Опасный сосед

Началось это с того, что я со стороны наблюдал переписку в чате.  Речь зашла о том, что портреты вождей выполняют такую же роль, какую несет в церкви икона. Портрет вождя на растяжках, в кабинетах у руководства - своего рода символ, как и икона в храме.  Некоторое время я наблюдал за обменом мнениями, со стороны, как зритель. Наконец вставил свои пять копеек
 
- Султан Селим, Вольтер и Фредерик Второй
    Смиренно в рамочках висели над софой;
     Думаю, знаете откуда эта цитата? Всякое место можно украсить портретом даже сиятельной особы

Но так как ответа я не получил, добавил чуть позже:

  - Эти строки из поэмы Василия Львовича Пушкина "Опасный сосед". Так были украшены стены захудалого публичного дома в Москве. Данная цитата свидетельствует, что портреты сиятельных лиц могут украшать не только высокие кабинеты, но присутственные места попроще.

И получил ответ.

Леонид, обижаете!
Это у вас там, за бугром, неучи. А у нас любой, получивший в 2025 году на ЕГЭ минимальные 32 балла по литературе приведёт не цитату, а перескажет Вам всю поэму "Опасный сосед" Василия Львовича Пушкина (родного дяди А.С. Пушкина).

И тут я усомнился. Может быть он шутит? О том, что у Пушкина был дядя, который писал стихи, я слышал еще в школе. В виде краткого упоминания нашей русачки. Упоминанием все и закончилось. Что такого Василий Львович написал, я долгое время понятия не имел. И уже лет сорока случайно в букинистическом купил книжечку его стихов. Поэма мне понравилась. Отличный разговорный язык. Но и сейчас не думаю, что все мои знакомые читали «Опасного соседа»

Но прошли годы. Выросло новое поколение. И за ним новое. Знакомы ли они с творчеством Василия Львовича Пушкина? Я знаком с некоторым количеством школьников и большим количеством вчерашних школьников.  Не из профессорских семей, но не от сохи. Не сказал бы, что их познания в русской художественной литературе меня впечатляли. Но когда я читаю уверения, что любой школьник знает содержание «Опасного соседа» или хотя бы про существование такой поэмы, возникает сомнение.  А может быть я очень сильно заблуждаюсь?

И одновременно разбирает любопытство. И я, что тот социолог, решил сделать опрос.  Спросил своих знакомых, о чем поэма «Опасный сосед». Не забугорных спрашивал, а по телефону в России.  Большую часть молодых людей этот вопрос заставал врасплох.
Так как разговорный ватсап работает плохо, я частично посылал вопрос в виде сообщения. Не все ответили. Но по языку ответов было видно, что часть предварительно залезла в интернет.

И на том можно было бы закончить, если бы не  умилил меня один ответ. Молодой человек, -  я с ним разговаривал, а не переписывался, - предположил:

- Это, наверное, про Зеленского?

Хотя я сказал предварительно, что это поэма Василия Пушкина

- Как же про Зеленского, - говорю, - когда Василий Пушкин, жил даже раньше Александра Сергеевича?

- А я думал, это современный поэт. Пушкиных-то много. По названию подумал.

Логика простая: раз опасный сосед, значит Зеленский. А кто еще? Вот такое у нас растет патриотическое поколение.


Рецензии
Отповедь знатоку по верхам
Колос!

Вы с видом великого знатока решили блеснуть цитатой из поэмы Василия Львовича, «Опасный сосед». Похвально, что вы хотя бы слышали о ней.
Однако, как часто бывает с начётчиками, вы ухватились за верхушку, совершенно не постигнув сути.

Вы приводите строки о портретах сиятельных особ, висящих «над софой», и делаете из этого глубокомысленный вывод, что, дескать, лики правителей могут украшать и места «попроще». Какое открытие! Но вы умолчали или, что вероятнее, не поняли, что это за «присутственное место». Речь в поэме идёт о захудалом доме терпимости, о вертепе, куда занесло героя-повесу Буянова! Портреты монархов в таком месте — это не символ, а верх цинизма и пошлости, едкая сатира на то, как высокое и священное может быть опошлено и втоптано в грязь.

Вы же, вырвав строки из контекста, пытаетесь строить на этом гнилом фундаменте свои рассуждения о портретах вождей. Это всё равно что, найдя в Священном Писании слово «меч», начать доказывать необходимость разбоя. Вы не просто ошиблись, вы явили поразительное непонимание и текста, и духа той эпохи.

И после такого конфуза вы ещё смеете проводить «социологические опросы» и пенять молодёжи на незнание! Право, это напоминает человека, который, споткнувшись на ровном месте, начинает бранить дорогу. Прежде чем экзаменовать других, загляните в собственную башку — не гуляет ли там сквозняк невежества?
Ваш пример с юношей, подумавшим о Зеленском, лишь доказывает, что молодые умы живут сегодняшним днём, а вот ваше застревание в полузнании — проблема куда более глубокая. Больной, бесноватый, оголтелый недоумок..

Прочёл я, Лёня, ваш трактат,
Где вы, не попадая в лад,
Смешали дядю и ЕГЭ,
Как будто в пьяном кураже.

Вы «Опасным соседом» зря
Козыряли, всю правду говоря.
Ведь суть поэмы не в портретах,
А в нравах, в похоти, в кюветах,
Куда летит хмельной Буянов,
Герой гулянок и обманов.

Вы, цитату метнув в запале,
Всю суть её не разгадали.
Портреты там — лишь антураж
Для мест, где процветал кураж.
И ваш пример, увы, нелеп —
Вы в знатоки попасть хотели,
Но сели в лужу, в самый склеп
Невежества, на самом деле.

А молодёжь винить не надо,
Что видит в слове «враг» соседа.
Их век иной, своя ограда,
Своя и радость, и победа.

Вы ж, вместо колкостей пустых,
Засели б лучше за ученье,
Чтоб в спорах будущих, иных,
Не вызывать лишь сожаленье.

Ступай на рынок, пора тебе обделаться по полной

Тихон Чикамасов   20.09.2025 15:59     Заявить о нарушении