Письма Учителю. Признаки божьей воли

           "Не суди,да не ряди, просто в сторону отойди"
        Ван Ли-чжун, создатель правила "трех Д" при дворе Фу Си.
                ***

 "              Середина сентября 1889 года.

 Вы продолжаете торить тропинку к "своему" Богу. Сущности, более близкой, чем в официальной конфессии.

 Четырнадцатого, хорошо выспавшись, ищите признаки жития человека по Его воле.

 Примером приводите поведение лошади.  Вот откуда замечательная фраза Владимира Владимировича: "ВСе мы немного лошади, каждый из нас по-своему"

 В Вашем понимании "возжи пускают идти только в одном направлении".

 Следом обозначаете первый признак жития по божьей воле, отсутствие ощущений духовных страданий. Естественно, сравнив с лошадью. У неё отсутствует ощущение боли от удил.

 Как бы да. Но в большей степени связь с привычкой и с удилами. Все мы немного с ними.

 Вы же закрепляете первый признак весьма противоречивым, как мне видится, продолжением.

  "Если испытываешь полную свободу ничем ненарушаемую, то живешь по воле Бога"

 Получается, граф, сними удила и уже против. Весь мир до основания разрушишь и будешь искать того, кто накинет на тебя новые.

 По поводу полной свободы. Идеализм, если ищем вне. Другое дело, в самой душе. С условием непосягательства на свободу, а тем более жизнь другого.

 Естественно, правитель, по своему статусу и положению, на это не способен.  Он в этом плане лишен даже капли свободы.

 Другое дело раб. Лишенный права на собственную жизнь, он максимально приближен к Богу и свободе духа.

 Второй, по Вашему мнению, критерий выполнения Божьей воли выглядит шаблоном пацифизма.

"Другой признак, поверяющий первый, это не нарушение любви с людьми"

 Запнулся на слове "поверяющий". У Вас, в "Смерти Ивана Ильича" есть подобное:

 "Иван Ильич застал себя на том, что он внимательно прислушивался и поверял действительность факта"

 Верил поставленному диагнозу. Но фишка в том, что не была установлена причина заболевания Головина. Так и сейчас, только поверяем написанному. Но тоже идеалистично:

"Если не чувствуешь враждебности ни к кому и знаешь, что к тебе не чувствуют зла, ты в воле Бога"

 Прекрасный посыл. Если конечно, ты уверен на все сто, что все вокруг тебя на позитиве. Все братья и дарят друг другу улыбки и цветы.

 И заключительный, опять с поверкой:

 "Третий признак, опять поверяющий первый и поверяемый им, есть рост духовный. Если чувствуешь, что делаешься духовнее, побеждаешь животное, ты в воле Бога"

 Если ли, Лев Николаевич, на нашей грешной земле подобные? На поверку становись! Первый... Расчет закончен?

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 В своем сравнении человека с кобылой Вы приводите пример и противления воле Хозяина. А он, по Вашему мнению, плохого, даже Холстомеру, не пожелает"


Рецензии
Как бы ни были рассуждения Толстого противоречивы, задачу он сформулировал по-научному, что меня больше всего впечатляет – поиск «признаков жития человека по Его воле». (Если, Евгений, это ваша интерпретация задачи, которую Толстой себе поставили, то вам – зачет.) Чем не научная проблема? Найти эти признаки в человеке, которые существуют в нем объективно, а человек не догадывается о их существовании у себя. По-моему, очень хорошо.

Ник Гурин   20.09.2025 15:55     Заявить о нарушении
Проще говоря, Ник, божеское начало, данное человеку при слиянии двух репродуктивных клеток.

По этой причине Толстой развивает идею чуть позже.

Миру-мир, всем мужским гаметам ( и не только дуровским) найти свою пару.

С признательностью,

Евгений Садков   20.09.2025 17:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.