавание через любовь и доверие. Дитя познаёт родительскую любовь не по учебникам, а через объятия, заботу и взгляд. Так и человек познаёт Бога не в попытках измерить Бесконечность, а в опыте любви к ближнему, в голосе совести, в тихом веянии мира в душе. Это познание-отношение, а не познание-исследование. Прикрываясь «непознаваемостью», человек на самом деле оправдывает нежелание сделать шаг навстречу тому, Кто уже ждёт его у дверей сердца.
Свидетельство о публикации №225092000656