Гортанные крики журавлей

Пасмурное наступило утро, от речки Берёзки шёл густой белесый туман.
Издали с кустистого косогора открылась деревня Воспушка. По серому небу медленно плыли, кочевали пухлые и неуклюжие облака, натыкаясь друг на друга.
Наступило спокойное время поздней осени, тепла уже не жди, ждать неоткуда. Воздух свеж, прохладен, пахнет опавшей листвой, гнилью, дождевой водой.
Вот и лесная опушка, похожая на тёщины подгоревшие блины, с просторными кустами орешника, которые соединяют, обрамляют опушку леса и берёзовые залоги.
И я побрёл неспеша в лес. В залогах стояли рядами, аллеями, куртинами белоногие бородавчатые берёзы, местами с облетевшей золотой листвой. Редина проступала, преобладала в ближнем ольховнике, облетели, погрустнели стройные осины. На коричневой подстилке лежит лохмотьями почерневшая листья.
я хорошо знал, что за залогами будет спуск в моховую низину, потом тропинка вильнёт, повернёт на север и откроются  берега речки Берёзки, на берегах будут стоять вековые дубы, ещё не облетевшей светло - бурой листвой и тёмной, как обугленной корой.
Тишина в лесу необычная: глубокая, глухая. только дятел нарушает тишину барабанной дробью.
Вот и длинная излучина речки Берёзки освещается ивовым светом. И вдруг над речной излукой появились, летели в пасмурном небе клином журавли, с севера на юг.
В глубокой тишине сначала чуть слышно, а потом всё нарастая, близясь, тревожа душу до боли, слетели из поднебесья гортанные крики журавлей.
журавли летели строго клином, излюбленным маршрутом следования в южные края. Как сильно, стремительно, уверенно махали они широкими крыльями, сколько красоты, гордости, торжества было в их нелёгком полёте, перелёте.
Тихо, коротко, гортанно вскрикнул вожак, его место в стае было определить, угадать легко. Обычно вожак летит впереди и ведёт за собой своих " подчинённых". Что делает вожак, то делают и все остальные.
Журавли приняли его команду, чуит отвернули от излучины, впереди был просёлок и деревня Воспушка.
Журавли протяжно крикнули, а я всё стоял, как в оцепененье, подняв голову к густой просини небосвода. Было грустно в душе по быстро ушедшему лету, по покидающим Родину журавлям.
Если хоть раз кому нибудь из нас посчастливиться услышать эти протяжные, какие - то необычно - таинственные, тревожно - гортанные, трубные звуки летящих
в сереющем небе журавлей и удивиться их природной силе, вы не забудете этого никогда: такого душевного воздействия на человека забыть невозможно.


Рецензии