Древняя философия в современном бизнесе
Многие из них использовали древнюю философию, чтобы достичь «эвдемонии», под которой греки подразумевали «процветание» или «хорошую жизнь». Вот семь методов от семи философов, которые компании могут использовать, чтобы стать более эвдемоничными.
Сократ: осмелюсь не согласиться
Сократ, один из первых философов, настаивал на нашем праве думать самостоятельно. Слишком часто, предупреждал он, люди идут по жизни как лунатики, просто следуя за толпой.
Это опасно в вопросах морали, и особенно в корпоративном управлении. Когда раскрывается коррупция, слишком часто люди говорят: «Все остальные это делали». Но наши характеры — это наша ответственность. Сократ был готов умереть, но не пойти против своей совести. Поощряет ли ваша организация независимых мыслителей и людей, которые следуют своей совести? Позволяет ли она людям давать критические отзывы менеджерам? Создает ли она возможности для хороших людей сообщать о плохом поведении?
Аристотель: пусть люди ищут удовлетворения
Аристотель был великим биологом, а также великим философом. Он основывал свою этику на психологической теории человеческой природы, настаивая на том, что мы от природы добродетельны, рациональны, социальны и ищем счастья. Правительствам и организациям необходимо создать лучшие системы, чтобы позволить людям реализовывать свои естественные стремления.
Философия Аристотеля оказала влияние на теорию самодетерминации Эдварда Деси и Ричарда Райана , которая предполагает, что сотрудники будут работать на вас усерднее и лучше выполнять свою работу, если вы дадите им задачи, которые они сочтут значимыми и морально ценными.
Люди хотят верить во что-то и служить этому. Обращайтесь к лучшей природе ваших сотрудников, и они ответят на этот призыв.
Ваши сотрудники также будут более мотивированы, если вы дадите им возможность удовлетворить свое естественное любопытство через возможности обучения. Это может быть профессиональное обучение, но это может быть и просто изучение мира, идей, культуры.
Плутарх: будьте хорошим примером для подражания
Плутарх, древнегреческий историк и педагог, понимал, что люди — невероятно социальные существа, которые постоянно наблюдают за окружающими и подражают им.
К сожалению, люди часто вырастают в окружении плохих ролевых моделей. Однако мы можем направлять людей, предоставляя им лучшие образцы для подражания. Именно это пытался сделать Плутарх в своей знаменитой работе «Сравнительные жизнеописания», в которой предлагались биографические очерки некоторых великих греческих и римских героев — Цицерона, Цезаря, Александра Македонского, Перикла — чтобы дать молодым людям что-то для подражания.
В организационном плане это означает, что то, что вы говорите своим сотрудникам, менее важно, чем то, что вы делаете. Они будут следить за тем, как вы себя ведете, как вы относитесь к другим, как вы справляетесь с давлением и выполняете ли вы свои обещания. И они будут подражать вам. Если вы говорите об этике, а затем срезаете углы при первой же возможности, они последуют вашему примеру.
Покажите хороший пример, и они последуют ему. Плутарх также предупреждал, что ваши лучшие молодые сотрудники будут использовать вас в качестве планки, к которой нужно стремиться и которую нужно превосходить. Это естественно. Позвольте им соревноваться с вами и поощряйте их идти дальше.
Эпиктет: формируем устойчивое мышление
Эпиктет вырос рабом в Риме, а затем стал философом-стоиком. Обе эти позиции были невероятно шаткими — рабы могли подвергаться насилию или быть убитыми своими хозяевами, в то время как философы-стоики постоянно ссорились с императорскими властями (сам Эпиктет в конечном итоге был изгнан). Эпиктет справлялся с этой неуверенностью, постоянно напоминая себе, что он может контролировать, а что нет. Мы можем контролировать свои мысли, убеждения и отношения, но все остальное в какой-то степени находится вне нашего контроля — восприятие и поведение других людей, экономика, погода, будущее и прошлое.
Если вы сосредоточитесь на том, что находится вне вашего контроля, и зациклитесь на этом, вы в конечном итоге почувствуете себя беспомощным. Сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать, и вы почувствуете определенную степень автономии даже в хаотичных ситуациях.
Это понимание теперь является частью курса обучения стойкости армии США стоимостью 325 млн долларов, который учит солдат стоическому уроку, что даже в неблагоприятных ситуациях у нас всегда есть выбор, как реагировать.
Мы можем научиться этому стойкому мышлению, и оно сделает нашу организацию и сотрудников более способными реагировать на кризисы.
Окружающая среда может ухудшаться, экономика может падать в два раза. Сосредоточьтесь на том, что вы можете сделать, на практических шагах, которые вы можете предпринять для улучшения ситуации.
Руф: следите за своим этическим прогрессом
Мусоний Руф был известен как Сократ Римский. Он был еще одним стоиком, который учил, что философия не может быть просто теоретической. Если вы хотите быть этичной личностью или этичной компанией, вы не можете просто изучать этику, вы должны практиковать ее каждый день, чтобы выработать хорошие привычки. Древнегреческое слово для этики на самом деле то же самое слово для привычки.
Вам также нужно отслеживать свой прогресс, чтобы видеть, как вы справляетесь. Вы не можете просто полагаться на свою интуицию, потому что она часто ошибается. Поэтому древние греки научились вести учет себя. Они отслеживали свое ежедневное поведение в журналах, ведя учет того, сколько раз они выходили из себя, например, или слишком напивались. Тогда они могли увидеть, действительно ли они улучшают свое поведение или просто ходят по кругу.
В организационном плане отслеживание себя означает попытку провести основанную на фактах оценку нашей деятельности. Мы можем сказать, что мы зеленая компания, но как мы узнаем, что мы добиваемся прогресса? Мы можем сказать, что мы эвдемоническая организация, но как мы это узнаем? Мы можем отслеживать это, например, спрашивая наших сотрудников (анонимно), насколько ценной они считают свою работу.
Эпикур: искусство счастья
Эпикур был греческим философом четвертого века, который учил, довольно скандально, что цель жизни — просто быть настолько счастливыми, насколько это возможно, здесь, на Земле, прежде чем мы умрем и растворимся в атомной вселенной. Он предупреждал, что люди очень плохи в том, чтобы быть счастливыми, и очень хороши в том, чтобы придумывать причины быть несчастными. Философия должна научить нас, как быть счастливыми, предположил он. Например, она могла бы научить нас, как направлять наше внимание на настоящий момент, чтобы наслаждаться им. Она также могла бы научить нас ограничивать наши желания тем, что легко получить, не раздувая наши потребности бесконечными искусственно стимулируемыми желаниями.
Свидетельство о публикации №225092101692
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 22.09.2025 12:15 Заявить о нарушении
Доброго здоровья. С уважением,
Анатолий
Анатолий Клепов 22.09.2025 12:30 Заявить о нарушении