Беседы при луне часть 32
ЧАСТЬ 32
Менес – первый фараон Египта
Известняковая голова, предположительно принадлежащая Менесу/Нармеру, Музей египетской археологии Петри, через Викимедиа
Менес занимает статус, аналогичный статусу Ромула и Рема из Рима. Легенды и мифы окружают его правление, и грань между фактом и вымыслом часто бывает тонкой. Египтяне считали Менеса самым первым египетским фараоном , по крайней мере первым человеком, чье правление было передано непосредственно богом Гором. Различные исторические традиции приписывают ему основание столицы Мемфиса, введение поклонения богам и изобретение письменности. Еще более красочная история гласит, что однажды на Менеса напали его собственные собаки во время охоты. Он запрыгнул на крокодила, чтобы спастись, и тот переправил его через озеро Моэрис. В благодарность Менес основал город Крокодилополь. Говорят, что он правил шестьдесят два года и был убит бегемотом.
Гипсовая модель палетки Нармера , Британский музей
Несмотря на эти причудливые рассказы, историки считают, что Менес был реальной личностью. Легенды возникли позже, размывая историческую личность. Общий исторический консенсус полагает, что Менес - это либо личное имя, либо почетный титул фараона Нармера, который объединил Верхний и Нижний Египет, основав официальную 1- ю династию, где-то около 3000 г. до н. э. Нармер хорошо засвидетельствован в различных археологических открытиях. Самым известным из них является Палитра Нармера, на которой изображен завоеватель Нармер, объединяющий Египет посредством войны. Несмотря на это, кажется, что его объединение было, на самом деле, мирным, достигнутым дипломатией и женитьбой на принцессе Нейтхотеп из Накады в Нижнем Египте. Образ героя-завоевателя, вероятно, был более поздним, символическим представлением. Однако, каким бы ни был метод, Нармер успешно создал царство Египта и сделал возможным появление великой цивилизации.
Первая женщина-фараон: загадки личности Себекнеферу
• Город крокодилов
• Правление
• Наследие царицы
На вопрос, кто был первой женщиной-фараоном Древнего Египта, многие ошибочно называют имя Хатшепсут. В действительности, она правила в XV в. до н. э. Но еще тремя столетиями ранее к власти в стране пришла другая женщина, о личности которой нам известно куда меньше.
Себекнеферу (также Нефрусебек) остается одной из загадок Древнего Египта. Мы знаем, что она скорее всего правила совместно с отцом, могущественным фараоном Аменемхетом III. После его смерти она вступила в связь со своим братом Аменемхетом IV. Ее короткое единоличное правление продолжалось лишь четыре года и ознаменовало конец XII династии. Однако неизвестно, что случилось с самой Себекнеферу, умерла ли она по естественным причинам или встретила более трагичный конец.
Город крокодилов
Чтобы лучше понять наследие Нефрусебек, стоит обратиться к сохранившимся памятникам, прямо или косвенно с ней связанным. Для этого необходимо отправиться на расстояние 80 км от Гизы, в оазис Эль-Файюм. Здесь находился город Шедит, который древние греки называли Крокодилополь – «город крокодилов». Первый фараон XII династии Аменемхет I основал здесь город, который позже стал центром поклонения Себеку (Собеку) – богу-крокодилу. В Древнем Египте Себек считался божеством воды, разливов Нила, защитником людей.
Имя первой женщины-фараона Себекнеферу буквально переводится как «красота бога Себека». Брат правительницы, Аменемхет IV, был миролюбивым фараоном. В основном его деятельность сводилась к экспедициям на Синайский полуостров, где шла добыча бирюзы, а также в Верхний Египет за аметистами. А отец Себекнеферу был влиятельным фараоном, при котором Древний Египет достиг значительного процветания.
Правление
Нефрусебек царствовала между 1806-м и 1803-м годами до н. э. В Туринском царском папирусе, где названы все фараоны Древнего Египта до Рамсеса II (окончание свитка утрачено), отмечено, что ее царствование продолжалось три года, десять месяцев и 24 дня. То, что ее имя попало в список, доказывает: царица не рассматривалась как узурпатор, ее правление было признано древними египтянами. Это подчеркивает и ее «божественное» имя.
О самом периоде правления известно мало. Ситуация и во внутренней, и во внешней политике оставалась стабильной. Можно утверждать, что Себекнеферу, согласно древнеегипетской традиции, царствовала независимо и самостоятельно. После нее не осталось наследника, который мог бы занять престол. Себекнеферу менее известна, чем другие женщины-фараона Египта (Хатшепсут, Нефертити, Клеопатра), поскольку она оставила после себя меньше памятников.
Интересно, что царица Хатшепсут в период правления старательно абстрагировалась от своего пола, носила мужскую одежду, традиционную «бородку» и иные, чисто мужские регалии и символы власти фараона. О Себекнеферу этого сказать нельзя: она никогда не стремилась подавать себя как мужчину и использовала женские суффиксы в своем титуле. Очевидно, что она подчеркивала законность своей полноправной власти, вне зависимости от пола.
Наследие царицы
Причины смерти Нефрусебек неизвестны. Не исключено, что она стала жертвой политической борьбы, жажды власти. Одно знают историки: после ее ухода из жизни в Египте началась гражданская война, восстание несвободных египтян (общинников и рабов). В результате XII династия фараонов прекратила существование. С этим же связывают окончание периода Среднего царства. Место захоронения Себекнеферу также не установлено.
Царице приписывают строительство одной из пирамид в Мазгуне, хотя документальных свидетельств не нашлось. Пирамида расположена на западном берегу Нила, в 40 км к югу от Каира. Раскопки в Мазгуне производились в начале прошлого века британским египтологом Флиндерсом Питри. Пирамида Себекнеферу была не закончена и никогда не использовалась. Также имя царицы связывают со строительством погребального комплекса Аменемхета III(у Геродота он получил название Лабиринт).
От Себекнеферу сохранилось несколько скульптур. Например, ее торс из кварцита выставлен в музее Лувра. В берлинском Египетском музее с 1899-го экспонировался бюст Нефрусебек, выполненный из граувакки (породы песчаника). Сегодня его можно увидеть лишь на фото: оригинал пропал в годы Второй мировой войны.
Загадки ольмекских голов и самой древней цивилизации двух Америк
3 августа
1961
6 мин
Оглавление
• Открытие, которое нарушило хронологию
• Анатомия загадки
• Лица, которых не должно быть
Показать ещё
Они долгие века стоят в молчании, высеченные из вулканического камня, словно приговорённые к вечному созерцанию сгинувшей цивилизации, создавшей их. Семнадцать лиц, каждое — уникальное, как отпечаток пальца, но все — из одного камня, одного времени, одного загадочного замысла.
Глава Ольмеки в музее Вильермосы
Ни одна цивилизация древнего мира не оставила после себя ничего подобного: монолитные головы, весом от 10 до 35 тонн, вырезанные из базальта без следов инструментов и явно перемещённые через джунгли и болота, будто по воле неведомой силы.
Ольмекские головы обнаружили в Мексике ещё в 1862 году. Но с тех пор никто так ничего внятного и не сказал по поводу этого археологического феномена - только новые теории, гипотезы и вопросы.
Открытие, которое нарушило хронологию
В 1862 году мексиканский землевладелец, расчищая участок в джунглях штата Веракрус, наткнулся на каменную глыбу с человеческим лицом. Это была голова, высотой больше двух метров, с чертами, которые можно было увидеть очень и очень давно в доколумбовой Америке.
Колоссальная голова Сан-Лоренцо 4, ныне находится в Музее антропологии Халапы
Веками голову скрывали лианы и грунт. Настолько долго, что в тот момент, когда она впервые предстала перед глазами европейцев, она уже не принадлежала ни одной известной культуре. Ни майя, ни ацтеки не упоминали о таких сооружениях.
Но это был только первый экземпляр. В течение следующих пятидесяти лет археологи обнаружили ещё 16 подобных голов, рассеянных по территории в 500 квадратных километров — от Трес-Сапотеса до Сан-Лоренцо. Все — из цельного базальта. Все — с разными лицами. Все — с одинаково невозможной технологией создания.
Анатомия загадки
Ольмекские головы — это археологический парадокс. Каждая из них высечена из единого куска базальта — породы, твёрдость которой по шкале Мооса составляет 6–7. Для сравнения: сталь — 7,5.
Ла-Вента Памятник 1, ок. 1960
В III тысячелетии до н.э., когда, по оценкам учёных, создавались эти монументы, люди не знали металлических инструментов. Орудия были из обсидиана, кремня, дерева и бронзы. Как тогда можно было обрабатывать базальт с такой филигранностью? То-то и выходит, что никак.
Между тем качество обработки высочайшего уровня. На многих головах сохранились детали: складки тканей, узоры на головных уборах, даже отдельные волоски. У некоторых — сквозные отверстия, пронизывающие уши и рот. Такие проходы невозможно проделать каменным инструментом — он бы просто дробился.
Голова из Сан-Лоренцо 3, сейчас находится в Музее антропологии Халапы
Современные эксперименты показали: чтобы прорубить сквозное отверстие в базальте, требуются алмазные фрезы или вращающиеся инструменты с абразивами. А их в том времени и месте не было.
Лица, которых не должно быть
Все ольмекские головы демонстрируют черты, резко контрастирующие с антропологическим типом коренных американцев. Приплюснутые носы, широкие губы, пухлые щёки, слегка раскосые глаза — типаж, который в антропологии ассоциируется с субсахарской Африкой. При этом мелкие статуэтки ольмеков, найденные в тех же районах, изображают людей с узкими лицами, высокими скулами и прямыми носами — типичный америндский облик.
Маска для лица в стиле ольмеков из нефрита
Почему гигантские монументы показывают один тип, а повседневная керамика — совершенно другой?
Генетические исследования, проведённые в 2020 году на остатках скелетов из районов Сан-Лоренцо и Ла-Вента, подтвердили: ольмеки были генетически близки к другим доколумбовым народам Северной и Центральной Америки. Ни одного следа африканской ДНК не обнаружено. Значит, головы не являются портретами самих ольмеков. Тогда кого они изображают?
Монументальная голова Сан-Лоренцо 6. Монументальная голова цивилизации ольмеков, выставленная в Национальном музее антропологии и истории, Мексика
Одна из гипотез, поддерживаемая антропологом Ричардом Джэфферсом (Университет Техаса), предполагает, что эти лица могут быть стилизованной интерпретацией элиты, возможно, пришлой. Не обязательно африканской — но иной. Возможно, речь идёт о ритуальной маске, заимствованной из чужой культуры, или о мифологическом архетипе, символизирующем силу, власть, связь с иным миром.
Но есть и более радикальные версии.
Свидетельство о публикации №225092101137
