Лётчики III. LG. 1 выбывают из строя

Самой трагической для авиации Черноморского флота стала пятница 24 апреля 1942 года. Хотя поначалу ничто не предвещало беды, а защитники Севастополя занимались обычными боевыми делами. В тот день из Москвы в Севастополь прибыл с инспекцией заместитель командующего ВВС Военно-Морского Флота генерал-майор Фёдор Григорьевич Коробков.

Вместе с командующим ВВС Черноморского флота генерал-майором Николаем Алексеевичем Остряковым и группой сопровождающих офицеров, Коробков приехал в 36-е авиамастерские, находящиеся на мысе Херсонес близ Круглой бухты («Омега»).

Надо сказать, оба генерала были очень опытными авиаторами – они воевали ещё в Испании, за что получили заслуженные боевые награды. Оба за незаурядные способности занимали высокие командные должности. 

Генералы заходили в каждый ангар, где размещались цеха, беседовали с офицерами и рабочими, выясняли ситуацию с ремонтом самолётов, давали дельные советы.

Совершенно неожиданно, в 14 часов 15 минут на район мастерских был произведён вражеский авианалёт. На ангар, в котором как раз находились генералы, упала крупная фугасная бомба, пробила крышу и, разорвавшись, разрушила бетонное перекрытие. Осколками и мощной ударной волной были убиты почти все, кто находился в ангаре. Другая бомба упала в ангар моторного цеха, несколько других бомб – на территорию мастерских.

В результате этой бомбёжки черноморская авиация понесла большие потери: на аэродроме Херсонес и в авиамастерских были уничтожены 1 Пе-2, 1 Як-1, 1 МиГ-3, 2 И-16, а также четыре лодки для самолётов МБР-2, был нанесён и другой материальный ущерб. 

Самое печальное, что при этом пострадало много людей. Погибли оба генерала (посмертно им были присвоены звания Героев Советского Союза), майор Р. Н. Бегляров, воентехник 1 ранга Я. А. Конюшенко, военинженер 3 ранга С. Д. Костырко, офицеры Н. К. Денисенко, А. А. Кащеев, а также матросы и рабочие – всего 48 человек. Ещё 13 человек получили тяжелые ранения.

Безусловно, это был очень болезненный и тяжёлый удар для всех черноморцев. А нанесли его шесть бомбардировщиков Ю-88 из 3-й группы 1-й учебной эскадры (III./Lehrgeschwader.1 или сокращённо III./LG.1) Люфтваффе. 

Эта немецкая авиагруппа появилась на южном участке советско-германского фронта ровно месяц тому назад, 24 марта. Сначала она базировалась на аэродроме Николаев, с 23 апреля – в Евпатории, с 12 июля – в Полтаве, с 18 июля – снова в Евпатории, с 21 июля по 4 августа – в Сталино (ныне Донецк).

Разумеется, кроме особо успешного налёта 24 апреля, на счету лётчиков III./LG.1 было ещё множество других удачных вылетов, но расписывать успехи вражеских лётчиков мы не будем, чтобы нас не обвинили в пропаганде Люфтваффе.

Лучше мы поинтересуемся потерями лётного персонала этой авиагруппы, которые она понесла за относительно короткий период пребывания на советско-германском фронте. В список потерь запишем не только убитых, но также пропавших без вести и раненных лётчиков.

А сам список потерь выглядит так:       

Первая известная потеря лётчиков III./LG.1 произошла в конце марта: 28 числа командир 7-го отряда Hptm. Theodor Hagen (между прочим, кавалер Германского Золотого креста!) на своём Ju 88A-4 Werk.Nr. 5650 был сбит советскими истребителями в районе Новороссийска и пропал без вести со всем экипажем.

Ровно через месяц – 28 апреля – погиб бортрадист Ogefr. Werner Huke.

Вскоре в результате обстрелов «Юнкерсов» с земли получили ранения два лётчика: 3 мая в районе Керчи бортрадист Uffz. Hans Weber и 4 мая в районе Камыш-Буруна бортстрелок Uffz. Gerhard Stoerr.

Следующий день 5 мая оказался гораздо печальнее для группы: из боевого вылета не вернулся Ju 88A-4 Werk.Nr. 8625 (L1+DS) из 8./LG.1. Весь экипаж – пилот Lt. Eichner, наблюдатель Uffz. Mayer, бортрадист Uffz. Schuda и бортстрелок Ogefr. Pohlmann – пропал без вести.

В воздушном бою в районе Керчи 11 мая советские лётчики-истребители сбили Ju 88A-4 Werk.Nr. 2017 (L1+CT) из 9./LG.1. При этом пропали без вести пилот Ofw. Welfert, наблюдатель Uffz. Pristav, бортрадист Ofw. Schrot и бортстрелок Uffz. Riedel.

Очередную потерю группа понесла 14 мая, когда Ju 88A-4 Werk.Nr. 5657 (L1+IB) не вернулся из вылета в район Евпатории. И снова все члены экипажа были объявлены пропавшими без вести: пилот Uffz. Kristen, наблюдатель Ogefr. Weinze, бортрадист Gefr. Manger и бортстрелок Gefr. Sebanck.

А в воскресный день 17 мая в районе Евпатории разбился Ju 88A-4 Werk.Nr. 0159, при этом погиб пилот Uffz. Vollner.

Два случая потерь лётчиков произошли в июне.

Сначала, 14 июня, в результате пулемётного обстрела в районе Севастополя был ранен пилот Lt. Emil Fiala.

Затем, 18 июня, не вернулся из вылета Ju 88A-4 Werk.Nr. 4031 (L1+AR). Пропали без вести пилот Lt. Erhard Boehcke, наблюдатель Fw. Alfred Koch, бортрадист Ogefr. Josef Zander и бортстрелок Uffz. Richard Holz.

Также дважды были отмечены потери лётного персонала в следующем месяце.

Ju 88A-4 Werk.Nr. 5389 разбился при аварийной посадке в районе Феодосии 7 июля. Травмы разной степени получили пилот Lt. Anton Weiss, бортрадист Uffz. Gamawanho и бортстрелок Uffz. Paul Bonnecke.

А после того, как группу перебазировали в Донбасс, 30 июля в районе Калач – Сталинград – Kaчалинская был потерян Ju 88A-4 Werk.Nr. 2011 (L1+BT): его сбили в воздушном бою «Сталинские соколы». Весь экипаж – пилот Fw. Helmut Bullker, наблюдатель Uffz. Alwin Egers, бортрадист Gefr. Robert Lentkes и бортстрелок Gefr. Karl Roth – пропал без вести.

Последние потери среди лётного персонала III./LG.1 были зафиксированы 1 августа, когда в районе Кропоткина был сбит Ju 88A-4 Werk.Nr. 4092 (L1+BS): снова отличились советские лётчики-истребители. При этом пропали без вести пилот Ofw. Gruber, наблюдатель Ogefr. Becker, бортрадист Uffz. Schelhorn и бортстрелок Uffz. Hochreiner.

Находясь на аэродроме Сталино в Донбассе, лётчики и обслуживающий персонал с большой помпой отпраздновали 5.000-й боевой вылет группы с начала участия в войне. Отметили ветеранов, помянули погибших за фюрера и фатерлянд…

Вскоре, 4 августа III./LG.1 отправили с Восточного фронта на отдых в Восточную Пруссию. А 1 сентября группу из 1-й учебной эскадры (LG.1) ввели в состав 6-й бомбардировочной эскадры (KG.6) и переименовали в III./KG.6. Началась история новой боевой авиачасти, но об этом - как-нибудь в другой раз…


Рецензии
Интересно, с какого аэродрома взлетели те немецкие бомбардировщики, что об их налёте не успели предупредить?
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   21.09.2025 10:47     Заявить о нарушении
Надо полагать, с аэродрома Евпатория. Благодарю, Владимир!
С дружеским приветом,

Олег Каминский   21.09.2025 17:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.