Александр Трубецкой 1892-1968 гг

Александр Евгеньевич Трубецкой — гвардейский кавалерийский офицер, штабс-ротмистр, участник Первой мировой войны и Гражданской войны.

Александр родился в семье философа и правоведа князя Евгений Николаевича Трубецкого в Ярославле, где Евгений Трубецкой был преподавателем Демидовского лицея. Учился на юридическом факультете Московского университета. Когда летом 1914 года началась Первая мировая война, он не подлежал мобилизации, так как по окончании учебы имел отсрочку для сдачи государственных экзаменов, которые он собирался держать весною 1915 года. Но он решил пойти на фронт добровольно и для этого прошел ускоренный курс Николаевского кавалерийского училища, после чего в феврале 1915 года был выпущен прапорщиком в Лейб-гвардии Конногренадерский полк. После недолгой службы в запасном эскадроне полка в июле 1915 года был переведен на фронт. Воевал на разных фронтах, участвовал в Брусиловском прорыве[4]. Дослужился до чина штабс-ротмистра, Был награжден орденами Святого Станислава III и II степени, Святой Анны III степени.

В сентябре 1917 года на его глазах солдаты подняли на штыки несколько офицеров. а ему лишь сорвали погоны. Он вернулся в Москву, где принимал участие в уличных боях во время октябрьского восстания большевиков, руководил обороной от восставших здания Главного почтамта.

Затем, в январе 1918 года, он вступил в подпольную офицерскую организацию, которая пыталась освободить Николая II и его семью, находившихся в ссылке в Тобольске. План был таков: отряд гардемаринов, состоящий в организации, прибывает в Тобольск с подложными документами якобы на смену караулу при царской семье. Если караул откажется смениться, гардемаринам следует применить силу. Затем императрицу и дочерей императора увозят на восток, в Японию, а Николая и наследника Алексея на лошадях в качестве французского гувернера при мальчике из богатой семьи доставляют в Троицк, находившийся под контролем сил атамана Оренбургского казачества Александра Дутова, боровшихся с большевиками. Заговорщикам было известно, что Николай II с наследником категорически отказывались оставить Россию. Согласно плану Трубецкой и еще пять офицеров отправились в Троицк, чтобы охранять привезенного туда императора. Но они добрались лишь до Челябинска, когда Троицк был занят красными, что срывало весь план. Трубецкой и другие оправились из Челябинска в Тюмень, затем в Екатеринбург, а потом вернулись в Москву.

После этого Трубецкому удалось попасть на юг, в белую армию, где создалась сводная часть Конно-гренадерского полка. Он воевал во ВСЮР. Вооружённые силы Юга России (ВСЮР) это объединения белых войск на Юге России в 1919—1920 годах, в ходе Гражданской войны. Оно было образовано 8 января 1919 года в результате объединения Добровольческой армии и армии Всевеликого войска Донского для совместной борьбы против большевиков. Руководил объединением генерал Деникин. В 1920 году А.Е. Трубецкой участвовал в конной атаке у Перекопа. После разгрома белой армии эмигрировал в Турцию, потом оказался в Праге, где в те годы был основан филиал московского университета. Там он закончил свое юридической образование, а затем перебрался во Францию. Несмотря на блестящее образование устроиться на работу по специальности он не смог и работал таксистом, кондуктором трамвая, переводчиком.

В Париже он встретил свою будущую жену Александру Михайловну Осоргину. Она вынуждена была эмигрировать во Францию в 1931 году с двумя детьми. Это случилось после того как в СССР ее мужа и однополчанина А.Е. Трубецкого, Георгия Осоргина, расстреляли в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН).

Александра Михайловна Осоргина (урожденная Голицина), была внучкой генерал-губернатора Москвы. Они поженились и вскоре родился их сын Александр.
Жили в Париже небогато — в трёхкомнатной квартире, где не было ванны и горячей воды. Сына они воспитывали с уважением и любовью к русской культуре и истории. Родители нередко говорили мальчику: «Твоя родина — Франция, ведь она нас приняла, но твое Отечество – Россия. Твоя фамилия принадлежит истории России, но каждый из нас должен в свою очередь заслужить своим поведением носить это имя».

И Трубецкие, и Голицыны на протяжении нескольких столетий являлись одними из самых ярких представителей дворянских родов Руси и Российской империи. В роду Трубецких, например, был знаменитый декабрист Сергей Петрович Трубецкой. Один из представителей рода, Иван Бецкой (незаконнорожденные дети дворян получали «усеченные» фамилии) был личным секретарем императрицы Екатерины II, при этом существует гипотеза, что Иван Бецкой был биологическим отцом Екатерины Великой.

Среди Голицыных также встречались люди с совершенно разными судьбами. Один из дворян, например, был официальным шутом императрицы Анны Иоанновны, другой – покровителем Людвига ван Бетховена, еще один Голицын был главным виноделом Удельных имений Крыма и Кавказа. Большинство представителей фамилии занимали высокие чины при дворе или в армии, от стольника до военного губернатора.

Во время эмиграции по просьбе соотечественников А.Е. Трубецкой написал воспоминания о попытке освобождения русского императора, который, к сожалению, не удалось осуществить.

По приказу генерала Петра Врангеля в 1924 году офицеры создали Гвардейское объединение, которое вошло в состав Русского общевоинского союза (РОВС). Врангель сделал это для того, чтобы в случае свержения Советской власти сразу собрать всех офицеров гвардии. Членом этой организации был Александр Евгеньевич Трубецкой, ротмистр лейб-гвардии конно-гренадерского полка. Объединение просуществовало до конца 1999 года, когда скончался последний офицер, поручик Александр Кондратович, проживший более ста лет. После его смерти, потомки царских гвардейцев, живших в эмиграции, продолжая славную традицию, создали Общество памяти русской императорской гвардии. Основная миссия этой организации - хранить традиции и духовные ценности. Чтить память офицеров, которые оставались преданными Отечеству и отдавали за него жизнь. Девиз русской гвардии — «За веру и верность!» Эти слова начертаны на ее символе — Андреевской звезде.

Сейчас в этом Обществе состоят не только дети, но уже внуки и правнуки русских гвардейских офицеров. Примерно 130 человек из Франции, России, Соединенных Штатов, Австралии, Германии, Бельгии, Италии, других стран. 
 


Рецензии