Физики и лирики

Если я осмелюсь Вам дать совет то порекомендую не быть слишком откровенным в отношение ваших открытий с господином Шампольоном. Может случиться так что впоследствие он станет перетендовать на приоритет.

Письмо Де Саси к Юнгу.

Перо учёного, меч мужа, глаз царедворца.

Шекспир. Чуть изменено.


Великий Юнг. Один из величайших физиков 19 века. Модуль Юнга в теории упругости - его достижение. Волновая теория, в которой он показал, кстати, поперечность волн света - тоже. Понятие механической энергии ввёл он. Поверхностное натяжение описал тоже он.

Он был ещё и врач. Он открыл астигматизм.

И он же ввёл понятие "индо-европейская семья языков" которое и ныне используется в лингвистике. Он был великий языковед. Он был последним, кто вмещал в себя почти всё знание человечества.

Он первый заметил связь между коптским языком и демотическим письмом возникшим в период 24 Саисской династии заменившей иератическое неудобное письмо (что-то вроде скорописи для древнеегипетского). С коптским языком - спасибо Богу и Афанасию Кирхеру - Европа уже была знакома!

К тому времени в руках европейцев был уже Розетский камень, отбитый позже англичанами и привезённый в Лондон. Камень был обнаружен в 1799 году экспедициооным корпусом Наполеона. Важность камня, написанного на греческом демотическом египетским и древнеегипетском, осознали сразу. В нём жрецы фараона выражали благодарность за помощь их храмам, прощение долгов и уменьшение налогов храмам и народу. Декрет был высечен на греческом, демотическим и древнеегипетском и в греческом варианте говорилось что тексты аутентичные.

Греческий был достаточно хорошо известен в Европе. Юхан Давид Окерблад даже смог составить алфавит демотического египетского. Его учитель Сильвестр де Саси высказал предположение - верное! - что имена в древнеегипетском заключались в картуши (овалы). Сопоставление текстов начало давать результаты. В тексте встретились хорошо известные слова фараон, храм, Египет (Кемет)...  И тут - впервые! - Юнг смог прочитать наконец имя фараона Птолемей на Розетском камне.

Не всегда даже в демотическом письме были буквы. Часто согласные пропускались хоть и тоже не всегда (кстати, в семитских языках, например, в иврите и арабском нет гласных букв в письме).

Тем не менее идея, один знак=одно слова развалилась. Юнг убедительно показывает через анализ сопоставления текста, без сомнения, в картушах имена фараонов и это имена буквенные.  В тексте

Но...схематизм здесь сыграл злую шутку с естественником. Он не обобщил это на остальные записи. А Шампольон обобщил. Шампальон начал с того что 486 слов греческого соответствуют 1419 иероглифам. При таком раскладе практически невозможна схема один иероглиф=одно слово. Это и стало отправной точкой буквенного анализа древнеегипетского. Далее уже пошло-поехало!
На Лондонском обелиски Шампильон находит слово содержащее буквы из Птолемея (буквы Юнга) - это имя божественной Клеопатры из рода Птолемеев (кажется это была не Клеопатра цезаря их много царицок там бегало). Вычисляя ещё буквы египетском.
И посыпалось! Точкой окончательного перехода стала 14 сентября 1822. Ему прислали текст-зарисовку из Абу-Симбела приятелем Гийо со словами Рамзес и Тутмос картушах. Какие-то знаки он уже знал. Первый знак в надписи "Рамзес" был "Ра" (там было солнце, и Шампольон предположил звук "Ра"), второй - там были те же знаки, но первый был Ибис. "Ибис" на коптском "Тут". Тутмос. Эти фараоны хорошо были известны по описаниями египетских династий Манефона.

27 сентября 1822 года Шампольон выступит на заседании Академии наук изящной словесности. Тайна египетского языка наконец пала! Конечно, ни Розетского, ни Лондонского обелиска достаточно не было. В ход пошло всё. Открытия посыпались одно за другими.

Но Розетский камень, трижды историческая древность, которая остаётся в Лондоне и которую требуют вернуть в Египет, по-прежнему остаётся, где и расположена - в Британском музее.

А французы и англичане до боли цапаются за приоритет открытия египетского языка.
Победитель тут, разумеется, Шампильон. Он поставил последнюю точку. Но кто-нибудь видел, чтобы литератор, художник, музыкант и певец оставили своё копыто в математике и физике? Закон каст священен. Его изменить нельзя. Точка!

А вот физик - да за милую душу. И математик. Были примеры, когда юристы делали вклады в математику - Ферма и создатель теории узлов (имя не помню), но это и всё. И потом - юристы логики. Тут совсем иное дело.

http://proza.ru/2025/09/20/587


Рецензии