Почему история пока не щит против безумия
Эпиграф 1
«Кто стреляет в историю из лука — получает ответ из пушки.
Кто не знает её вовсе — падает, как слепец, в пропасть безумия».
Эпиграф 2
"Если слепой ведёт слепых, то они упадут в яму". Евангелии от Матфея, глава 15, стих 14.
Введение
История всегда рядом, но редко говорит громко. Она напоминает тихий голос, который предупреждает, пока ещё можно остановиться. Но люди чаще любят смотреть в зеркало прошлого, чем слушать его голос. А зеркало обманчиво: оно отражает только то, что мы хотим увидеть, и скрывает то, чего боимся.
Проблема не в том, что история молчит, а в том, что мы не умеем её слышать. Учёные объясняют терминами, литература увлекается чувственностью, а народ доверяет лишь образам и рассказам. В результате именно те, кто должен просвещать, часто уступают инициативу тем, кто кричит громче. Так трагедии пережитые людьми прошлого становятся трагическими сценариями настоящего и будущего.
История предупреждает тихо, а безумие кричит!
Часть 1.
История не для сдачи экзамена в школе или вузе. История для активных гуманитариев и писателей — чтобы удержать толпу от безумия слепоты.
«История как зеркало желаемого прошлого» уже само по себе звучит как приглашение к размышлению: зеркало не врёт, но и не показывает больше, чем мы хотим увидеть.
Поразительно, насколько бессильными оказываются гуманитарные институты, когда цивилизация входит в зону кризиса!
Как легко враги перевирают её прошлое: полностью очерняют понятия «тиран», «диктатор», «империя» и подменяют их словами «мир», «братство», «равенство» (пример — Французская революция). На деле же Париж топили в крови гильотин, а Европу ввергали в наполеоновские войны.
То же самое — при развале СССР: громкие лозунги о «правах человека» и «свободе слова» оборачивались подготовкой кровопролитных межнациональных войн.
Но литература, увлечённая чувственностью, не показала обыденному читателю ужасов, которые следуют за падением империй. Вместо этого — «достоевщина» или «чувственность Шукшина», превращающие просвещение в некий «интеллектуальный опиум». В итоге гуманитарии впадают в транс непонимания и, привычно послушные, передают инициативу самым примитивным, но наглым и энергичным.
Учёные фиксируют: «история — это конструкт, память избирательна, прошлое переписывается».
А мы можем сказать проще:
«История похожа на зеркало в прихожей: каждый поправляет в нём только то, что хочет показать соседям».
«Мы смотрим в прошлое не глазами, а сердцем: оно вырезает неприятное и добавляет то, чего никогда не было».
«Учёные спорят о конструкте памяти, а для простого человека память живёт в голосе бабушки, в школьной песне, в фотографиях на стене».
История пока не стала щитом против слепоты толпы!
Часть 2. Учёные и мы: два языка о памяти
Учёные говорят о «конструировании исторического нарратива». В университетских курсах звучат слова: историография, историческая память, культурная память, воображаемые сообщества. Всё это важно, но звучит слишком отвлечённо — и оказывается неспособным удержать толпу от самоуничтожения и хаоса.
Происходит странное:
самые образованные и начитанные замолкают, а инициатива уходит к примитивным и агрессивным. Развал Варшавского договора и СССР, войны на постсоветском пространстве показывают: гуманитарная наука осталась неуслышанной обыденным сознанием. Народ, который считался самым читающим в мире, не получил от литературы ясного образа ужаса развала империй.
Возникает впечатление, что гуманитарии сами начинают верить обезумевшим лидерам толпы. Почему?
Почему они забывают о восстании «Ника» в Византии* или о бунте студентов на площади Тяньаньмэнь**?
Почему позволяют внешним силам ввергать цивилизацию в хаос? Ведь будь иначе — не стало бы Византии при победе «Ники», и не было бы современного Китая при победе студентов.
Примеры можно продолжать:
— войны после развала Испанской империи в Америке — итогом стала зависимость стран континента от США;
— Гаити после Французской колониальной империи — страна без будущего;
— раздел Британской Индии, последствия отделения Алжира от Франции.
И всё это — о простых вещах.
На «Прозе.ру» они выражаются иначе: не терминами, а живым языком, через образы и личные воспоминания.
Историческая память в научных трактатах.
— Морис Хальбвакс писал о ней как о «социальном конструкте».
На «Прозе.ру» это звучит проще: мы помним не только то, что пережили, но и то, что рассказали родители и соседи.
— Культурная память в научных работах.
Ян Ассманн видел в ней систему устойчивых традиций. У нас это песни, обычаи, праздники, символы, которые греют душу.
— Воображаемые сообщества в учении Б. Андерсона.
Бенедикт Андерсон писал, что нация существует прежде всего в воображении. Мы же чувствуем: «мы не знаем всех жителей страны, но верим, что у нас одна судьба».
— Историография в трактовке учёных. Для учёных — это корпус научных текстов. На «Прозе.ру» — вечная борьба за названия: герой или предатель, освободитель или оккупант.
Отсюда ответ на вопрос — почему «академический» и «читательский» язык так различаются. Первый фиксирует явления, второй делает их близкими. Учёный пишет «политика памяти», а автор эссе говорит: «моя бабушка рассказала так — и я верю ей больше, чем учебнику».
История не стала лекарством от безумия:
Толпа не слышит предупреждение!
Историки и гуманитарии вместо разъяснения
часто становятся провокаторами!
Заключение
История для обыденного сознания действительно похожа на зеркало: она показывает только то, что мы хотим увидеть, и скрывает то, что боимся признать.
Но беда начинается тогда, когда гуманитарии уподобляются индивиду, любуются отражением в зеркале, а не смотрят вглубь отшумевших трагедий прошлого. А эти трагедии удивительно схожи одна с другой!
В такие периоды общественной смуты самые образованные и начитанные замолкают, и прошлое переписывают те, у кого громче голос и крепче кулак.
Нам важно помнить:
— история живёт не только в книгах, но и в голосе бабушки, в песне, в фотографии;
— наука объясняет «политику памяти», но народ верит личным образам и рассказам;
— забыв о реальных последствиях падения империй, мы рискуем снова повторить их.
Когда история молчит — безумие говорит.
И потому главный урок можно выразить афоризмом:
«История — не учительница и не зеркало.
Она — предупреждение: кто не услышал её тихого голоса,
того будет судить её беспощадность».
Приложения
* Восстание «Ника» («Побеждай!» — лозунг восставших) — крупнейший бунт в истории Византии, произошедший в Константинополе в 532 году при императоре Юстиниане I...
** События на площади Тяньаньмэнь (1989) — акции протеста студентов в Пекине...
***Фраза "Если слепой ведёт слепых, то они упадут в яму" встречается в Библии в Евангелии от Матфея, глава 15, стих 14, и относится к духовно слепым лидерам, которые не знают истинного пути и уводят свой народ к катастрофе. Иисус Христос использовал это сравнение, чтобы показать, что те, кто не имеет духовного разумения, не способны вести других к спасению.
Свидетельство о публикации №225092000716
Благодарю за краткое, безупречное в литературном отношении, творение...
А содержание заставляет задуматься...
Не буду сейчас писать свои мысли по поднятой теме.
Ваши умозаключения мне - по душе.
Ещё раз - благо дарю!
Жму руку.
Геннадий Ефиркин, Поющая Струна.
Немного о себе...
Геолог, горный инженер-геофизик (Иркутский политех), второе образование -
спецфакультет "Социология, психология, экология" (Ленинградский университет).
Вырос и прожил на берегах Байкала 12 лет. Его первозданная мощь и красота вошли в меня с молоком мамы...
Работал - сварщиком, слесарем, водителем , наладчиком геофизической аппаратуры. В качестве нач. геофизического отряда разведывал с подсчётом запасов месторождения севера республики Бурятия,где сейчас и проживаю.
В 1987-ом из-за того, что подрастающие две дочери не видели отца по 9-10 месяцев в году (круглогодичное поле), решительно с супругой, тоже инженером-геофизиком, оставили геологоразведку и ушли в школьное образование...
Вспомнив студенческое увлечение горными походами (Саяны,Хамар-Дабан, Тянь-Шань, Кавказ...), начал и в течение 27-ми лет тренировал, готовил и вывозил в горы на восхождения на вершины школьников всех 18-ти школ своего Еравнинского района, супруга стала лучшим преподавателем географии в Бурятии...
В феврале-марте был на войне в Донбассе в качестве волонтёра от республики...Надо было всё увидеть лично, прочувствовать...
Родился в 1954-ом.
РС
Почему "Поющая Струна"?...
Прочтите у меня рассказ из серии "Мои ситуации" под названием "Ностальгия".
Всего самого доброго и светлого.
Геннадий Ефиркин 23.09.2025 22:32 Заявить о нарушении
Проблема ведь не только в гуманитариях, в конце-концов они просто люди, по сегодняшним стандартам далеко не самые одарённые!
Как у А. Райкина "К пуговицам претензии есть? Нет! Пришиты намертво".
А может по Крылову "Лебедь, Рак и Щука" - "а воз поныне там".
Борис Вугман 02.10.2025 12:07 Заявить о нарушении