О календаре
В Торе праздник, который мы сегодня называем Рош а-Шана, упоминается иначе – как Йом Зикарон Труа – День воспоминания трубления.
Не «новый год», а звук шофара, зовущий к пробуждению души.
В древности еврейский календарь был солнечным: 364 дня, 52 недели, четыре ровных сезона. Каждый сезон длился 91 день – ровно 13 недель.
Раз в седьмой год добавляли ещё неделю, чтобы восполнить недостающий 365-й день. А каждые 28 лет прибавляли две недели, чтобы учесть ту самую четверть суток, из-за которой солнечный год длиннее.
В году было 24 череды священнослужителей, и весь этот гениальный математический порядок был тесно связан с праздниками и служением в Храме.
И ещё одно удивительное правило: каждый сезон и каждый седьмой праздник начинался в один и тот же день в среду - четвёртый день недели.
Почему именно в среду?
Ведь в четвёртый день Творения Бог сотворил светила – солнце, луну и звёзды – «для знамений и для времён, и для дней, и для лет» (Берешит 1:14).
То есть сам порядок времени, календарь мира, был заложен именно в этот день.
Но история изменила ход времени.
При Антиохе Эпифане еврейский солнечный календарь сменили на греческий лунный – удобный для налогов и контроля. Позже пришли римляне со своим календарём, где год начинался в январе.
Когда же Второй Храм был разрушен, старый храмовый календарь потерял смысл.
И тогда мудрецы создали новый – лунно-солнечный. Ни греческий, ни римский, ни древнееврейский храмовый. Этот календарь должен был объединять народ в изгнании и хранить связь с традицией.
В нём именно тишрей стал началом года:
• Ниссан остался месяцем весны и исхода из Египта – рождения народа.
• А тишрей мудрецы определили как месяц сотворения мира и человека – начала всего.
Так «День воспоминания трубления» превратился в Рош а-Шана – Начало года: время суда и надежды, итогов и нового пути.
Сегодня, отмечая Рош а-Шана, мы не только вспоминаем древние времена, но и молимся о будущем.
Свидетельство о публикации №225092101801