Дорогие мои истоки

Исток, именно так называют место, где начинает свою жизнь ручей или речка. У многих народов именно река считается важным символом жизни. Неслучайно и у каждого человека есть свой родной исток – место, где он родился, жил…

Для меня такими истоками является Беларусь и деревня Леликово, которая расположена за сорок пять километров от Кобрина, в непосредственной близости от границы с Украиной. Здесь я родился и вырос, окончил среднюю школу, успел даже поработать трактористом в колхозе «Красная звезда».

В Беларуси живут мои друзья, родные и близкие. И, несмотря на то, что я уже долгое время не живу здесь, мои белорусские истоки, по-прежнему остаются для меня неиссякаемыми источниками, которые поят меня «живой водой» и дарят ощущение радости и полноты жизни. И живёт во мне ощущение того, что часть меня, навсегда осталась жить в дорогих моему сердцу родных истоках. Может быть поэтому, каждый раз, когда приезжаю в родные места, я волнуюсь… Почему это происходит? Видно прав Юрий Антонов, когда поёт: «В родных местах ромашкой пахнет ветер // И до травинки вся земля своя. // В родных местах и солнце ярче светит, // И серебристей голос у ручья».

Подъезжая к родной Беларуси, вспоминаю эти слова и радуюсь тому, что с каждым годом она становится все краше, а белорусские города, день ото дня, молодеют. Это можно видеть и на примере Кобрина, первое упоминание о котором относится к 1287 году.

Именно через этот город, лежит мой путь к родным истокам. Здесь меня всегда встречает старший брат Василий, которого я очень люблю и горжусь им: за высокие производственные показатели, систематическое перевыполнение норм выработки и планов Указом Верховного Совета СССР от 7 июля 1986 года Василий Иванович был награждён орденом Трудовой Славы III степени. Работал он трактористом в колхозе, сейчас - на пенсии или как принято говорить на заслуженном отдыхе.

C ним я проехал, практически, всю Брестскую область и своими глазами видел потрясающие перемены в облике городов, посёлков и деревень брестского Полесья.

Преобразился и древний Кобрин – административный центр Кобринского района. Здесь, на берегу реки Мухавец, возведена современная ледовая арена, а недалеко от центральной площади города, построен аквапарк. Как и во многих городах, в самом центре Кобрина, есть и пешеходная улица, названная в честь великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, по которой можно попасть в городской парк имени Суворова, излюбленное место отдыха кобринчан.

Я люблю этот уютный и всегда гостеприимный город. С ним связаны мои первые детские воспоминания о городской жизни, здесь в составе класса участвовал в спортивных соревнованиях и впервые испытал восторг от катания на аттракционах в городском парке культуры и отдыха…

В каждый свой приезд мне всегда приятно прогуляться по живописным тенистым аллеям этого чудесного парка, здесь можно укрыться от городской суеты и собраться с мыслями перед встречей с родной деревней и родительским домом.

Милая моя деревня, родительский дом – это те, родные истоки, которые дарят мне ощущение радости и возвращают меня в беззаботное детство с аппетитным ароматом пирогов в доме, которые мама Нина Никандровна пекла к праздникам и приятным смолистым запахом свежеструганных досок, когда отец Иван Александрович строил новый дом.

С особым чувством я посещаю этот дом каждый раз, когда приезжаю в свою деревню. Здесь все напоминает мне о моем детстве, о моих родителях… С этого дома я ушёл в самостоятельное плавание и это надо понимать, как в переносном, так и в прямом значении. Более сорока лет назад, в канун Дня Победы, был призван на военную срочную службу и по комсомольской путёвке направлен служить в Военно-Морской Флот СССР.

Первые полгода познавал азы флотской жизни в 315-м учебном Краснознаменном отряде связи имени Александра Степановича Попова в г. Ломоносов Ленинградской области. Говорят, что здесь учился, призванный на срочную службу в Военно-Морской Флот, Василий Макарович Шукшин, известный советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель.

Служил на Балтийском, Северном и Тихоокеанском флотах, посетил разные страны, видел много городов и селений, но всегда помнил и с теплом вспоминаю свою деревню Леликово.

С расстояния прожитых лет, могу сказать, что моё детство проходило, в тот период, когда начал меняться уклад деревенской жизни.
 
- Хаты стояли на острове. Остров этот, правда, не каждый признал бы островом - о него не плескались ни морские, ни даже озёрные волны: вокруг гнила кочковатая трясина да шумели вечно мокрые леса.

Деревня лепилась к берегу острова - плетни огородов кое-где по кочкам взбегали на приболотье. С другой стороны, на север, болота немного отступали, даря людям песчаное поле. Отступали болота и на западной стороне, где зеленели или желтели до самого леса поля, тоже скупые, неблагодарные, хотя и менее песчаные. С юга болота снова подбирались к замшелым соломенным крышам, но отсюда больше всего поддерживалась связь с внешним миром и тут по трясине была настлана дорога. Что это за дорога, можно судить хотя бы по тому, что ездили по ней смело только в морозную пору, когда и непролазная трясина становилась твёрдой, как ток, или летом, когда болото подсыхало, - так, очень образно, описывает деревеньку белорусского Полесья, Иван Павлович Мележ в своем романе «Люди на болоте».

Вспоминая детские годы, перед глазами предстаёт яркая картина, когда и в моей деревне, во время весеннего разлива, вода подступала непосредственно к избам и казалось, что хаты, на определенное время превращались в непотопляемые корабли, а их обитатели – в героических мореплавателей. Особый героизм при этом, проявляли мальчишки, среди которых более старшие «морские волки» строили плоты, чтобы на «радость» родителям выйти на «большую воду» и совершить плавание по водной акватории. Родителям такая затея не особо нравилась и несостоявшиеся юные путешественники быстро «разоружались» и «списывались на берег» заниматься сухопутными делами…

В конце 60-х годов прошлого века в деревне прошла электрификация и в каждый деревенский дом провели электрическое освещение. Для нас мальчишек это было грандиозное событие, мы все с интересом наблюдали за работой электриков. Вместе с электричеством, в деревне появились первые телевизоры. Правда, были они черно-белыми, но фильмы и мультики можно было смотреть. В восторге были не только мы – дети, но и взрослые.

Вслед за электричеством, стало доступно и проводное радио. Примерно в это же время началась и мелиорация, непроходимые болота были превращены в замечательные луга и пашни.

В 1972 году была построена новая двухэтажная средняя школа на 450 мест с актовым и спортивным залами, светлыми классами. До этого все школьники учились в небольшом одноэтажном деревянном здании.

Есть в деревне особое место, в 1965 году в её центральной части, был установлен памятник, на котором написаны фамилии сельчан, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны.

Уроженец деревни Иван Григорьевич Корж,1912 г.р., рядовой, стрелок, был смертельно ранен в бою 30 марта 1945 года – похоронен в городе Штольп, сейчас Слупск - город на севере Польши, располагается в Поморском воеводстве, на реке Слупи, на городском кладбище на выезде в сторону Лауэнберга.

Панасюк Михаил Иосифович, 1900 г.р., красноармеец, стрелок, погиб 18 марта 1945 года, похоронен в 2 км юго-восточнее Нойштадт - город в Германии, в земле Саксония, недалеко от границы с Чехией.

Всего на деревенском памятнике увековечена 41 фамилия моих односельчан, воинов-защитников, воинов-героев… Не хватает одной…

Удалось выяснить судьбу Антона Павловича Крицкого, уроженца деревни Леликово. Родился он 27 марта 1922 года и воевал в составе 2-го Польского корпуса (Армия Андерса). В боях за освобождение Болоньи (Италия) Антон Павлович Крицкий, стрелок 2-го Польского корпуса, пал смертью храбрых и его могила находится на польском военном кладбище под Болоньей (в Сан Лаццаро ди Савена).

Наши современники достойно и уверенно продолжают традиции героических дел старшего поколения – героев победителей Великой Отечественной войны.

Уроженец деревни Леликово Владимир Васильевич Шепетюк, родился 26 августа 1958 года. В Вооруженных Силах СССР с 1 сентября 1976 года. Окончил Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков. Лейтенант, лётчик-оператор в экипаже вертолёта Ми-24В – 2921 отдельного вертолётного полка (в/ч 57723). В Афганистане с мая 1980 года. Совершил 115 боевых вылетов, осуществляя сопровождение транспортных вертолётов и огневую поддержку с воздуха мотострелковых подразделений.

18 октября 1980 года в 52 км. севернее Джелалабада при нанесении бомбово-штурмового удара по противнику вертолёт Ми-24В, на выходе из атаки подвергся обстрелу…

Лейтенант Шепетюк Владимир Васильевич награждён орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в деревне Леликово.

За образцовое выполнение воинского и служебного долга в Республике Афганистан, Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2003 года №575 награждён медалью «В память 10-летия вывода советских войск из Афганистана» (посмертно).
 
Имя Владимир Шепетюка присвоено «Леликовской средней общеобразовательной школе». Долгое время имя Героя носил и автобус, которых выполнял рейс по маршруту Кобрин – Леликово.

Моя милая деревенька, она как любящая мама, взрастив своих детей хотела бы, чтобы они оставались с ней, но и не препятствует выбору ими своей жизненной дороги. Разлетелись мои земляки по разным странам и городам… Живут они и в далёкой Австралии.

Вадим Александрович Арефьев – член Союза писателей и Союза журналистов России, член Русского географического общества, военный моряк, путешественник подготовил материал «Русский ковчег в Австралии», в котором есть интервью с Анной Михайловной Вишневской (в девичестве Трубчик). Она родилась 8 марта 1925 года в деревне Леликово. В 1941 году была угнана в Германию.

После войны Анна Михайловна вместе с мужем и маленькой дочуркой с Германии переехала в Австралию. Проживала в Мельбурне, свободно владела польским, русским, немецким и английским языками, говорила на итальянском… Умерла она 9 сентября 2016 года, похоронена в Мельбурне. На далёком материке в Южном полушарии живут её дети – дочь Лидия Владимировна и сын Валерий Владимирович, внуки, правнуки…

Прикасаясь к родным истокам, невольно ловишь себя на мысли, что они способны придавать силы каждому, кто к ним обращается. При этом правда, есть одно условие – надо любить свои родные истоки.


Рецензии