Калейдоскоп 17

(17)

Я лечу через черту:
Нарисуй мне красоту.
*
Сента убедительно напросилась на лекцию за рабочим столом Виктора.
- Точно любишь проекции?
- Обожаю, Виктор, но весь фокус с линиями надо бы мне разложить на пальцах.
 
- Ладно. Здесь, как в театре теней. Внимательно следим за отражениями. Наш взгляд превратим в проекционные лучики. У меня правильный карандаш, смотрим, Сента… Ты знаешь, как двигаться под прямым углом?

- Ага, как по этой стенке от угла.

- Просто отлично. Горизонтальная (H) и фронтальные проекции (V), будут находиться перпендикулярно к нашему объекту, как связь с ним в нашем ортогональном проецировании. Итак, мы тут увидим объект сверху. Но нам нужна ещё одна проекция, она будет у нас профильной (W), чтобы отразить объект с этого боку.

- Здорово.

- Здорово, видишь, мы построили три зеркала встык и перпендикулярно друг другу. Естественно, наши зеркала определены объёмным пространством в системе координат. Так, Z идёт встык фронта и профиля, как бы склеили V и H. Это будет высотой в нашем рабочем домике. X для перпендикуляра горизонта H, как пол в доме и, наоборот ему, потолок.  Y же идёт координатной осью глубины при H и W для этой стены и пола.

-Красиво, увидела.

- Ну, а для расклада модели на бумаге мы по фронту V можем разложить наш домик-пространство. Оп-с! По координатным осям всё на эту плоскость. Ещё одна красота для нашей работы. Ну, горизонтальная часть, где Y раздваивается, понимаешь?

- Потолок падает…
- Ага, присоединяется в продолжение.
- Морс?
- Наливай.
- По глоточку…

- Что далее наблюдаем. Любую точку видим и отображаем легко. Это лишь точка в пространстве. В театре теней, соответственно отражается на стенках лишь точкой. Теперь давай поглядим на плоскую фигурку, берём этот прямоугольник.  Как его разместим? Вот так. Здесь отражаются отрезки, а на полу прямоугольник… А теперь пошли наши объёмные фигурки. У нас тут по ходу дела наша шестиугольна пирамида.

Ортогональную проекцию мы легко можем перенести в изометрическую проекцию, развернув координатные лучи под 120 градусов на плоскости картины.

В целом, переходя из одной проекции в иную, мы способны сделать с картинки рабочий чертёж. А при переносе проекции на реальную местность понять и масштаб…

- Так, вина глоточек?

- Теперь у нас ещё фигурки по граням пирамиды.  И нам их надо будет отобразить…  А тут мы как поступим? Будем перемещать наш объект, чтобы он занял своё положение в заданной системе плоскостей, значит, используем способ вращения.
- Слушай, Виктор, а почему здесь искажаем фигурки персонажей?

- Ну, Сента, вот тут во фронт они у нас немного уродливы, как бывает с тенями. Зато со двора, когда мы взглянем на них, то они будут выглядеть в полном порядке, в более здравой пропорции. Такая петрушка зависит от точки зрения, откуда мы рассматриваем фигуры.

- А-а. Ты смотри как… поняла. Виктор, а что это кабинет у вас, где написано «провенанс»?

- Вещи в кладовке, всякая всячина, которую толком  никуда не определили.

Эпизод  18:
http://proza.ru/2025/09/21/337


Рецензии
Надеюсь, Сента лучше меня училась в школе. Мне эта система координат много крови попортила. А ведь в этом математическом кошмаре скрыто чудо перехода от двухмерного пространства к трехмерному. Эх, никогда мне не побывать в четвертом измерении! Ну, или в пятом, поскольку троечники так же погружены в поток времени, как и все остальные. Кай Виктор не только антикварщик, но и архитектор. А вещей у него столько, что их провенанс хранится в отдельном кабинете.

Всех благ,

Нина Алешагина   25.09.2025 17:36     Заявить о нарушении
Привет, Нина!

Про измерения реально интересно. Кстати, в школе было бы здорово, если бы показывали на моделях как идут векторы лучей, как проецируются поверхности объектов на те или иные грани пространства, как работает перспектива.

С провенансом Виктор немного схитрил. Он не объяснил, что это особая комната, где сосредоточена инфа по предметам антиквариата, по людям, имеющим к ним отношения - хозяева, мастера и другие моменты их ценности.

По-моему, он понял, что с Сентой надо быть осторожной, в любом случае лишняя инфа не должна уходить на сторону... и при этом, он чувствует, что влюбляется в неё. И просто с улыбкой ушёл от ответа на этот вопрос.

Кристен   25.09.2025 20:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.