Когда закат раскроется розой
Бывают закаты, которые не просто завершают день. Они его подводят итог, ставят жирную точку или, наоборот, открывают многоточие. Таким был тот вечерний закат над тихим провинциальным городком Светлогорском. Небо, всего минуту назад бывшее пронзительно-синим, вдруг вспыхнуло, будто изнутри. Сначала алым, потом золотым, и наконец, в самом центре, над гладью озера, раскрылось perfectой розой — нежной, с перламутровыми прожилками, с лепестками из облаков.
Анна остановилась на деревянном мостике, сжала перила и замерла. Она видела тысячи закатов, но этот был иным. Он дышал тишиной и обещанием. Обещанием чего? Она не знала. Но сердце, привыкшее за последний год к постоянной, глухой ноющей боли, вдруг сделало странный, переворачивающий всё кувырок. И в этот миг она поняла — что-то должно измениться.
Часть первая. Пепел
Глава 1
Квартира в Москве даже после года без него пахла им. Не призрачным запахом духов или табака, а ощущением его присутствия. Вот-вот из кабинета послышится стук клавиатуры, хлопнет дверь холодильника, раздастся смех. Анна жила в этом призрачном мире, как в аквариуме, за стеклом которого кипела чужая, безразличная к ее горю жизнь.
Максим был ее закатом. Ярким, стремительным, потрясающим воображение. Они встретились на взлете, поженились на гребне успеха его стартапа, и Анна была уверена, что их жизнь — это бесконечный праздник, освещенный лучами его энергии. Но самые яркие закаты гаснут быстрее всех. Обычная командировка. Обычный рейс. Обычная графа в новостях: «Самолет авиакомпании… разбился при заходе на посадку… жертв нет…»
Нет жертв, кроме нее.
Ее мать, глядя на дочь, тающую на глазах, как свеча, приняла решение.
— Ты поедешь в Светлогорск, — заявила она однажды утром, ставя перед Анной чашку с чаем, который та не стала бы пить.
— Что? — Анна с трудом фокусировала взгляд.
— В доме твоей бабки. Ты всегда там хорошо спала. Тебе нужно проспать. Месяц. Два. Пока не надоест.
Спорить не было сил. Так Анна оказалась в этом тихом городке, затерянном среди озер и лесов, в старом деревянном доме с резными наличниками и печным отоплением, где пахло яблоками, сушеным чабрецом и прошлым веком.
Глава 2
Светлогорск жил в ином временном измерении. Здесь главными новостями были распустившиеся пионы у председателя дачного кооператива или удачный улов рыбака дяди Васи. Здесь не знали, кто такой Максим, и не смотрели на Анну с жалостью и любопытством.
Дни текли медленно, как мед на зимней пасеке. Она спала по двенадцать часов, читала пожелтевшие книги из бабушкиной библиотеки, бесцельно бродила по берегу озера. Боль не уходила, она стала тише, приглушеннее, встроилась в ритм ее сердца, как постоянный, привычный аккомпанемент.
Именно в одной из таких прогулок она и увидела Того Самого Заката. Розу в небе. И того, кто стоял на другом конце моста и тоже смотрел на небо, завороженный, с этюдником в руках.
Мужчина выглядел лет на сорок, его лицо было не столько красивым, сколько интересным — со следами погоды и мыслей. Он что-то быстро рисовал углем, его движения были резкими, уверенными.
Их взгляды встретились. Он кивнул ей, не улыбаясь, но без неприязни. Просто как соучастнику момента, свидетелю чуда.
Анна поспешно кивнула в ответ и пошла прочь, к дому, чувствуя странное смущение. Не из-за него. Из-за себя. Из-за того, что она впервые за год заметила что-то вне своей боли. Увидела красоту. И это felt like предательство.
Глава 3
Его звали Лев. Лев Матвеевич, как выяснилось у продавщицы местного магазина «У Марфы», которая с удовольствием рассказала Анне все, что знала.
— Художник он. Из столичных. Года три назад купил тут дом, старую мастерскую. Приезжает на лето. Человек нелюдимый, но хороший. Собаке дяди Васи потом кличку придумал — Цербер. Теперь все так и зовут.
Лев стал ее тихим, незнакомым соседом. Она видела, как он пишет у озера, как покупает хлеб, как молча курит на своем крыльце, глядя в лес. Он был частью пейзажа, такой же естественной и молчаливой, как сосны или вода.
Однажды Анна, возвращаясь с луга с охапкой луговых цветов, увидела его на тропинке. Он стоял перед старым, полуразвалившимся колодцем-«журавлем» и делал наброски.
— Он уже лет пятьдесят как сломан, — неожиданно для себя сказала Анна.
Лев обернулся. Его серые глаза внимательно ее оглядели.
— Я знаю. Но у него хороший скелет. Характер есть. В отличие от современных, пластиковых.
— Скелет? — удивилась она.
— Каркас. Форма. История. Видите, как изогнута балка? Она держала тяжесть, боролась с ней годами. Это благородная усталость. Современные вещи ломаются, не успев устать. Скучно.
Он говорил странно, отрывисто, но его слова зацепили что-то в ней. Максим как раз обожал все современное, технологичное, новое. А здесь ценили «благородную усталость».
— Меня зовут Лев, — сказал он, закрывая альбом.
— Анна.
— Я знаю. Вы живете в доме Ольги Никифоровны. Она иногда по воскресеньям меня пирогами кормила. Хороший был человек.
— Моя бабушка, — тихо сказала Анна.
Он кивнул и, попрощавшись, пошел своей дорогой. А Анна осталась стоять у старого колодца, с охапкой цветов, и думать о том, что значит — «благородная усталость». И есть ли она у нее самой? Или только сломанность?
В тот вечер она впервые за ужином не думала о Максиме каждую секунду. Она думала о колодце, о скелете, о глазах художника, в которых читалась какая-то своя, глубокая тишина.
И когда закат снова раскрылся на небе, уже не розой, а тлеющим углем, она смотрела на него не с болью, а с тихим, робким вопросом.
Глава 4
Тишина в доме бабушки Ольги стала другой. Раньше она была густой и тягучей, как мед, в котором Анна тонула. Теперь в ней появились просветы. Звуки стали четче: стук дятла в саду, скрип половицы под ногой, завывание ветра в печной трубе, похожее на далекий зов.
Анна ловила себя на том, что завтракает, глядя в окно не в никуда, а на тропинку, ведущую к дому Льва. Она не ждала его, нет. Просто ее взгляд, привыкший цепляться за внутренние образы, теперь искал внешние точки опоры. Его фигура, появляющаяся вдали, стала одной из таких точек. Предсказуемой, устойчивой.
Он работал каждый день. В любую погоду. Под палящим солнцем он надевал потрепанную панаму, в моросящий дождь стоял под огромным раструбившимся зонтом. Он был похож на дерево, вросшее в этот пейзаж.
Как-то раз гроза застала Анну врасплох на дальнем конце озера. Холодный ливень хлестал по листьям, превращая тропу в мокрую скользкую глину. Она бежала, спотыкаясь, промокшая насквозь, и вдруг увидела свет в окне его мастерской. Это был не мягкий свет домашней лампы, а яркий, белый, электрический луч, режущий мглу.
Не думая, повинуясь инстинкту выживания, она свернула с тропы и постучала в тяжелую, крашенную масляной краской дверь.
Дверь открылась почти сразу, будто он стоял за ней. Лев взглянул на нее, на ее продрогшие, испачканные глиной руки, на волосы, прилипшие к лицу.
— Заходи, — коротко бросил он и отошел, давая ей место.
Мастерская пахла скипидаром, маслом и деревом. Повсюду стояли холсты — законченные и ждущие своего часа. На мольберте — почти готовая работа: озеро в предгрозовую пору, то самое, по которому сейчас хлестали настоящие волны. Цвета были тревожными и прекрасными — свинцово-синие, изумрудно-зеленые, вспышки белого.
— Полотенце на табурете, — сказал он, (спиной к ней), наливая что-то в эмалированную кружку. — Чай с ромом. Согреешься.
Она молча вытерла лицо и руки грубым вафельным полотенцем. Он протянул ей кружку. Пар обжигал губы, а крепкий, сладкий напиток разливался по телу живительным теплом.
— Спасибо, — прошептала она.
— Не за что. На грозу всегда заглядываются, а потом бегут, — в его голосе не было упрека, лишь констатация факта. Он подошел к мольберту и снял холст. — Испортил. Слишком много пафоса. Как открытка.
— Мне нравится, — честно сказала Анна.
— Потому что вы не видели, как оно есть на самом деле. Я написал «грозу», а надо было написать «ожидание грозы». Разница колоссальная.
Он отставил холст в угол, к другим «отказникам». Анна увидела, что их много. Неудачи он не выбрасывал, а складировал, давая им второй шанс.
— Вы всегда так строги к себе?
— Это не строгость. Это гигиена, — он обернулся к ней. — Если сам себе не скажешь «ерунда», начинаешь верить в собственную гениальность. А это конец.
Он говорил о живописи, но она ловила каждый его слово, примеряя на себя. Она ведь тоже не сказала себе «ерунда», когда ее горе стало главным шедевром ее жизни. Она лелеяла его, выставляла напоказ самой себе, боялась забыть, потерять, обесчестить память.
Лев взглянул на нее, будто читая ее мысли.
— Вам лучше? — спросил он не о простуде.
Анна кивнула, не в силах солгать.
— Да. Спасибо. За чай и за... убежище.
Он проводил ее до двери. Дождь уже стихал.
— Закат сегодня будет знатный. После таких дождей небо всегда очищается. Если хотите увидеть — приходите на мост.
Он сказал это как факт, без приглашения в голосе, и захлопнул дверь.
Анна вышла на свежий, промытый воздух. Она шла домой, и впервые за долгое время она не думала о прошлом. Она думала о том, что будет закат. И она хотела его увидеть.
Глава 5
Она пришла на мост. Он был уже там, без этюдника, просто прислонившись спиной к перилам.
Небо и правда очистилось. По нему плыли редкие, розовые от последних лучей солнца облака. И тогда это случилось снова. Солнце, опускаясь за густой лес, выбросило прощальный луч. Он ударил в облако, и оно вспыхнуло. Не алым пожаром, не золотом. Именно розой. Нежным, сложным, живым цветком, парящим в высоте.
Они молча смотрели. Аня чувствовала, как что-то затягивается внутри нее. Какая-то рана, которую она считала неизлечимой.
— Почему роза? — тихо спросила она, не обращаясь ни к кому конкретно.
— Почему нет? — так же тихо откликнулся Лев. — Мир не обязан быть логичным. Он обязан быть прекрасным. Иногда в ущерб логике. Это и есть чудо.
Он помолчал.
— Моя жена обожала такие закаты. Говорила, что это ангелы раскрывают небесный сад.
Анна замерла. Он никогда не говорил о себе. Никогда.
— Она...? — осторожно начала Анна.
Лев покачал головой, глядя на угасающую розу.
— Нет. Она просто перестала их видеть. Переехала в мир, где важнее курс акций и цвет обивки нового дивана. Где нет места чуду. Мы развелись. Это оказалось больнее, чем смерть. Потому что смерть — это трагедия. А это... банальность. Предательство не идеалов, а просто чувства удивления перед миром.
Анна поняла, что держит breath. Его признание было таким же редким и выстраданным, как этот закат. Он не ждал жалости. Он просто делился фактом. Говорил с ней на одном языке — языке тех, кто знает цену тишине после урагана.
— Мой муж... — голос ее дрогнул, но она продолжила. Впервые она говорила о нем с незнакомым человеком, и именно поэтому могла говорить. — Он погиб. В авиакатастрофе.
Лев повернул к ней голову. В его взгляде не было ужаса или пафоса. Лишь глубокая, сосредоточенная внимательность.
— Вам must быть очень одиноко, — сказал он просто.
И этих слов оказалось enough. Не «я соболезную», не «какой ужас», не «держись». А признание ее одиночества. Ее правды.
— Да, — выдохнула она, и из глаз наконец хлынули слезы. Не истеричные, а тихие, облегчающие. Она не отворачивалась, позволяя им течь.
Они стояли так, пока роза в небе не распалась на пепел и ночь не окружила их мягким бархатом.
— Идемте, — сказал Лев. — Я провожу вас.
И они пошли по темной дороге к ее дому, и свет его фонарика выхватывал из тьмы корни деревьев и лужи. И она не чувствовала себя потерянной.
Свидетельство о публикации №225092100994