Алексей Ремизов 1877-1957 гг

Алексей Михайлович Ремизов — русский писатель, художник, каллиграф.  Автор стилизованных под «допетровскую» старину сборников литературных сказок, романов и повестей, а также драматургических произведений в духе средневековых мистерий.
Родился в московской купеческой семье. В своей автобиографии Ремизов писал: "Я, Алексей Михайлович Ремизов, ратник ополчения 2-го разряда, почетный гражданин. Родился я в 1877 году 24 июня в Москве в Замоскворечье. Отец мой Михаил Алексеевич Ремизов - московский 2-й гильдии купец; торговля отца - большая галантерея. Моя мать Мария Александровна Ремизова, урождённая Найдёнова, из знаменитой купеческой семьи Найдёновых. Предки мои по отцу Ремизовы - тульские, из города Венёва; предки по матери Найдёновы - владимирские, из села Батыева Суздальского уезда".
С детских лет Алексей был большим выдумщиком и фантазёром. В возрасте семи лет он записал со слов няни рассказ о пожаре в деревне — это был его первый реалистический рассказ.
В 1895 году А. Ремизов окончил Московское Александровское коммерческое училище и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Студентом был по ошибке арестован за сопротивление полиции во время демонстрации и на 6 лет сослан на север России (Пенза, Вологда, Усть-Сысольск).
В пензенской ссылке Ремизов познакомился с Вс. Мейерхольдом, который стал его другом на всю жизнь. Ремизов впервые познакомил Мейерхольда с Марксом, Каутским, Плехановым, с популярной в те годы «Историей французской революции» Минье.
Попав в ссылку в 1901 году в г. Усть-Сысольск Вологодской губернии, он познакомился с искровцем Ф. И. Щеколдиным, который взял его под своё покровительство. Из «ссыльных» воспоминаний А. Ремизова: «Приютил Фёдор Иванович Щеколдин, староста и казначей, старейший из ссыльных, учитель, подобие Варлаама индийского…» Впоследствии Щеколдин стал героем рассказа Ремизова «Семь бесов».
В 1902 году Московская газета «Курьер» опубликовала первый рассказ Ремизова  «Плач девушки перед замужеством», восходящий к зырянскому фольклору (под псевдонимом Н. Молдаванов). В 1903 году писатель женился на С. П. Ремизовой-Довгелло.
В ссылке в Вологде Ремизов познакомился с широким кругом социалистов (А. А. Богданов, А. В. Луначарский, Н. А. Бердяев, П. Е. Щёголев, П. П. Румянцев, Б. В. Савинков и др.). Этот этап своей жизни Ремизов описал в романе «Иверень».
Вернувшись из ссылки в 1905 году в Петербург, Ремизов начал активную литературную деятельность: публикуются его сказки и легенды («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь», «Докука и балагурье», «Николины притчи»), роман («Пруд») и повести («Часы», «Пятая язва»), драматургические произведения в духе средневековых мистерий («Трагедия о Иуде, принце Искариотском», «Бесовское действо», «Царь Максимилиан»). В 1908 г. в театре Комиссаржевской было представлено «Бесовское действо». Писателя причисляли к символизму (и более широко — модернизму), хотя сам Ремизов не считал себя символистом.
В противовес революционным манифестам в 1917–1921 годы Ремизов создает литературную игру, которая объединила многих представителей модернистских течений.  Игра называлась «Обезьянья Великая и Вольная Палата». Ремизов был Верховным магистром придуманной им шутейной «Обезьяньей палаты». В качестве хобби он собирал сучки и коренья необычной формы — этих «чертяг» он развешивал по квартире и придумывал им странные имена.
Ремезов был по общему мнению не только прекрасным самобытным писателем, но и чрезвычайно добрым душевным человеком. Художник Владимир Милашевский так описал облик писателя: «Небольшой, чуть-чуть сгорбленный, он был своеобразен и типом своего лица…  В его человеческой породе сквозили некие более древние „крови“, чем славянские… Тип лица Алексея Михайловича связывался с дремучими забытыми культурами, а может быть и тип психики».
Библиофил Глеб Чижов-Холмский вспоминал: «На своём длительном жизненном пути мне приходилось встречаться со многими интересными, даровитыми и даже знаменитыми людьми, но я никого не встречал более чуткого и доброжелательного, чем Алексей Михайлович Ремизов».
Михаил Пришвин писал о фактической «ремизовской школе», что писателей — учеников, «которые у него поучились грамоте и пошли своей природной кондовой дорогой (Шишков, например), не перечесть. У Ремизова была любовно открыта дверь для всех, и валил валом к нему народ литературный, для всех тут была безвозмездная студия».
В годы революции и последующие годы военного коммунизма Ремизов оставался в Петрограде, хотя политически был настроен антибольшевистски (сам он был близок к кругам эсеров). Несмотря на то, что Ремизов в 1917–1921 гг. под псевдонимами занимался антибольшевистской публицистикой, Луначарский по старой дружбе не раз помогал Ремизову в житейских делах, вызволял его из ЧК и способствовал даче разрешения на выезд за границу. Летом 1921 года Ремизов выехал на лечение в Германию — «временно», как он говорил, однако обратно уже не вернулся.
В ноябре 1923 года Ремизов переехал из Берлина в Париж, в котором провёл всю свою оставшуюся жизнь. В эмиграции Ремизов продолжал много писать (наиболее известными стали его художественные воспоминания о жизни в Петербурге и революции — «Взвихрённая Русь», и «Подстриженными глазами»).
В 1927 году в расширенном виде впервые опубликован рассказ «Иверень», Щеколдин Ф. И.. является одним из героев этой книги воспоминаний А. М. Ремизова. Его образ рисуется писателем в соответствии с каноном древнерусской агиографической литературы: «Фёдор Иванович Щеколдин кореня костромского и речь его округлая».
«Живой сокровищницей русской души и речи» называла творчество Ремизова Марина Цветаева. Его отличает чрезвычайно яркое и образное восприятие мира.
Что писатель был ещё и талантливым художником, известно не всем. Он рисовал всегда, на любом клочке бумаги. Каждое своё письмо или крохотную записку он непременно сопровождал каким-нибудь рисунком. В 1933 году в Праге экспонировалась выставка его рисунков.
Работами Ремизова-художника восхищались Марк Шагал, Василий Кандинский, Пабло Пикассо. В годы войны А. М. Ремизов вёл «графический дневник», в котором отражались сны, портреты современников и волновавшие его события.
Писатель и публицист Иван Ильин так охарактеризовал творчество Ремизова: «Ремизов как писатель не укладывается ни в какие традиционно-литературные формы, не поддаётся никаким обычным „категориям“». 
Это связано с тем, что Ремизов создаёт всегда и во всём новые, свои формы, а эти новые литературные формы требуют новых «категорий» и, что ещё гораздо важнее, — требуют от читателя и от критика как бы новых душевных «органов» созерцания и постижения.
 Ремизов творил всю свою жизнь. Во многом его произведения являются автобиографичными. Он говорит в «Учителе музыки», что «в каждом человеке не один человек, а много разных людей». А когда его биограф, Н. Кодрянская, спросила писателя о его многоликости, то «Алексей Михайлович даже не удивился моему вопросу, а весело воскликнул: „Да ведь они все между собой перекликаются!“»
Ремизов участвовал в издании журнала «Вёрсты» (1926-1928), в котором публиковались некоторые его произведения. Однако печататься становилось с каждым годом труднее. Его друзья и поклонники основали специальное небольшое издательство «Оплешник» в 1953 году, позволившее писателю издавать новые книги.
Умер А. Ремизов 26 ноября 1957 в Париже в возрасте 80 лет, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В 1985 году был издан каталог выставки рисунков и рукописей Ремизова из собрания Томаса П. Уитни, которая проходила в Mead Art Museum Амхерстского колледжа, штат Массачусетс, США.
В 2013 году архив А. М. Ремизова, который сохранила во Франции Н.В. Резникова, был приобретен у её наследников Министерством культуры России. 17 апреля 2013 года в Центральном выставочном зале «Манеж»  была открыта выставка «Алексей Ремизов. Возвращение» - более ста рисунков, аппликаций, рукописей, книг, документов и предметов из дома писателя.


Рецензии