2025 Наши академики шутят Ч. 2. Академик отдыхает

2025 Наши академики шутят Ч.2.  Академик Мигдал отдыхает

Наши академики были жизнелюбами, любили шутки и шутить. Одним из заметных шутников был академик Аркадий Бейнусович Мигдал, начавший работать профессором в МИФИ в 1944 году.

Многие академики страстно любили отдых в горах и альпинизм. Не был исключением и АБ.  Физик-теоретик Мирон Я. Амусья в воспоминания об ушедших знакомых и друзьях «Тени прошлого») заметил.

Однажды в горах академик Мигдал...

Академик А.Б. Мигдал загорал в горах, а рядом парень говорил своей девушке о том, почему небо голубое, и упомянул, что рассеяние света обратно пропорционально кубу его частоты.
- Я сказал ему, что не кубу, а четвёртой степени, поскольку куб нарушал бы инвариантность относительно отражения времени. И девушка на него уже больше не смотрела, – рассказывал АБ...

Кто-то вспоминает курортные романы. А о горных романах написано очень мало. Между тем обычно в альплагеря приезжает много девушек, ищущих помимо горных красот настоящую любовь с настоящим мужчиной. А, если это еще и академик или, на худой конец, профессор, то… Д.Ф. Зарецкий описывает такой случай, когда академик осваивал премудрости альпинистской науки.

Ах, Фридочка! Kакие у нее были глазки!...

«Это было летом того года, когда я перешел на третий курс МГУ. Мне и моим двум приятелям выделили в спортклубе путевки в альпинистский лагерь «Алибек». Я никогда до того не был в горах и на море, и поэтому моей радости не было границ.

Альплагерь встретил нас суровой дисциплиной, жестким распорядком дня, веселыми посиделками вечером у костра. В нашем отряде среди зеленой студенческой молодежи выделялись два «старичка». Этими «старичками» были Давид Альбертович Франк-Каменецкий и Аркадий Бенедиктович Мигдал (в то время профессор МИФИ). На самом деле это были мужчины, которым в то время было около сорока лет, но нам они казались стариками. Тем не менее они наравне с нами участвовали в спортивных тренировках, а затем и в зачетном восхождении.

Среди многих навыков, которые необходимы альпинисту, едва ли не самый главный — это уметь страховать товарища в связке в случае его срыва. Поэтому у нас было упражнение, которое называлось «бросать чурку». В качестве чурки использовалось толстое бревно весом порядка 80 кг.  нему привязывалась страховочная веревка, и на довольно крутом склоне инструктор бросал чурку вниз. Задача каждого участника тренировки заключалась в том, чтобы удержать чурку на склоне, держась за страховочную веревку. Естественно, это удавалось не каждому. Во время одной из попыток чурка сорвалась и покатилась вниз. А внизу склона были заросли малины, которая очень хорошо растет на морене. И в этих зарослях «паслась» самая красивая и обаятельная девушка из нашего лагеря, которая, конечно же, никакого участия в наших играх не принимала. Она просто собирала малину.

И случилось так, что уже на излете чурка нашла эту девицу и двинула ее в пятую точку. Мы сверху с ужасом увидели, как девушка упала. Тренировка была прекращена, мы побежали вниз. Девица лежала и тихо стонала, идти она не могла. Инструктор сдернул с нее штанишки, и все увидели огромный синяк на мягком месте. «Кто понесет ее в лагерь?» — спросил инструктор. Сам он этого сделать не мог, так как не имел права нас оставить.

Первым вызвался АБ. Мы взвалили ему на спину потерпевшую, и он зашагал в лагерь по горной тропе.

Через много лет, когда я уже был его учеником, мы возвращались из Новосибирска после какой-то конференции. Сидели в самолете рядом. Я напомнил ему об этом эпизоде. Вижу, глаза его затуманились. Он немного помолчал и тихо произнес: «Ах, Фридочка! Какие у нее были глазки!..».

В прошлом веке в СССР ученые очень любили сочетать отдых и научные конференции, которые проводились на курортах. В горах, на море и других экзотических местах. Мне тоже довелось поучаствовать в такой всесоюзной конференции. Она проводилась  на базе Института космических исследований. А база располагалась рядом с озером Иссык-Куль. Представьте жара, пляж, теплая вода. Докладчики в плавках рассказывают о своих научных достижениях… Однажды коллеги Мигдала пошутили.

Разыграли самого Мигдала

   И. М. Халатников был не только энергичным, целеустремленным, но и веселым человеком. Приведу, со слов самого Халатникова, сюжет одного из лучших розыгрышей, который они с А. А. Абрикосовым учинили над их общим другом А. Б. Мигдалом. Дело было в 1960-е гг. на горном курорте Бакуриани (Грузия), где проходил очередной международный симпозиум по физике низких температур. И. М. Халатников пишет:

  «Возвращаясь из поселка Бакуриани, мы иногда заходили в местный универсальный магазин, который изобилием не отличался. Там было лишь три предмета, привлекавшие внимание: большие портреты товарища Сталина маслом в золоченых рамах, длинные кухонные ножи и большие трикотажные женские панталоны. При виде всего этого созрел план розыгрыша. Я обсудил это с Алешей Абрикосовым, и мы приобрели самый длинный кухонный нож и лиловые панталоны.  K этому набору необходимо было еще прибавить записку на грузинском языке, которую мы попросили написать молоденькую грузинскую дипломницу А. Абрикосова Риту Кемоклидзе.

Текст записки состоял из одной фразы: «Ты ответишь за поруганную честь». Сложность состояла в том, что Рита не знала, как по-грузински «поруганная честь». Здесь-то уже начиналась комичность ситуации. Рита бегала по «Дому физика» и спрашивала у маститых грузинских ученых, как на грузинском языке будет «поруганная честь». Когда, наконец, все было готово, оба предмета с запиской были незаметно положены на дно сумки АБ, благо комнаты никогда не запирались.

На следующий день мы все возвращались в Москву. Как обычно, разбирая сумку АБ, его жена Татьяна Львовна с удивлением обнаружила «компрометирующие» АБ предметы и записку. Смущенный Кадя (Аркадий) ничего внятного сказать не мог. Записка, которая могла бы что-то объяснить, была на грузинском языке.

Решили обратиться к близким друзьям — Радам и Михаилу Светлову (известный поэт). Радам Светлова была грузинской княжной и язык знала. Поскольку по телефону прочесть не могли, поехали к Светловым. А там, как на зло, оказался близкий друг Светловых и Мигдала — известный физик Бруно Понтекорво, также большой любитель шуток. Можно представить, какой стоял хохот... Розыгрыш удался. АБ оценил шутку».


Продолжение следует….


Рецензии