Очарование пейзажной живописи
Обратите внимание, как фон этой фрески XI века указывает на ландшафт всего лишь с помощью общего наброска замка и отдельно стоящего, сильно стилизованного дерева.
Ситуация изменилась в XIV веке с появлением Джотто, революционного художника из Флоренции.
Он ввел в свои картины настоящие пейзажи: скалы, деревья, цветы и небо.
Однако изображение природы у Джотто остается крайне стилизованным; это не «реалистичный» пейзаж.
По мере развития эпохи Возрождения этот подход становился все более изощренным.
Рассмотрим картину Андреа Мантеньи «Моление о чаше», написанную в 1456 году. На ней изображен полноценный, хотя и сильно стилизованный пейзаж.
Но обратите внимание, как (чтобы рассказать историю более наглядно) были искажены его пропорции.
Это направление стилизованной пейзажной живописи было усовершенствовано Рафаэлем и Леонардо в конце XV — начале XVI веков.
На переднем плане вы видите прекрасно написанные цветы, а на заднем плане — колоссальные горные пейзажи, залитые синевой.
Как «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи.
В то же время в Северной Европе ландшафтное искусство развивалось несколько иначе.
Это по-прежнему не было главной темой, но ей уделялось более пристальное внимание.
Обратите внимание на невероятно детализированный город на заднем плане этой картины нидерландского художника Яна ван Эйка, написанной в 1435 году.
В XVI веке ситуация снова изменилась: пейзажи стали более натуралистичными.
В Италии такие художники, как Тициан, пытались запечатлеть, как выглядят облака и деревья в реальной жизни.
Никто раньше не рисовал деревья так — реалистично, а не чисто стилизованно.
Опять же, в Северной Европе все было по-другому, там был разработан альтернативный подход к пейзажам — обширные панорамные виды современной жизни, наполненные десятками небольших детализированных сцен.
Ярчайшим представителем этого стиля был Питер Брейгель Старший, творивший в 1560-х годах.
И вот, наконец, к XVII веку пейзажи стали самостоятельным жанром.
Возникло два вида: итальянский и голландский.
Итальянские пейзажи, как у Клода Лоррена, были идеализированы. Безмятежные, гармоничные, наполненные пастухами и храмами — они отсылали к античному миру.
Между тем, в Нидерландах пейзажи были более реалистичными — они основывались на современном мире, каким он был на самом деле, а не вдохновлялись древностью.
Отсюда серое морское небо и мрачные ветряные мельницы голландского пейзажиста Якоба ван Рейсдала.
Или рассмотрим скрупулезно реалистичное искусство Мейндерта Хоббемы, еще одного голландского художника XVII века.
В отличие от идеализированных итальянских пейзажей, Хоббема пытался изобразить голландскую сельскую местность такой, какой она была на самом деле, — хотя и с неким причудливым деревенским очарованием.
Следующая великая фаза пейзажной живописи возникла в конце XVIII века: романтизм.
У него было два определяющих качества.
Первая, воплощенная Дж. М. У. Тернером в Англии, заключалась в большем внимании к атмосферным эффектам — свету, дождю, тени, дымке и дыму.
Второй определяющей чертой романтизма были его темы: борьба человечества с природой, бренность и меланхолия жизни.
Отсюда и разрушенные замки и одинокие странники немецкого художника Каспара Давида Фридриха, творившего в начале XIX века.
Или английский художник Джон Мартин, который стремился запечатлеть мощь и величие природы в своих обширных сценах, часто на библейские темы, изображающих катастрофы.
Романтические пейзажи полны драмы и эмоций — сравните их с идиллическими итальянскими или мирными голландскими пейзажами старины.
В XIX веке во Франции возникла еще одна форма ландшафтного искусства, которая затем распространилась по всему континенту: реализм.
Частично это определялось тем, что художники действительно рисовали на открытом воздухе, а частично тем, что они изображали — реальную жизнь, недраматизированную и неидеализированную, какой бы серой и неприятной она ни была.
Тем временем в Америке XIX века существовала «Школа реки Гудзон» — группа художников, которые хотели запечатлеть масштаб и красоту американской дикой природы.
Самым известным их членом был Фредерик Эдвин Чёрч — это «Сердце Анд» 1859 года.
В России «Золота;я о;сень» — пейзаж русского художника Исаака Левитана написанная в 1895 году олицетворяет невероятную красоту русской природы.
Еще одним представителем школы реки Гудзон был Альберт Бирштадт, создававший такие же монументальные, блестящие и невероятно точные пейзажи, как и Чёрч.
Это был романтизм в своем поклонении природе, хотя и гораздо более оптимистичный, чем мрачный европейский романтизм.
Но надвигалась революция: импрессионизм.
Во Франции в 1870-х годах группа художников под руководством Клода Моне полностью изменила подход к ландшафтному искусству (и искусству в целом).
Речь по-прежнему шла о реалистичности — только более чувственно точной.
После импрессионистов искусство стало еще более экспериментальным.
Просто вспомните Винсента Ван Гога и его яркие, завораживающие видения сельской Франции.
Речь шла не столько о том, чтобы рисовать пейзажи такими, какими они были на самом деле, сколько о том, чтобы рисовать пейзажи такими, какими они были на самом деле.
Затем, в конце XIX — начале XX века, появился целый ряд стилей «постимпрессионизма».
Из пуантилизма Жоржа Сёра и Поля Синьяка, в котором мир изображался тысячами точек индивидуального цвета, а не смешанными мазками кисти.
К экспрессионизму, который рассматривал пейзаж как чистое настроение, как отражение и воплощение эмоционального состояния наблюдателя.
В конце концов, мир, похоже, меняется в зависимости от того, что мы чувствуем. Именно это пытались запечатлеть в 1910-х годах такие художники, как Марианна Веревкина.
Наряду с этими движениями в XX веке существовали еще десятки — от примитивизма и кубизма до абстрактного искусства (их слишком много, чтобы перечислить или описать полностью), — вплоть до Гранта Вуда, который создал свой собственный, совершенно уникальный стиль ландшафтного искусства в 1930-х годах.
Конечно, в других частях света ландшафтное искусство имеет совершенно иную историю.
Например, в Китае в Средние века это была одна из самых почитаемых форм искусства, в отличие от Европы.
И его внимание было сосредоточено не на внешнем реализме, а на поэтической сути.
А еще есть что-то вроде укиё-э — формы японской гравюры (оказавшей влияние на импрессионистов!), в которой пейзажи изображались уникальным образом.
Хокусай и Хиросигэ (оба XIX века) — самые известные художники укиё-э, но Хасуи Кавасэ был мастером XX века.
И это, если не считать множества упущенных деталей и движений, — очень краткая история пейзажное искусства, с той оговоркой, что пейзажное искусство развивалось по-разному и имело разную значимость в разных частях света и на протяжении веков.
Свидетельство о публикации №225092100839
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 21.09.2025 13:58 Заявить о нарушении
Доброго здоровья. С уважением,
Анатолий
Анатолий Клепов 21.09.2025 14:19 Заявить о нарушении