Повторение

Кира! Я обещала тебе прислать статью, посвящённую премьерному спектаклю "Кара Карамазовых", по  роману Фёдора Михайловича Достоевского

Спектакль "Кара Карамазовых" ("Братья Карамазовы"). Потрясение ума и сердца.

Надежда Никищенкова-Хисметова.

Вчера ходила с Таней Труновой на спектакль «Братья Карамазовы», к встрече с которым мы с ней готовились всё лето. Я всегда Максима Копылова считала гением. Каждый его образ на сцене нашего театра я считала новым, очень точным и неповторимым и сложным, даже ломким и хрупким, что его игру можно сравнить только с творчеством наших великих актёров: Владимира Кустарникова, Дениса Верягина, Александдра Куражева, Валерия Шеймана, Бориса Александрова, Вершины. Он в этом спектакле выразил точное определение своим образам словами Фёдора Михайловича Достоевского: «Широк человек». Даже Сатане, образ которого на нашей сцене удалось так мудро и изыскано воплотить актёру, в персонажах, воплощённых артистами в спектакле, как и в романе Достоевского, кажутся страшноватыми своими страстями и мытарствами, и Сатане хочется их «сузить». Очень он хорош и в образе судьи!!! Тощий, блеклый, серый скукоженный, так и хочется вспомнить грибоедовское изречение: "А судьи кто?.."
Тот сценарий, который мысленно создавала Таня, рассуждая со мной о будущем спектаклем, почти совпал с инсценировкой Алексея Копылова. Вообще, я восхищаюсь работой создателей спектакля: постановкой, пластическим решение, сценографией, музыкальным оформлением Искандера Сакаева из Санкт-Петербурга; оригинальность и глубокое проникновение в каждый образ художника по костюмам Дины Тарасенко из Санкт-Петербурга, философские решения в освещении происходящего за рампой художником по свету Денисом Черепановым из Уфы, которые потрясли зрителей до глубины души. Единственно чего мне не хватало в этом спектакле— это страниц, связанных с образом Зосимы при встрече с братьями, который предвидел тяжкий путь страданий и грехов  братьев Карамазовых, уже, как карма, проложенный жизнью родителей, особенно отцом. Поэтому понимаешь почему на суде добрый, открытый для хороших поступков, но погубленный страстями, единственный в спектакле одетый в белую рубашку Дмитрий Карамазов, не может простить отцу многое. Очень сложно простить отцу тот факт, что из детства и юности потомственный дворянин вынес страсть к деньгам. Ведь Смердяков, который был внебрачным сыном Фёдора Карамазова от полусумасшедшей женщины, оказался самым умным из братьев, зная страсть к деньгам в семье Карамазовых, возбудил в братьях эту страсть к удержанию денег в своих руках, которых лишал их отец всю жизнь: если бы  Фёдор Карамазов женился на Грушеньке, то после смерти отца всё его  материальное состояние, получила бы Грушенька. И у Смердякова это получилось… Из этого поступка и родились все страсти в очень потрясающих размерах. Вместо любви в душах братьев рождается страсть, которая приводит их к совершению грехов… Но самый страшный грех совершает умный Смердяков, который неожиданно заканчивает жизнь самоубийством. Так показано самое страшное горе для семьи Карамазовых —  «Горе от ума». Смердяков — самоубийца, Иван сходит с ума, вступая на путь богоборца… И Сатана обещает, что и Алёшу он тоже не оставит в покое, таких ему больше всего хочется соблазнить… Екатерина Ивановна тоже чаще всего не в сатанинских красно-чёрных шутовских нарядах. Но её любовь к людям странна… Её любовь к людям вызывает раздражение… В ней чувствуется быстрее любовь и вера в свою добродетель, которые делают её посмешищем… Сначала на суде она искренне заступается за Дмитрия, страстно заверяя всех, что Дмитрий не способен на убийство отца… В конце суда она также страстно стала заступаться за Ивана, утверждая, что он не способен убить отца, и начинает убеждать суд, что убил отца Дмитрий, которого она на этом суде защищала. Она делает всё это искренне, стараясь помочь в определённый момент и тому, и другому, выглядя при этом сама полусумасшедшей... И вдруг Грушенька говорит, что очень крепко любит Дмитрия, что готова с ним идти на каторгу, что ей не нужны деньги, а нужна искренняя любовь осуждённого Дмитрия. Свой поступок она не называет самопожертвованием. Только в этом поступке она видит путь к счастью, любви и покою. Дмитрий счастлив: он избавлен от душевных страданий, а физические ему не страшны. А что Алёша?.. Он старается сохранить белые одежды… Под белыми одеждами у него чёрная одежда монаха. И один рукав у него предательски чёрный… Каждая деталь фасона костюма и его световое решение заставляет нас глубоко задуматься и решить для себя вопрос: "А почему создатели спектакля решили так одеть своих героев?.." Музыка, звучащая со сцены, заставляет публику находиться в постоянном напряжении, ловить каждое слово со сцены. И какая музыка звучит со сцены: от божественной до простых народных мотивов! Звук имеет невероятно острое и пронзительное воздействие на реакцию зрителей и подчёркивает очень ярко каждое движение, каждый жест артистов на сцене. А какая пластика, какая выразительность, точность и изысканность движений в исполнении акробатических постановок и этюдов. И это всё исполняется во время премьеры. А какие световые решения для подчёркивания душевных и философских проблем и мыслей за рампой!!! Бутафория и сверх подвижность действий на сцене под дьявольским управлением главного героя спектакля Сатаны заставляет публику  сосредотачиваться на каждом мгновении сатанинских изысков! Во время спектакля мне так хотелось, чтобы с Небес Копылов и Достоевский увидели всё это: и спектакль, и зрителей, и этот триумф столь высоко и мудро поставленных философских проблем за рампой. Как надеялась, что это возможно... Ведь оказались все на высоте!!! И актёры, и зрители, зав. музыкальной частью О.Ю. Яшин, и зав. костюмерным цехом заслуженный работник культуры РФ О.Г. Соломко, и зав. гримёрно-парикмахерским цехом О.В. Куприянова, и зав. радиоцехом А.О. Яшин, и зав. реквизиторским цехом А.К. Бахарева, и зав. декорационно-бутафорским цехом Р.И. Валитова, и зав. электро-осветительным цехом М.О. Столяров, и зав. монтировочным цехом О.В. Черкасов, и зав. поделочным цехом А.В. Гудзь. А как чётко и уверенно вела спектакль помощник режиссёра Надежда Синицкая. Никаких сбоев, никаких промахов. Как можно это достичь на протяжении длинного и захватывающего публику спектакля актёрам всех ролей такого сильного, но неутомительного напряжения. Зритель не устаёт, а питается созидательной энергией исполнителей. О том, как играли наши актёры словами не описать!!! Виктор Чукин, который играл Фёдора Карамазова, так пытал оправдать своего героя, но, видимо, это было очень сложно, человек, загубивший жизнь и души четверых своих незаурядных от природы сыновей и сумевший заставить их так глупо поклоняться Золотому Тельцу, конечно, не может заслужить оправдания, так как актёр смог показать весь ужас падения нравственности в этом человеке. Дмитрий Карамазов показан так драматично, так лирично, одновременно растеряно актёром Станиславом Пигалёвым, он заслуживает сострадания и ужаса от его нравственных грехов, обладания страстью на всё согласного любящего человека и мота, который почти не ведает, что делает, поэтому опускается почти на дно. И только несправедливый суд помогает понять ему своё грехопадение. Иван Карамазов показан Николаем Авдеевым, как человек, возомнивший очень многое о себе, как личность и философ, ставший богоборцем, уничтожающим свою душу. Не зря в народе говорят, что Господь решил наказать человека и лишил его разума. А Александр Курзин показал стремящегося к справедливости Алёшу Карамзина, больше всех страдающим и одновременно призывающим к светлой жизни окружающих, самым беспомощным. Сам он вечно сомневается и  мечется меж страстями окружающих, надеется на их духовное возрождение, полностью разочаровывается в своей деятельности. Он стоит на краю пропасти на коленях в надежде на спасение. Молитвой он пытается удержаться от богоборства, из-за которого уже не однократно страдала его семья. Но он так одинок и неприкаян… Как всегда, талантливый Виталий Злобин так достоверно и точно изобразил негодяя Смердякова, которого так тщательно описал Фёдор Достоевский в романе. Он, озлобленный, умный, завистливый и хитрый провокатор и шантажист — самая опасная личность, рождённая от Фёдора Карамазова. Сатана его не соблазняет, а сразу считает своим союзником… И Смердяков ему тщательно помогает погубить семейство Карамазовых. Грушенька на сцене очень красива. Она намного лучше внешне, чем описана в романе. И она намного глубже и таинственней духовно, чем в романе "Братья Карамазовы". Грушенька всегда готова к духовному возрождению, да грехи не пускают… Только это стремление к очищению и поиску гармонии в Грушеньке даёт возможность возродится доброму и отчаявшемуся Дмитрию... Екатерина Ивановна красивая и богатая, кажется странной, а порою убогой и для зрителей, и для героев спектакля Сатаны. Её влюблённость в свою добродетель кажется искусственной, бесплодной и ненужной… Её красота и богатство не приносят счастья и радости окружающим. Она благородна для окружающих, но опасна, как её богатство и красота. Оксана Романова так божественно прекрасна в этой роли, Достоевский в своём романе не смог даже придумать что-то подобное… И поэтому хочется верить в утверждение Достоевского, что "красота" всё-таки "спасёт мир"!!!! В программе образ Максима Копылова указан, как чёрт, но увидев в руках его трость, рассмотрев его прекрасное и одновременно жуткое своей яркостью лицо, я сразу поняла, что это Сатана. Но даже он потрясён поступками людей в жизни, подаренной Богом. Их и соблазнять не надо, они сами способны так нагрешить, что Сатана искренне удивляется, как «широк человек». Бесёнок в исполнении Анастасии Рачкиной так подвижен, так пластичен, так неуловим, так опасен, что физически ощущаешь, что надо постоянно быть на чеку, и что он живёт в каждом из нас… Надо его постоянно изгонять из души и тела. Быть всегда начеку, что очень сложно: ведь соблазны так опасны и притягательны, потому что Бесёнок —  пособник Сатаны, его вечный пособник в совращении душ. Вопросы, поставленные Достоевский в своём гениальном философском романе, волнуют вечно человечество... Мне очень повезло, что я увидела это гениальное воплощении многогранного произведения на сцене нашего любимого Ульяновского театра! А ведь в спектакле были задействованы обычные актёры, только Виктор Чукин — заслуженный артист РФ. Я так горжусь нашим театром, который может на таком высоком уровне воплощать такие великие произведения. Испытываешь огромную благодарность директору драм театра им. И.А. Гончарова Наталье Александровне Никаноровой, министерству культуры Ульяновской области, выбравшим для премьеры в юбилейный для театра год этот спектакль. Чувствуется, что они, как Алексей Копылов, Искандер Сакаев, Дина Тарасенко, Денис Черепанов несколько раз перечитали это произведение, очень много раздумывали над прочитанным. Очень удачно выбран момент представления сложного произведения на сцене: суд! А почему этот суд состоялся? Потому что все страсти и греховные побуждения идут из семьи! И удачно выбранные эпизоды из огромного, напряжённого и глубоко философского произведения чётко ведут к выводам: как нравственное падение становится кармой... Надо всегда помнить о каре, которая настигает каждого, кто забывает десять Моисеевых заповедей и две заповеди Христа. Спектакль был совершенно не похож на премьеру, актёры играли его так, как-будто спектакль был уже сыгран по меньшей мере раз десять. Так хочется, чтобы спектакль одерживал в будущем на фестивалях много побед, и высокое театральное руководство России отметило мастерство, оценило наших талантливых актёров и присвоило им уже давно заработанные звания заслуженных артистов РФ. Мы с Танюшей очень долго беседовали об этом спектакле, выйдя из театра: ведь, как и все зрители, присутствующие на этом спектакле, долго готовились к этому зрелищу и не напрасно. Мы решили по совету Ирины Леонидовны Янко пойти на седьмое воплощение спектакля на сцене. Незаметно мы перешли в разговоре о том, что нас больше всего сейчас волнует. Я подытожила наш диалог странными словами: «Я никогда не боялась смерти. Со своим плохим здоровьем я давно к ней готова. Но сейчас у меня появилось страстное и мощное желание жить. Меня охватило странное и удивляющее меня состояние, что я несколько раз могла бы уже умереть и не увидеть этот удивительный спектакль. И мне так захотелось, чтобы моя мама и папа, Копылов и Достоевский видели то, что происходит здесь на земле. Так захотелось долго жить и участвовать хотя бы мысленно в культурных событиях города и дождаться, когда сатанинские силы, оставят нас в покое, и содержание романа «Братья Карамазовы» будет восприниматься, как страшные страницы прошлого человечества».

Надежда Никищенкова. 6.09.2025 18:18

Кира я случайно натолкнулась на два посвящения тебе. И решила прислать. Вдруг я их тебе не передавала.

Так Кира решает вопросы легко
Надежда Никищенкова
Кире Востровой, заведующей литературно-драматической частью Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова

Как милая кошечка пьёт молоко,
Так Кира решает вопросы легко,
Почти не касаясь, идёт по земле.
И свет очень ясный на мощном челе
Она излучает. Не только работа,
Вся жизнь её, полная жертв и заботы,
Приносит всем радость, покой и согласье.
Короче, работать - уже с нею счастье.
Такие проблемы, такие задачи.
Сегодня уж можно всё сделать иначе.
А завтра забыто, что было добыто
С таким напряжением с гордой элитой,
И всюду сражение: с гением трудно.
И мысли в движении ежесекундно
И мозг, и все чувства от литературы,
От вечного блеска ума и культуры.
Но Кира спокойна. Она всё пройдёт.
И зёрна разумного всюду найдёт.
Волшебного слова, волшебные звуки,
Волшебные чувства подвластны науки.
Они эфимерны, но всё же реальность,
От авторов пьесы летит гениальность
На души актёров, на зрителей сердце.
Как музыка слова и стиль интермеццо.

9.03.2012


© Copyright: Надежда Никищенкова, 2012
Свидетельство о публикации №112031702589

В литературе наша сила!!!
Надежда Никищенкова
Кире Востровой, заведующей литературной частью Ульяновского театра им. И.А. Гончарова в День рождения

Литературная работа
В театре очень велика.
Весь день проходит в тех заботах,
Что не видны издалека.

Ещё издательское дело...
Такие хлопоты во всём.
Но Кира быстро и умело
Решает: где статью, о чём

Ей поместить в газетном мире,
Как быстро критиков собрать,
Чтобы услышали в эфире -
Как может наш театр дерзать!!!

За каждым словом, каждым жестом
Литературовед стоит.
Как в жизни ей найти то место,
Где красота её блестит.

Не стОит Кирочке стараться
И брать толпу на абордаж.
Тобою будем любоваться
И в закулисье мы сейчас.

Ты взглядом добрым вдохновляешь,
Волшебной феею летишь,
Всегда любезною бываешь, -
И этим всем к себе манИшь!

А умный тонкий чёткий профиль,
И взгляда тихая печаль
Влечёт в беседе нас и профи,
Как Монте Карло, Монреаль!!!

Так оставайся век красивой,
Весёлой, умной, озорной.
В литературе наша сила,
И в женщинах наш мир, покой!!!

9.03.2014


© Copyright: Надежда Никищенкова, 2014
Свидетельство о публикации №114030910336 
 


Рецензии