Мыслю и существую
А как применить это сочетание необходимого и достаточного к учению о существовании живых мыслящих существ? Мыслю значит существую, сказал философ. Необходимо ли существовать, чтобы мыслить? Достаточно ли, необходимо ли мыслить, чтобы существовать?
Все что нас окружает в действительности, что дается нам в ощущениях, как сказал Ленин, - существует. Но неживое: камни, воздух, земля, вода – хоть и подчиняются определенным природным законам, однако, они конечно, не мыслят. Вода испаряется и понимается к небу в виде пара, а потом проливается дождем не в результате осмысленных действий. Мыслят живые органические существа.
Каждое живое существо находится на своем уровне мышления. Казалось бы, почти неподвижные моллюски передвигаются, питаются в море осознанно. А уж о поведении осьминога и говорить нечего. Конечно, мышление животного по качеству не сравнится с мышлением человека. Я думаю, что среди животных, например, собак, есть и породы, и отдельные особи, разные по уровню мышления. Но такого разброса в уровнях мышления, как у человека, нет ни у какого животного. От Аристотеля до дворника Пети разброс огромный, куда больше, чем между собаками.
На заре становления человечества, мышление человека было, видимо, примитивнее. Наивное понимание мира отразилось в сказках. Человек видел в изменениях состояния природы непонятную ему логику и наделял мышлением не только зверей, но и деревья, реку, море, ветер. Не напрасно герой известной сказки в поисках невесты обращается то к волне, то к ветру.
Но мы все-таки, мудрея год от года, размышляем об особенностях мышления и формулируем все более заковыристые положения. И приходит черед подумать над постулатом: я мыслю, значит существую. Конечно, чтобы мыслить нужно предварительно существовать. Существую – первичное условие, а мыслю - вторичное.
Но тут нужно сказать, что у человека, как существа общественного, кроме мышления, очень большое значение имеет и моральный кодекс. К примеру, десять заповедей - это своего рода моральный кодекс. В таком случае, вероятно, мышление человека обусловлено мышлением общества. Каково мышление общества, таково мышление человека внутри общества.
И только, если мы имеем дело с истинным мудрецом, его личность выбивается из среднего уровня общества. Чтобы оставить след в человечестве, его размышления должны соответствовать двум критериям: 1. Мораль такого человека выше, чем мораль средней массы. 2 Мышление четко сформулировано. Можно быть высоконравственным человеком, но не уметь донести свои воззрения обществу.
Приведу примеры. Ленин в своей работе «Три источника и три составных части марксизма» ссылался на труды представителей немецкой философии, английской политэкономии и французского социализма. Все представили этих отраслей науки, при всех различиях своих исследований: Гегель, Фейербах, Кант, Адам Смит, Давид Риккардо, Руссо, - стояли выше толпы, не приноравливались к нравам толпы. Не черпали решения проблем общества из суждений темной массы, а наоборот предлагали свои решения. возможно, неверные, но свои.
Но есть противоположные примеры, когда человек пишет философский или почти философский труд, но его мысли – это просто квинтэссенция мыслей толпы. Он берет эти мысли, убеждения толпы и просто обостряет. И какими бы научными терминами он ни сыпал, далеко за суждения толпы он не уходит. А стремления и мысли толпы, касающиеся общества, просты.
Одной из заветных идей толпы является равенство. Французские социалисты мечтали о равенстве. Но как бы со знаком полюс. О том, чтобы всем членам общества всего хватало. Конечно, это утопии. Они не знали, полагали, что такой гармонии достичь через воспитание людей. Но их утопии - утопии со знаком плюс. Однако история показала, что благие пожелания приводят в ад, прекраснодушные утопии недостижимы. А равенства толпе хочется, и она шарахается к осуществимому равенству со знаком минус.
Решение предлагается простое и осуществимое. Тем, кого больше, то есть, недалеким и плохо образованным, которых всегда больше, - отнять у тех, кого меньше. Бедным –отнять у богатых, глупым – у сообразительных, менее развитым у более развитых, людям одной расы отнять у людей другой расы. И таким образом сгладить неравенство в обществе. Хотя, осуществляя такую уравниловку на практике, общество ввергало себя в еще пущее неравенство.
И подыгрывая толпе, такой философ мыслит деструктивно. А уж если он становится руководителем государства, то извращенное мышление может губительно сказаться для государства.
Но кто определяет где мышление и мораль извращенные, а где нет? не так просто. Каждая группа в соперничающих государствах упрекает в моральной извращенности и всех грехах противников. И внешних противников и внутренних. Мы помним, как в СССР было такое слово инакомыслящие. В наши дни это иноагенты. Тогда немалое количество инакомыслящих объявляли просто сумасшедшими. Ставили диагноз: вялотекущая шизофрения. Со всеми вытекающими последствиями. Их держали в спец-лечебницах, кололи препаратами, повышающими гражданскую сознательность. Самый лучший вариант для такого сумасшедшего – на свободе, но без права работать даже сторожем.
В то же самое время те, кто посылал инакомыслящих в спец-учреждения, объявлялись великими мыслителями, и их труды изучались и цитировались. Они правда прямо на трибуне заговаривались. Но это мелочи. И если у этих великих мыслителей сдавало здоровье, то поправив его, они, как метко заметил народ, «снова приступали к своей плодотворной работе, не приходя в сознание»
Народ подмечал. А как на все это смотрел народ? Не чиновный люд, а простой народ? Народ мечтал о равенстве даже верил в пришествие коммунизма, но не считал инакомыслящих сумасшедшими, а жителей политического олимпа - великими мыслителями. Видно, в народе были разные мнения. И хоть официально высказывалось единое мнение: «Западных преступников к суду истории», но неофициальных мнений у народа было много.
И как мы слышим от радетелей СССР именно разброс мнений погубил Союз. вот если бы были все едины, если бы весь народ думал одинаково, страна бы не распалась. Сейчас же у россиян мнение единое мнение и официальное. И распад ей не грозит. И если уж возвращаться в СССР, то, конечно, не в горбачевские времена брожения в умах, а в сталинские.
Яркой иллюстрацией к тому как можно мыслить и существовать, и руководить в командно-административной системе, служат мемуары немецкого политика и историка Вольфганга Леонгарда, опубликованные в 1955 году. Интернет о нем пишет:
«Его мать Сюзанна Леонгард, некогда член «Союза Спартака» и КПГ, оставалась в Германии на нелегальном положении до лета 1935 года, затем они вместе эмигрировали через Швецию и Финляндию в СССР и обосновались в Москве. До 1945 года он жил в СССР и вернулся в Германию в 1945 году в составе группы немецких антифашистов. Вспоминая о первых годах в послевоенном Берлине, Леонгард подробно описывает разнообразные задачи, которые приходилось решать в Советской зоне оккупации: взаимодействие с советскими оккупационными властями, восстановление системы органов самоуправления, партийное строительство, земельная реформа, объединение СДПГ и СЕПГ»
В 1945 году Леонгард оказался в Германии с советскими войсками. С задачей наводить новый порядок. Была поставлена задача организовать самоуправление. Берлин и прочие городки был разбит на округи, в которых новым властям нужно было найти местных антифашистов и из них сформировать руководство, которое бы принялось за наведение порядка. В советской оккупационной зоне эта задача была сложнее, чем в других. Если в американской, английской и французской зонах достаточно быть антифашистом, хотя и таких было наперечет, то в советской зоне нужно было найти таких, кто бы поддерживал сталинский режим. А среди немецких подпольщиков были не только коммунисты, социалисты, независимые, христианские деятели. Подполье привыкло к самостоятельности в действиях. А Сталину нужна была послушная опора. Вот тут и выявлялась проблема. Не так просто было найти человека, готового беспрекословно сотрудничать с оккупационными войсками.
И вот в одном из таких округов, куда послали Леонгарда налаживать контакты, местные антифашисты ему сказали, что они уже действуют по приказам коменданта Берлина. И назвали фамилию – Шпалингер. Но Леонгад знал совершенно точно, что комендантом Берлина был советский генерал Берзарин. А откуда выискался Шпалингер? В неразберихе первых дней после штурма Берлина, могла возникнуть путаница.
Но ему показали напечатанные напечатанный в типографии приказы. Леонгард прочитал :
«Жители города Берлина!
Именем совета рабочих и солдат города Берлина я принимаю власть в свои руки.
Я приказываю
1. Всех членов национал-социалистической партии и ее организаций немедленно арестовать
2. Об арестах следует без промедления докладывать мне лично.
3. Улицы должны быть очищены. Электричество, газ водопровод должны быть немедленно приведены в порядок. Распределение продовольствия следует проводить по моим директивам.
4. Не выполнившие моего приказа подлежат суровому наказанию
Комендант города Берлина Шпалингер.»
Леонгад пишет в своих мемуарах
«Поиски таинственного нового коменданта становились все лихорадочней. Его «приказы» приводили уже к катастрофическим последствиям. Новые районные управления не знали, чьи инструкции выполнять наши или Шпалингера.»
Наконец таинственного Шпалингера нашли. Оказалось, еще до нацистов Шпалингер содержался в доме умалишенных. Он был в числе освобожденных советскими бойцами. Оказавшись на улице, группа освобожденных сумасшедших набрела на единственную сохранившуюся в Берлине типографий. Там Шпалингер и вошел в роль коменданта и стал диктовать свои приказы, которые тут же напечатали и распространили. Содержание приказов никого не озадачило. Потому что это был набор обычных штампов. Вероятно, даже умалишенный мог их легко воспроизвести. И никто бы не усомнился, что их продиктовал человек находящийся при полном уме. А он издавал свои приказы не день и не два. Когда же все-таки Шпалингера нашли, сразу стало видно, что это сумасшедший.
Это пример показывает, что в суматохе не нужно не то, что большого, а никакого ума, чтобы руководить людьми. Достаточно заученных напыщенных фраз. И люди кинутся выполнять приказы, какими бы дикими они ни были.
Свидетельство о публикации №225092101389