Цивилизации гибнут от духовного истощения

Ке;ннет Макке;нзи Кларк, барон Кларк. Автор и ведущий серии телепередач «Цивилизация», пионерской в своём жанре, транслировавшейся на телеканале BBC в 1969—1970 годах.

В 1934 году Кларк стал самым молодым директором лондонской Национальной галереи, которую возглавлял до 1945 года.

В 1969 году удостоен титула пожизненного пэра и стал официально именоваться барон Кларк оф Солтвуд — по названию замка Солтвуд, приобретённого им в 1955 году, ставшего его резиденцией.

Кеннет Кларк сетовал, что цивилизация — хрупкое существо.

Он выделил трех «врагов», которые могли бы свергнуть даже самые могущественные культуры.

Что это такое и как мы можем их предотвратить?

Первый враг — страх:

«страх войны, страх вторжения, страх чумы и голода, из-за которых просто нет смысла строить, сажать деревья и даже планировать урожай следующего года. И страх перед сверхъестественным, из-за которого не смеешь ни в чём сомневаться».

Страх парализует людей и подавляет стремление к приключениям, изобретательству и грандиозным строительным проектам.

Страх ведет к застою. И катастрофическим ошибкам, которые часто завершаются войнами.

Второй враг — неуверенность в себе. Кларк считал позднюю Римскую империю ярким примером культуры, которая больше не верила в себя:

«Позднеантичный мир был полон бессмысленных ритуалов, таинственных религий, которые разрушали уверенность в себе».

Когда традиции и ритуалы теряют связь с тем, что их изначально вдохновило, они становятся перформансом умирающей цивилизации.

Культурам необходимо во что-то верить. (СССР мгновенно распался прежде всего из за того, что люди перестали верить в коммунистическую философию, которая создала СССР).

В конце концов цивилизация умирает от духовного истощения — «чувства безнадежности, которое может овладеть людьми даже при высокой степени материального благополучия».

Упадок, моральная деградация и отсутствие веры во что-то большее заставляют общество сомневаться в смысле всего этого.

Общество пронизано чувством бесцельности, которое часто успокаивается только самоубийством цивилизации.

Кларк рассказывает историю греческого поэта Кавафиса, в которой тот представляет себе античный город, ожидающий прихода варваров и разграбления.

Через некоторое время варвары уходят, и город остаётся в живых. Но жители разочарованы — разрушение было бы хотя бы интереснее.

Хватит уныния и уныния — где же решение?

Кларк проводит различие между «преимуществами» цивилизации и факторами, которые изначально способствовали ее процветанию.

Общество может быть «мертвым и негибким», даже если оно обладает огромным богатством:

«Иногда люди думают, что цивилизация заключается в тонком чувстве, приятных беседах и тому подобном. Это может быть одним из приятных результатов цивилизации, но не они составляют суть цивилизации».

В конечном счете Кларк говорит, что процветающие цивилизации имеют две вещи, выходящие за рамки базового уровня материального благополучия: уверенность и вера.

«уверенность в обществе, в котором живешь, вера в его философию, вера в его законы и уверенность в своих собственных умственных силах».

Например, способ укладки камней акведука Пон-дю-Гар свидетельствует не только о триумфе технического мастерства, но и о твердой вере в закон и дисциплину, а также об уверенности в способности выполнять великие задачи.

Но есть еще кое-что общее для всех великих цивилизаций:

«Энергия, сила, жизненная сила: все цивилизации — или эпохи цивилизаций — имели за собой массу энергии», — говорит Кларк.

Размышления Кларка о цивилизации должны вдохновить нас на размышления о нашей собственной стране. Верят ли в нашей стране  в свои основополагающие принципы, законы или философию? Уверена  ли наша страна в  себя, свои научные достижения и технологии. И главное в будущее себя, своих детей и внуков? 

Или страна робка, застенчива,  измучена и зависит от поведения других стран?


Рецензии
"СССР мгновенно распался прежде всего из за того, что люди перестали верить в коммунистическую философию, которая создала СССР" - если это мысль Кларка, а не Ваша, то ему простительно.

Елена Лях   22.09.2025 01:09     Заявить о нарушении
Елена. Я работал лично с Президентом СССР М. Горбачевым. Читайте на сайте проза мои статьи о том кто прослушивал телефоны Кремля. Напомню Вам, что в августе 1991 года толпа народа разрушала памятник Дзержинскому напротив здания КГБ СССР. Ни один сотрудник КГБ СССР не вышел, чтобы предотвратить снос памятника. А этот памятник Дзержинскому был самое священное место для сотрудников КГБ. Ежегодно 20 декабря руководство КГБ и лучшие сотрудники КГБ возлагали цветы к памятнику. Вам рассказать как уничтожали партбилеты высокопоставленные деятели партии?
20.000.000 коммунистов и никто не возражал против роспуска коммунистической партии. Это исторический факт.
С Фиделем Кастро я встречался. Об этом в моей книге «Шпионаж. Шифраторы и Шоколад»

Анатолий Клепов   22.09.2025 09:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.