Первый ректор Олег Новак
Олег Андреевич Новак (Директор КФ ВГИФК в 1974-1986 годы)
Необходимо оговориться, что в 2024 году, помимо 50-летнего юбилея Поволжского университета спорта, столько же лет исполняется легендарной ватерпольной команде «КОС-Синтез», у истоков образования которых, вуза и клуба стоял один и тот же человек Олег Андреевич Новак.
Олег Новак родился в Казани в 1940 году, и с детства увлекся спортом. Играл в баскетбол под руководством знаменитого тренера Нины Савощенко, фронтовика, подготовившего в мирное время будущую чемпионку мира Татьяну Пыркову (Слиденко).
В старших классах Новак заинтересовался водным поло — после знакомства с тогдашним энтузиастом этого вида спорта Анатолием Панаиоти. Поступив на обучение на факультет физкультуры казанского пединститута, Новак продолжил занятия водным поло. По окончании вуза стал работать директором ДЮСШ 5 по плаванию Приволжского РОНО Казани, где было открыто отделение водного поло. Для работы на отделении Новак привлек своих воспитанников по секции Андрея Афанасьева, Вячеслава Горюнова, Вадима Панаиоти, Хайдара Хисматуллина.
Хайдар Хисматуллин: «Тренировал нас Олег Андреевич Новак, которому на тот момент было всего двадцать с небольшим, но мы на него просто молились. Дело в том, что это был педагог от Бога, он не кричал, не применял дисциплинарные меры. Мы его очень уважали».
Вячеслав Горюнов: «При 22-м заводе открылся бассейн, где можно было заниматься плаванием. Я пришел записываться, меня назвали «стареньким» для плавания, но посоветовали вариант с водным поло у тренера Олега Новака. Уже будучи директором детско-спортивной школы в маленьком бассейне на улице Ахтямова, у Новака созрела идея о создании ватерпольной команды, а когда ему предложили возглавить спорткомитет Казани, он предложил мне попробовать себя на тренерском поприще вместо него».
Организаторские способности Новака были отмечены политическим руководством Татарской АССР, и в 1969 году 29-летнего Новака назначили председателем комитета по физической культуре и спорту Казани. Но и на этой должности Новак не забывал о любимом водном поло, в 1974 году добился открытия на базе бассейна «Оргсинтез» отделения ДЮСШ по водному поло, договорился с руководством завода о создании команды мастеров под его патронажем.
Алексей Камешков: «Уже руководя спортом в городе, и зная о предстоящем открытии бассейна «Оргсинтез», Новак начал работу с тогдашним директором Владимиром Лушниковым. Плюс заручился поддержкой партийной и профсоюзной организаций завода».
Олег Новак выступил и «селекционером», пригласив дуэт первых наставников Вячеслава Сахарова и Валерия Лелюха.
Хайдар Хисматуллин: «Я поехал на Спартакиаду школьников РСФСР в Киришах, где должна была играть и команда Лелюха. Олег Андреевич Новак дал мне «партийное задание» переговорить с Валерием Алексеевичем, на тот момент работавшим в Сибири, о переезде в Казань».
Валерий Лелюх: «Со мной пообщался Олег Новак, который в то время возглавлял спорткомитет Казани и был недоволен уровнем развития водного поло в городе. Зачастую там играли бывшие пловцы, поскольку детские школы были объединены. Этот разговор зародил во мне мысль о переезде, и благодаря настойчивости Олега Андреевича я переехал в столицу Татарии».
Алексей Камешков: «Новак на «краю географии» — в городе-порту Ванино Хабаровского края, нашёл первого тренера в истории «Синтеза» — Вячеслава Сахарова. Когда Сахаров переехал в Казань, то здесь не было ни команды, ни детско-юношеской школы, ни даже ставки, поэтому Новак определил его тренером спортшколы плавания».
Валерий Лелюх: «Мы с Олегом Новаком ходили на прием к руководству предприятия «Казаньоргсинтез», рассказывали о водном поло, обосновывали необходимость создания команды, поскольку в ней уже подрастали первые свои воспитанники. И в результате договорились о том, что для спортсменов будут выделены семь ставок, чтобы они могли получать зарплату. Это была общепринятая в Советском Союзе практика при, так называемых, заводских командах, что стало огромным подспорьем для игроков».
К этому времени Олег Андреевич стал директором КФ ВГИФК. Официальной датой создания вуза стало 26 сентября 1974 года, когда был подписан приказ «Об организации филиала Волгоградского государственного института физической культуры в г. Казани Татарской АССР». И с 1 сентября 1975 года первые 120 студентов переступили порог нового вуза. Поскольку это был филиал, то Новак пребывал в роли директора, а не ректора, тем не менее, продолжал помогать и становлению молодой команды, многие игроки которой затем учились во ВГИФК, а главный тренер Валерий Лелюх долгое время работал старшим преподавателем.
Валерий Лелюх: «Открытие спортивного вуза помогло решить проблему с получением высшего образования, финансирования игроков через получение стипендий, проживания игроков в институтском общежитии, создало материально-техническую базу для дальнейшего формирования команды».
Альфред Шамгуллин, старший преподаватель Кафедры теории и методики тенниса и бадминтона: «Студентов-ватерполистов мы в шутку называли личной охраной Новака, поскольку они были здоровые, высокорослые...»
Ватерполист «Синтеза», студент казанского спортинститута Алексей Черных приехал в Казань из Прокопьевска, Новокузнецкой области: «В Синтез» я поступил, а в пединститут — нет, завалившись на сочинении по «Мертвым душам», После завала Олег Андреевич не пустил это дело на самотек, а приехал со мной в пединститут на черной «Волге», можете представить, что это было для Казани 70-х. Утешал меня тем, что на следующий год в Казани откроется филиал спортинститута и я буду поступать туда.
Зарплата у нас была 60 рублей, но плюс повышенная стипендия в вузе и питание от команды, и мне, 18-летнему, этого вполне хватало. Мы жили другими категориями. Приходили в бассейн на утреннюю тренировку, а после нее, чтобы отдохнуть, ложились там же на маты, дожидаясь вечерней тренировки, и поздним вечером ехали в общежитие на Жилплощадке (Казанские жители поймут о чем речь). Успевали в 10 на последний транспорт, покупали только что испеченный хлеб, который завозили для завтрашней торговли, брали чаю, в общаге включали радио, чтобы послушать передачу для «Строителей БАМа», в которой звучала популярная музыка — и на боковую. Романтика... Хотя меня приглашали в Волгоград, обещали квартиру, но я как-то прикипел к Казани. Она мне нравилась. Помнится, тогда сняли документальный фильм «Город, который я люблю», часть этого фильма была посвящена спортсменам, в том числе легендарным Наиле Гилязовой, Валентине Никоновой, и в нем был буквально эпизод, где показывали наш бассейн и команду. И его, этот фильм, увидела моя мама в Прокопьевске, это был такой восторг!»
Евгений Гордиенко: В свои 25 лет я уже был играющим тренером регбийной команды «Рубин», которая существовала в те годы при КАПО, авиационном заводе им. Горбунова, наряду с футбольным «Рубином». Но в 1974 году команду решили сократить. В это время назначенный ректором, а по тому времени директором казанского филиала спортинститута Олег Новак предложил мне поступить, чтобы получить профильное физкультурное образование. Он-то меня хорошо знал, поскольку ранее возглавлял городской спорткомитет, а я там примелькался, как тренер «Рубина», то спортивные грамоты приходил подписывать, то по каким-то другим надобностям. Кстати, в те годы спорткомитет располагался по соседству с известнейшим местом, казанским пивным баром «Бегемот»».
Мой возраст накладывал некую дополнительную ответственность, как на студента, поскольку спортинститут обустраивался практически на глазах. Помнится Виктор Тогулев возложил на меня обязанности по доставке учебных парт с мебельного завода одного из районов республики. Казалось бы, Виктор Николаевич, первый декан единственного на то время факультета физкультуры и спорта, должен был заботиться только об учебном процессе, а он был , что называется, и швец, и жнец. Пришлось нам оформлять с Виктором Николаевичем акт на списание, как и создавать на базе вуза баню, перестраивая под это дело бывший туалет. Институт же изначально располагался в здании, так называемой, «горелой школы» на Горьковском шоссе, что на выезде из Казани. Или же, помню, достав с помощью ребят с Порохового завода лист из алюминия, я расписал объявление о наборе студентов. Объявление вышло «на века».
Ренат Камалетдинов: «В первый набор студентов еще 1975 года входили, помимо меня, «рубиновские» Володя Статкевич, который только переехал из Москвы, местные Александо Боченков, Станислав Чеблуков. Вспоминается, что курили в туалете, я-то тогда еще не курящий был, и зашел туда тренер-преподаватель по спортивной гимнастики пристыдил, что «Здесь студенты, а вы курите», Наши отвечают: «Так мы сами студенты», гимнаст тогда очень этому удивился, поскольку, в основном, все были уже возрастные. Из казанских, наверное, я самый молодой — в 21 год. Директором был Олег Андреевич Новак, которого я хорошо знал еще в бытность его работы руководителем спорткомитета Казани, а курировал нашу группу Юрий Прокопьевич Денисенко, чей сын Дмитрий сейчас футбольный тренер, а тогда, в годы нашей учебы, он только родился. Преподавателей помню, и Эрика Ильясовича Аухадеева, который был прекрасным легкоатлетом, и Виктора Николаевича Тогулева, классный был мужик, и Зуфера Валеевна Уразаева, которая очень интересно рассказывала о физиологии. Она уже в возрасте тогда была, но футбол любила, откликалась на приглашения на матчи «Рубина», я давал ей билеты, а руководство клуба устроило так, что специально для нее ставили стул на беговых дорожках, что не воспрещалось тогдашним регламентом. В ответ она приглашала нас к себе, помню, мы с «Рубином» были в Адлере, и на 8 марта я уже мог позволить себе привезти только мимозы. Позволить, имею в виду не по деньгам, а привезти только что расцветшие мимозы».
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Свидетельство о публикации №225092201001