История Золотого небоскреба

Это здание American Radiator Building, 101-летний черно-золотой небоскреб, наполовину выполненный в готическом стиле, наполовину в стиле ар-деко.

Он знаменит, но не настолько, как следовало бы, — поэтому вот краткая история одного из самых крутых небоскребов в мире...

В 1923 году компания American Radiator Company решила построить новый офис в Нью-Йорке.

Это был Золотой век небоскребов: Вулворт-билдингу исполнилось десять лет, а до Эмпайр-стейт-билдинга и Крайслера оставалось меньше десятилетия.

Итак, это должен был быть небоскреб... но какой?

Появляется Рэймонд Худ, архитектор, который только что выиграл конкурс на проект башни Трибьюн в Чикаго.

Несмотря на то, что строительство еще не было завершено, его неоготический проект был так хорошо принят, что компания American Radiator Company захотела, чтобы он спроектировал их новый небоскреб.

Фактически Худ позаимствовал проект у другого архитектора, участвовавшего в конкурсе на проектирование башни Трибьюн.

Финский архитектор Элиэль Сааринен, чей проект занял второе место, представил необычную, но впечатляющую неоготическую башню с яркими выступами.

Отступы, при которых верхние этажи располагаются дальше нижних, по сути, были предписаны Постановлением о зонировании Нью-Йорка 1916 года.

Он был введен в эксплуатацию после завершения строительства здания «Экуитабл» в 1915 году, которое возвышалось над тротуаром на целых 40 этажей.

Резолюция о зонировании требовала создания отступов, чтобы свет и воздух могли достигать уровня улиц и не допускать образования невероятно узких городских каньонов.

В 1922 году художник Хью Феррис создал серию влиятельных рисунков, показывающих, как лучше всего можно реализовать эти неудачи.

Вот таков был фон для проекта Худа, созданного при содействии Дж. Андре Фуйу для American Radiator Building — он черпал вдохновение в готической башне Сааринена, адаптированной к требованиям Нью-Йорка, как это представлял себе Хью Феррис.

Сам Феррис помог визуализировать планы Худа.

Это здание стало образцом для всех знаменитых небоскребов в стиле ар-деко 1920-х и 1930-х годов.

Вместо того чтобы просто удлинять здания вверх, как это делалось при проектировании небоскребов ранее, теперь их будут рассматривать как массивные скульптуры с визуально приятными силуэтами.

Это объясняет его общую форму, но как насчет деталей?

Ну, а самое поразительное в Американском здании радиаторов — это, безусловно, его цветовая гамма: сочетание черного кирпича и золотых украшений, выполненных с использованием бронзовой краски.

Зачем он это сделал? Худ посчитал, что небоскребы Нью-Йорка стали слишком однообразными, как по цвету, так и по форме.

Он надеялся, что его работа вдохновит на общую тенденцию строительства более красочных небоскребов. Этого не произошло, но это лишь сделало его здание American Radiator Building еще более выдающимся.

Первые три этажа облицованы полированным черным гранитом и украшены позолоченными карнизами и гротесками.

На первом этаже находится настоящий пир для глаз, расположенный вокруг большого псевдоготического портала.

Поэтому здание American Radiator Building производит впечатление как издалека, так и вблизи.

Таким образом, Худ сохранил архитектурную традицию.

Спроектировав продуманный, детализированный, декорированный фасад на уровне земли, он смог придать своей колоссальной башне человеческий масштаб.

Альтернативный вариант — когда уровень земли не различим — делает здания внушительными и угнетающими.

Мотивы декора здания American Radiator во многом навеяны средневековой готической архитектурой.

Но, в отличие от башни Трибуна, которая была более традиционной, здесь эти детали были абстрагированы и преобразованы в нечто более геометрическое.

Это особенно актуально для поразительной короны здания American Radiator: скопления золотистых шпилей, напоминающих машины.

Даже столетие спустя он по-прежнему кажется футуристичным, роскошным и захватывающим.

Это был первый небоскреб в стиле ар-деко.

Здание American Radiator также является ранним примером «ночной архитектуры» — термина, который обозначает способ освещения зданий.

Конечно, это стало возможным только с изобретением мощных электрических ламп, поэтому в 1920-х годах это все еще был новый элемент дизайна.

Но Худ осознал важность освещения и нанял бродвейского дизайнера, чтобы тот помог ему создать схему освещения для здания American Radiator.

Он показал, что правильное архитектурное освещение может быть невероятно эффектным и подчеркивать детали здания.

Неудивительно, что Джорджия О'Киф расписала здание American Radiator Building в 1920-х годах: во многих отношениях оно было символом той эпохи.

Со своими скульптурными выступами, механической золотой короной и эффектным освещением это была архитектура как искусство колоссального масштаба.

Итак, здание American Radiator Building стало первым настоящим творением недолгой, но прекрасной эпохи небоскребов в стиле ар-деко.

Хотя им, как правило, не хватало яркой полихромии, эти другие небоскребы в стиле ар-деко имели те же уступы, геометрические украшения и ощущение величия.

Тем не менее, одна башня была особенно вдохновлена американским зданием радиаторов — зданием Carbide & Carbon в Чикаго, построенным в 1929 году.

И, как ни странно, в 1929 году Худ также спроектировал миниатюрную версию здания American Radiator в Лондоне, названную «Идеальный дом».

Здание имеет высоту семь этажей и украшено псевдоегипетскими, а не псевдоготическими украшениями.

Рэймонд Худ впоследствии спроектировал здание Daily News, здание McGraw-Hill и Рокфеллеровский центр (внизу).

Все они теперь являются культовыми и представляют собой выдающиеся стилистические достижения, представляющие различные этапы ар-деко и вершины Золотого века небоскребов.

Удивительно, как много изменилось за одно десятилетие, и эта эволюция отчетливо прослеживается в работах самого Худа.

От башни Трибьюн (1923 г.) до здания Американ-Радиатор (1924 г.) и здания Макгроу-Хилл (1931 г.) можно увидеть угасание орнамента и расцвет более простого модернизма.

В конце XIX — начале XX века бетон, сталь, листовое стекло и другие технологии позволили возводить здания в масштабах, которые когда-то были невозможны.

Однако их стиль по-прежнему основывался на архитектурных традициях готики и классицизма.

Отсюда и такие вещи, как Tribune Tower.

Однако к 1950-м годам эти традиции дизайна были отброшены в пользу эстетики, особенно подходящей для этих современных материалов — наших обтекаемых, чистых, лишенных украшений стеклянных башен.

Итак, это два совершенно разных подхода к архитектуре.

Итак, здание American Radiator Building представляет собой, прежде всего, фантастическую точку между этими двумя эпохами (какими в целом были 1920-е годы) — одновременно традиционную и футуристическую, момент захватывающей стилистической и культурной метаморфозы, запечатленный в кирпиче и бронзе.


Рецензии
Удивительное здание. Жаль, что мне суждено увидеть его "вживую".
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   21.09.2025 14:52     Заявить о нарушении
Мои вспоминания. Оформил в небольшую заметку. Рассказал дочери. Надеюсь она посмотрит.
Доброго здоровья. С уважением,
Анатолий

Анатолий Клепов   21.09.2025 16:12   Заявить о нарушении