Леонид Андреев 1871-1919 гг
Он родился в Орле в семье землемера Н. И. Андреева и дочери польского помещика Анастасии Николаевны (урожд. Пацковской). В семье было шестеро детей, Леонид был старшим. Закончил Орловскую классическую гимназию (1882—1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.
Юношеская порывистость и необузданность несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лег между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим.
Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. После смерти отца материальное положение семьи ухудшилось, к тому же Андреев стал злоупотреблять алкоголем. В Петербурге он пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он позднее поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет».
В 1894 году Андреев пытался покончить жизнь самоубийством после любовной неудачи, однако выжил, получив порок сердца. После этого он совершил церковное покаяние, так как православие считает суицид грехом. Вскоре Андреев опять начал бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ.
В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в университете, но адвокатской практикой почти не занимался, хотя и работал некоторое время помощником присяжного поверенного Московского судебного округа. Зато в том же году он начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны подписывал псевдонимом James Lynch. В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ «Баргамот и Гараська». Начинающего автора заметил Горький, который и пригласил Андреева в товарищество «Знание», объединяющее молодых писателей. Настоящая известность пришла к Л. Андрееву после издания в 1901 году его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь».
В 1902 году он женится на Александре Велигорской — внучатой племяннице Тараса Шевченко. За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов, написав следующее посвящение: "Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, тёмные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и боялся жизни и смерти, и не знал, чего больше хотел — жизни или смерти. Безгранично велик был мир, и я был один — больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля… И я сжимался от ужаса жизни, одинокий среди ночи и людей, и в самом себе не имея друга… Уже близка была моя смерть. И я знаю, знаю всем дрожащим от воспоминаний телом, что та рука, которая водит сейчас пером, была бы в могиле — если бы не пришла твоя любовь, которой я так долго ждал, о которой так много, много мечтал и так горько плакал в своем безысходном одиночестве…"
Он становится редактором «Курьера», и вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Горького большим тиражом был выпущен первый том сочинений Андреева. В 1905 году писатель приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП. 9 февраля к нему на квартиру прибыл для принятия участия в съезде районных представителей член ЦК РСДРП Ф. Щеколдин, но был арестован вместе с Андреевым. Писатель был посажен в Таганскую тюрьму, но уже 25 февраля выпущен под залог, внесенный Саввой Морозовым. В этом же году он написал рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевым великого князя Сергея Александровича.
В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии тоже станет писателем. В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена. Потрясенный Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького (с декабря 1906 до весны 1907 года). После начала реакции в 1907 году Андреев разочаровывается в революции и отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.
В 1908 году Андреев женится на Анне Денисевич и переезжает в собственный дом в Ваммельсу, который местные жители, финны, прозвали «Замком дьявола» (по-фински — «Пирулинна»). В этом доме, который сам писатель называл в шутку «Вилла Аванс» из-за того, что дом строился на издательские авансы, Андреев пишет свои первые драматические произведения. С 1909 года активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник».
«Московская газета» в 1912 году сообщала: «Леонид Андреев отправляется на днях в путешествие по Африке. Путешествие продолжится около двух месяцев. Талантливый писатель чувствует себя здоровым и бодрым и занят теперь изучением разных путеводителей и книг об Африке».
В Первую мировую войну Л. Андреев стал ведущим сотрудником журнала «Отечество» издателя Зиновия Гржебина. В интервью газете «Нью-Йорк Таймс» в сентябре 1914 года он говорил: "Победить Германию необходимо — это вопрос жизни и смерти не только для России — величайшего славянского государства, все возможности которого впереди, но и для европейских государств… Разгром Германии будет разгромом Всеевропейской реакции и началом нового цикла европейских революций".
Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). В 1914 году драма была экранизирована Акционерным обществом А. Ханжонкова. Впрочем, произведения писателя были посвящены, в основном, не войне, а теме «маленького человека».
Андреев наблюдал, как Февральская революция, которую он встретил с воодушевлением, быстро сменилась хаосом в стране. Писатель не мог понять и принять новую неузнаваемую, жестокую, кровавую, бедную и униженную Россию после октября 1917 года.
Андреев видел, что разрушение старого уклада жизни сопровождается насилием и жестокостью, и предупреждал об опасности, которую несут социальные утопии, насильственно внедряемые большевиками. Писатель предупреждал об опасности начала Гражданской войны.
После отделения Финляндии от России он оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти. В статье «S.O.S.» (февраль 1919 г.) Андреев так характеризует большевиков и жизнь в России: «Теперь, после полуторагодичного властвования большевиков, только безумный может не знать, какую силу зла и разрушения представляют собой эти дикари Европы, восставшие против её культуры, законов и морали…» Там же Андреев призывает мировые правительства консолидироваться и осуществить военный поход против советской власти, чтобы спасти «гибнущую Россию».
В письме к Рериху в сентябре 1919 г. он писал: «Все мои несчастья сводятся к одному: нет дома. Был прежде маленький дом, дача в Финляндии, и большой дом: Россия с её могучей опорой, силами и простором. Был и самый просторный дом — искусство-творчество, куда уходила душа. И всё пропало. Вместо маленького дома — холодная, промёрзлая, оборванная дача с выбитыми стёклами, а кругом — чужая и враждебная Финляндия. Нет России…»
12 сентября 1919 года в 18 часов Леонид Андреев скоропостижно скончался от паралича сердца в местечке Мустамяки, на даче у своего друга - врача и литератора Ф. Фальковского. Он был похоронен в Мариоках. В 1956 году прах выдающегося писателя был перезахоронен в Ленинграде на Литераторских мостках на Волковом кладбище.
Свидетельство о публикации №225092101705