Однажды в Африке 2

Три интересных эпизода из одной моей поездки в Африку

Эпизод 1 - "Авантюра"

Вторая половина 80-х ("перестройка" и пр.), я был в служебной командировке
в Браззавиле (столица Республики Конго),которая стоит на правом берегу реки Конго (кстати, Конго самая глубокая река в мире - более 200 метров).
Через реку (ширина реки в этом месте где-то 2 км) на левом берег расположена столица уже другого - гораздо большего государства - Киншасса (сейчас это Демократическая Республика Конго, а тогда страна называлась - Заир).
Решил возвращаться в Москву более логичным и гораздо более дешевым путём: самолётом местных линий Браззавиль-Луанда (столица Анголы), а там пересесть в тот же день на самолёт "Аэрофлота": Луанда - Москва, который летал тогда всего один раз в неделю по маршруту: Лусака (Замбия)-Луанда (Ангола)-Москва.
В нужный день сел на большой самолёт ("Боинг") в Браззавиле...лететь до Луанды предстояло всего полтора часа.
Сразу при посадке понял, что этот маршрут был "авантюрой" с моей стороны, т.к. в салоне самолёта я был единственный пассажир, никаких стюардов
(очень важного, как оказалось, я не знал и не учел).
Только взлетели...минут через 15 самолёт идет на посадку.
Оказывается, мой самолёт делает промежуточную посадку сразу в Киншассе (возможно, это не в каждый рейс и не каждый день, но я папал именно на такой рейс) чтобы забрать там основных пассажиров...и уже потом летит до Луанды (Ангола).
Ведь всего менее одного часа полёта.
Вот почему мой самолёт в Браззавиле и был пустой.
Как только приземлились в Киншассе мой самолёт окружили военные...
По какой-то команде...открыли двери аэропорта...и 
на взлётную полосу ринулась (хлынула!) толпа народу к моему самолёту.
Я это всё наблюдаю из самолёта.
Никакого отдельного багажа у пассажиров...военные никаких документов не проверяют, а только пропускают пассажиров с какими - то вещами,
в основном с бытовой техникой и пр.,
НО не более того, что есть у пассажира в каждой руке.
Ничего не загружают в багажное отделение.
Забили весь салон самолёта под завязку.
Многие пассажиры просто стояли (как в автобусе),
которым сидячих мест уже не досталось.
Те, кто сидел, видимо какие-то знакомые, разместили их утюги, скароварки, кофеварки, кофемолки и др. на своих коленях.
Я в первый и последний раз видел как люди летят в самолёте стоя,
хотя и всего менее часа полёта.
Долетели благополучно, но пока пассажиры загружались..выгружались...
выруливали и др., когда я вышел из самолёта, то увидел только на взлётном поле, как мой самолет "Аэрофлота" из Луанды в Москву на моих глазах уже взлетает. Опоздал!
Все анголцы из самолёта со своей разнообразной бытовой техникой из Киншассы быстро ушли через пограничников в город, а я остался один со своими проблемами:
Визы в Анголу у меня нет, следующий самолёт из Луанды до Москвы будет только через неделю...Никого в стране я не знаю.

Эпизод 2  - "Посиделки"

Ангольские пограничники, надо сказать,
с большим уважением отнеслись к моей "советской краснокожей паспортине"
(ведь в это время в Анголе шла война, а Советский Союз и Куба были глаными странами, кто поддерживал правительство Анголы).
Поняли в какую ситуацию я попал, но пропустить меня в страну отказались.
Да я и не стремился...куда мне идти в незнакомой стране?
Предложили мне подождать в специальном зальчике до завтра,
когда будет на месте более высокое начальство(уже наступил глубокий вечер).
Этот зальчик был специально выделен в аэропорту для советских моряков,
которые ожидали, чтобы менять моряков на рыболовецких траулерах у берегов  Анголы
(ведь очень "рыбная страна").
В "советском зальчике" оказалась небольшая группа (5 чел) наших моряков,
которых утром должны были забрать и отвезти куда-то на какой-то сейнер.
С интересом и приветливо встретили меня...ведь было о чем поговорить
с человеком из столицы в то время.
У них, конечно, с собой было...да и я был не пустой...
Хорошо сидим!...обсуждаем разные темы,
в т.ч. чем закончится "перестройка" и пр.
Уже ночью, подпив,  мужики прониклись моей проблемой
(ведь скоро утром их увезут...,
а я останусь один здесь до следующео самолёта в Москву).
Решили как-то помочь мне...нашли какой-то дежурноый телефон представительства
ГКЭС (Государственный комитет по внешне-экономическим связям СССР) в Луанде.
Ангольские пограничники разрешили нам сделать один звонок.
Их куратор в представительстве ГКЭС - Борис С. быстро понял в чем проблема
(её передал ему дежурный в представительстве) и уже через час он приехал в аэропорт.
Моментально "разрулил" ситуацию со мной.
Пограничникам он сходу подарил литровую бутылку водки,
они мне и проставили в паспорте недельную визу для пребывания в Луанде.
Забрал меня и отвез на свою квартиру, где сам жил
(благо его жена в это время была в Москве).
У него я и прожил неделю до своего самолёта в Москву.
У нас с ним и общие хорошие знакомые нашлись в ГКЭС.
Очень симпатичный, деловой и дружелюбный был человек.

Эпизод 3 "Охота на мерлузу"

Утром Борису С. надо идти на работу, а мне что делать?
Борис С. посоветовал не гулять ("болтаться") по Луанде,
т.к. смотреть там нечего,
а проводить время стоит на океане...на песчаном пляже,
где обычно отдыхают в свободное время разные именно советские граждане.
Надо сказать, что португальцы очень толково и в нужном месте основали город Луанду с прекрасной бухтой, которая от открытого океана защищена рифами и многочисленными островками.
Поэтому никакой опасности акул и больших волн там нет.
Пляжи все песчаные, большие и просто отличные.
Накупался, назагорался вдоволь...
После работы он приезжал и забирал меня с океана.
Однажды он познакомил меня с капитаном советского десантного корабля,
который стоял тогда в бухте Луанды.
Кавторанг (капитан второго ранга) сам предложил нам в воскресное время вместе с ним провести рыбалку - "будет не хуже, чем у Хемингуэя", заверил он.
Он дает хороший катер, двух опытных моряков с его корабля, а мы с Борисом С.
обеспечиваем компанию хорошей выпивкой и русской закуской.
Конечно, это не охота на марлина (у него нет пока нужных спинингов и крепких лесок), а будет "охота на мерлузу" (рыба поменьше, но с малым количеством костей и белым мясом, длиной до 1-1,5 метра).
В России эта рыба и сейчас известна под названием - ХЕК.
Но принцип ловли (охоты) точно такой же,
как на гораздо большую хищную рыбу - марлина.
Катер идет на большой скорости, а спининги забрасываются с кормы...
Сейчас эту охоту с катера на марлина и других рыб можно посмотреть в интернете в разных роликах.
Конечно, главными охотниками были бывалые рыбаки - матросы катера и сам кавторанг, а мы были подмастерьями...
Но охота была захватывающей и интересной.
Тогда такая "рыбалка - охота" для меня была в невидаль.
Словили до обеда 5 мерлуз размером под метр каждая.
Пристали к одному из островков...и одну рыбину там же зажарили.
Хорошо посидели на островке у океана после рыбалки.
Две рыбины кавторанг забрал к себе на камбуз,
а еще две забрал Борис С. угостить товарищей по работе.
На прощание кавторанг пригласил нас снова на рыбалку как-нибудь,
но уже "будем точно охотиться на марлина".
Я потом несколько раз бывал еще в Луанде, но уже не было там того десантного корабля и кавторанга, да и Борис С.в Луанде уже не работал,
т.к. ГКЭС слили с Внешторгом, и Советский Союз доживал свои последние годы...
Но эта - моя единственная рыбалка в жизни ("охота на мерлузу") в Анголе в Атлантическом океане мне запомнилась навсегда.


Рецензии