Дизайн, который изменил современный мир

«Бруталист» — фильм об архитекторе, который учился в Баухаусе.

Главный герой — вымышленный персонаж, но Баухаус существовал на самом деле.

Что это было? Самая влиятельная школа дизайна в истории.

Итак, от шрифтов до мебели, вот как Баухаус создавал эстетику современного мира...

В 19 веке архитектура, искусство и дизайн были целиком посвящены прошлому.

Это была эпоха Возрождения — все строилось и проектировалось в исторических стилях.

И это был век максимализма: в моде были украшения, детали, цвет и орнаментация.

Первым восстанием против возрождения стало ар-нуво — буквально «новое искусство» по-французски.

Он появился в Бельгии в 1890-х годах и вскоре завоевал весь мир. Удивительное совпадение, но, примерно, в это время в Бельгии стали массово производить шоколад и он стал любимым блюдом бельгийцев. Может ли пища изменять сознание людей?

Это был новый стиль, не привязанный к прошлому, роскошная эстетика, определяемая плавными линиями и естественными формами.

Однако к концу Первой мировой войны стиль модерн был завершен.

На смену ему пришло новое движение: ар-деко.

Исчезли плавные изгибы. Это была эстетика прямых линий, смелых углов и машинной геометрии — футуристическая, декадентская, драматичная, захватывающая.

Но дни ар-деко были сочтены.

Мир менялся: индустриализация, глобализация, рост населения и постоянные новые изобретения... электричество, автомобили, радио, кино, армированный бетон и многое другое.

Могут ли старые способы дизайна адаптироваться к этому новому миру?

Ну, еще в начале 1900-х годов радикальный архитектор по имени Адольф Лоос создавал проблемы в Вене.

Он проектировал здания без каких-либо украшений — абсолютно чистые и аскетичные.

А в 1910 году он прочитал лекцию под названием «Орнамент и преступление».

Лоос понял, что новые технологии втягивают мир в эпоху стандартизации.

Когда люди делают что-то вручную, то « работает» творческая интуиция человека, которая украшает то, что изготавливает человек. Мастера  так создавали свои произведения , буквально,  все вручную с самого начала цивилизации.

Полная противоположность  стандартизации.

Но эта традиция принадлежала миру ремесленников и мастеров, а не миру машин.

Другими словами: дизайн в стиле ар-нуво и ар-деко не подходил для массового производства.

Поэтому Лоос выступал за использование чистых и недекорированных материалов.

Лоос оказал влияние на целое поколение, которое, как и он, стремилось найти новую эстетику, адаптированную к индустриальному миру.

Одним из них был швейцарец Ле Корбюзье, ставший впоследствии самым влиятельным архитектором XX века.

Также существовала Баухаус — школа дизайна, основанная в Германии в 1919 году.

Ее лидером был Вальтер Гропиус, а среди других членов были такие, как Людвиг Мис ван дер Роэ и Марсель Брейер.

Их кампус в Дессау, спроектированный Гропиусом и открытый в 1926 году, воплощает их убеждения.

Целью Баухауса было найти эстетику, подходящую для массового производства и стандартизации, не только в архитектуре, но и во всем дизайне — от мебели до шрифтов.

Таким образом, они использовали сталь, пластик и доску вместо витражей, бронзы и твердой древесины стилей модерн или ар-деко.

Как сказал Лоос, красота заключена в чистых поверхностях и необработанных материалах, и Баухаус это доказал.

Они создавали простые и функциональные предметы из трубчатой стали, досок и пластика, будь то стулья, лампы или шахматные наборы.

Изящная, захватывающе современная, индустриальная эстетика.

Сейчас мир наполнен минимализмом, пластиком и хромом, но когда-то давно это было не так.

Что-то вроде этой дверной ручки, разработанной Вальтером Гропиусом, выглядит как образец нашей стандартной современной эстетики.

Но в то время подобные вещи были, как ни странно, революционными.

В 1922 году был проведен конкурс на проект башни «Трибьюн» в Чикаго.

Победителем стал проект Рэймонда Худа в неоготическом стиле — знак времени.

Однако неудачные проекты, представленные Лоосом, Гропиусом и несколькими другими начинающими модернистами, были предвестниками грядущих событий.

Первым архитектурным испытанием этого нового движения стала выставка, состоявшаяся в Штутгарте в 1927 году.

Целью проекта было показать, что современная архитектура может обеспечить рабочим дешевое, здоровое и качественное жилье.

Гропиус и Брейер, а также Ле Корбюзье проектировали для него дома.

Для нас, в 2025 году, поместье Вайсенхоф выглядит совершенно обыденным — но это именно потому, что Баухаус имел такое влияние.

И все же, если они были аутсайдерами и радикалами в 1920-е годы, в эпоху господства ар-деко и последних этапов возрождения, как они изменили мир?

Точкой обострения стала Вторая мировая война и подъем нацизма.

В 1933 году нацистский режим закрыл Баухаус, обвинив его в дегенеративности и коммунистических наклонностях.

Поэтому они бежали, забрав с собой свои идеи, и в конце концов прибыли в США, где обосновались Гропиус, Мис и Брейер.

После войны миру нужно было как восстановиться, так и разместить растущее население планеты... но как?

Баухаус уже нашел решение.

Используя бетон, сталь и стекло, абсолютно функциональные и не имеющие украшений, мы могли бы строить быстро, дешево и в больших масштабах.

Итак, к 1950-м годам архитектура Баухауса (известная как «интернациональный стиль») завоевала мир.

Трудно представить, насколько захватывающим и футуристичным казался этот стиль поначалу, выделяясь среди городов, заполненных скрипучими и загроможденными каменными зданиями старого образца.

Итак, триумф Баухауса готовился несколько десятилетий, но в конечном итоге его было уже не остановить.

Они предчувствовали будущее и создали для него минималистскую, функционалистскую, индустриальную эстетику — эстетику нашего современного мира, будь то посуда, небоскребы или что-то еще.

Даже гарнитуры и шрифты были переделаны Баухаусом и его идеями минимализма и функционализма.

Хотя шрифты Sans Serif появились еще в XIX веке, по-настоящему популярными они стали только после Баухауса.

Шрифт, который вы сейчас читаете, сам по себе является шрифтом Sans Serif.

Минималистский дизайн Apple, изобилие мебели в плоской упаковке, IKEA... все это детища Баухауса.

Адольф Лоос сидя в знаменитом венском кафе Caf; Central, где он любил пить элитный горячий шоколад однажды сказал: «Я вышел победителем: я освободил человечество от излишних украшений».

Он и представить себе не мог, насколько он был прав.

Cafe Central  была любимым местом тусовки Фрейда, Гете, Бетховена, Малера, поэта Альфреда Полгара, Феликса Зальтена (автора знаменитой истории «Бэмби»), Ленина и Лайба Бронштейна (также известного как Троцкий).

Но не весь минимализм одинаков.

Дизайнеры Баухауса были мастерами эстетики, и большинство созданных с тех пор вещей не отличаются столь элегантным дизайном.

Мир наполнен небрежным, безвкусным минимализмом — он кажется дешевым, а не стильным, скучным, а не элегантным.

Баухаус возник в максималистском мире и положил начало эпохе минимализма — им удалось найти эстетику, подходящую для массового производства.

Но теперь мы им пресытились, азарт угас, и его качество ухудшается.

Минимализм исчерпал себя? Минимализм поддерживается огромным количеством кофе не очень высокого качества, которые дизайнеры пьют бесконечно.

Возможно, люди сейчас жаждут подробностей, как столетие назад мы жаждали простоты. Может ли максимализм вернуться? Возможно ли это вообще? Вернуться ли люди к элитному шоколаду, который они пили тысячи лет и помогающий формировать творческую интуицию?

Маятник моды всегда качается в одну сторону, затем в другую, и каждое поколение реагирует на то, что было раньше... Так каково же будущее дизайна? По моему мнению, это зависит от того какие  продукты  питания будет потреблять будущая цивилизация . Творческой интуиции нужна жизненная энергия! Без нее творчество невозможно!


Рецензии
На мой взгляд, в части мебели, это течение больше подходит для офисов. У нас в городе есть трёхэтажный магазин скандинавской мебели, она мне напоминает деревенскую.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   22.09.2025 11:47     Заявить о нарушении