Околопарфюмерное. Про белых ворон и первые озарени

Парфюмерная печать на мне  с детства была.
 
Как я этого не замечала? Впрочем, как-как. Какая тема, такие и свойства. Не видно ее, понимаешь?
Она  вокруг меня летала, трепетала нетерпеливо прозрачными крылышками, все ждала, когда я созрею.
А я прониклась поздно, некоторые даже не живут столько.

И только когда ввалилась, флешбеки пошли. Вполне себе в духе  фильмов типа «Чучело», только  с миролюбивым исходом.

Четвертый класс.
Урок про  окружающий мир.
С миру по нитке,  коротко о  привычном, так, чтобы детям общие какие-то  знания дать. По верхушкам, в двух-трех словах. Раздали задания,  дали прочитать, и там же , на уроке  просили рассказать классу  о прочитанном.

Нас, конечно, больше интересовало на улице погонять, пока тепло (потому что еще сентябрь) и   вообще хочется есть и домой.

Но школа есть школа, дисциплина есть дисциплина.

Послушно встаем, пересказываем, заикаясь, прочитанное. Большинство пересказывает так, что непонятно вообще о чем речь. То ли о  растениях, то ли о  переживаниях. Учителя немного боятся, быть ораторами стесняются. Читают плохо, понимают прочитанное через слово.

Солнце в окно еще, как назло, пялится, припекает, постоянно перетягивает внимание на себя.

Поднимают меня.

Я, довольная, что   моя статья маленькая и что я, кажется, не просто все поняла, а еще и запомнила,  гордо  объявляю тему спича:
-Обоняние!- и обвожу всех взглядом, пытаясь понять,  до всех долетело или нет.

Класс замер — до меня еще никто так четко  заголовок не   выговаривал.
А я начинаю бодро:
-К обонятельной системе относятся: рецепторы....

Класс притих.  Прилип ко мне взглядами. Я  все говорю  четко, громко и просто.
Специально же просто — чтобы все   поняли. У них же сложное не уложится. Им — чем лаконичнее- тем лучше.

В общем, лекция моя недлинная,  как и обонятельные пути — рецепторы,  обонятельный  нерв,  обонятельный центр в мозге. Я коротко  на примере  описываю, что там происходит, когда   рядом с нами появляется  какой-нибудь запах.  Как идет импульс, куда приходит, где распознается.

И, по глазам учительницы поняв, что ничего не перепутала и все сказала правильно, вдруг решаю сверкнуть интеллектом и красиво закончить. (Мама дорогая, меня никто этому не учил - откуда это? ) Мало того, что закончить красиво, так еще и закончить выводом. Мало того, вывод -  не прочитанный в книжке, а  додуманный по результатам прочтения.

В общем я, умница такая, решила  добавить от себя мысль, которая родилась у меня после прочтения этой маленькой  школьной заметки, рассчитанная на десятилетних детей.

-То есть получается,-  резюмирую я,- что мы чувствуем запах не  носом, а мозгом! - провозглашаю я и гордо смотрю на других . Ну ведь , молодец же — вон до чего додумалась . Вроде бы как  правильно додумалась?   

А вокруг  очумевшие взгляды,  и друзей, и одноклассников, и учительницы — все на меня с вопросом «Чой то она выдала?». И  театральная пауза. Они  осмысливают   мое заявление. Перерабатывают мысль.  Экстренно решают, как на нее реагировать — нигде же такого не заявлено. Даже учительница зависла в   нерешительности.

Так и не   отвисла. Не зная,  как себя вести в случае внезапных детских озарений, она примолкла, сурово задумавшись и не отводя от меня подозрительного взгляда -  пытась понять, могла ли я где-то эту мысль прочесть, или   сама  сгенерировала.

И как теперь реагировать: поругаешь  - а вдруг она правильная?,   похвалишь — а вдруг мысль бредовая? 

Спас нас звонок.

Учительница махнула рукой, скомкав концовку урока и разрешая собирать  портфели.

Я, тогда помню, так и не поняла: я все-таки правильный вывод сделала или нет?
Я - молодец, додумалась, или  наоборот, сказала какую-то ерунду?
 
На всякий случай, помню, решила больше не выступать так  открыто  в случае будущих  озарений, даже если то будут  совершенно будоражащие откровения. Глаза одноклассников, которые даже не поняли,  о чем я, убедили меня, что скромность, возможно, и правда лучшее  украшение.

А подумать права я или нет, я смогу и сама. Потом. Наедине с собой.

...И да, то, что вывод мой был совершенно  верен, мне подтвердил лет через двадцать, уже в институте, профессор анатомии. Уважаемый, заслуженный, с бородой и международными регалиями. Начав  именно  с этой фразы лекцию про анатомию обонятельного тракта.   


Рецензии