Учим вместе Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины
"Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..."
Под напором глупости,
либерализации идиотизмов
и серости в стране денег,
ты и я,
давай
постараемся сберечь
крупицы великой культуры,
той,
что пока еще остается в нас
от Великого
не только лишь
по объему и размеру,
а еще пуще,
по своей человечности,
Советского Наследия!
Если найдешь
желание и время,
выучим вместе
стихотворение
Константина
Михайловича
Симонова
"Ты помнишь,
Алеша,
дороги Смоленщины"!
Попробуем подняться,
без спешки и усталости,
по ступеням лестницы
артистического труда:
1.
Прочитаем стих
спокойно,
вдумываясь
в его содержание.
...Почему боль?
Откуда он,
этот нерв
горя,
боли,
отчаяния,
его преодоления,
мужества,
связи с Родной Землей,
Связи Времен,
которая вовсе не распалась,
как у Гамлета,
а напротив,
укрепилась войной;
нерв
чувства жалости,
вины
за отступление
Красной Армии,
вины перед стариками,
которых солдаты
вынуждены оставить
лютому зверью
на растерзание...
...Как Симонов,
сын княгини
и армянского полковника,
царской армии,
молодой тогда человек,
который сегодня,
вполне вероятно,
был бы
мажором,
министром,
депутатом,
просто
придурком с деньгами,
гордящимся
своей
поросячьей "элитностью",
как он стал
в Стране
Ленина и Сталина
коммунистом,
политруком,
сотрудником
военной газеты,
одним из тех,
кто написал
главные стихи,
Стихи,
прозвучавшие
великим эхом
для миллионов
Бойцов и Командиров,
для десятков миллионов
Героев Советского Тыла,
Стихи
о Великой
Отечественной войне
Советского Народа,
Народа,
собранного коммунистами
в Единый
Могучий
Богатырский Организм
для разгрома
германского,
европейского
и японского фашизма.
2.
Итак.
Мы поняли,
что встретились
с необычным произведением,
отразившем,
как умное, честное Зеркало
События Лета и Осени
Тысяча Девятьсот
Сорок Первого Года.
Мы поняли важность задачи.
И теперь нам нужна техника!
Как правильно выучить?
Как лучше прочесть?
3.
Это стихотворение
удобнее
разбить на части.
Предлагаю
такой порядок частей:
1 часть. Четыре строфы.
2 часть. Две строфы.
3 часть. Две строфы.
4 часть. Четыре строфы.
Их можно выделить,
даже не пересчитывая:
в каждой новой части
есть прямое обращение
к Алеше.
В четвертой части
это обращение не в первой,
а в третьей строке.
...Разбивка поможет нам
быстрее выучить
и более выразительно
прочесть стих.
Каждая часть
представляет собой
новый "круг мысли".
...Советую начинать
каждую часть медленно,
с интонацией задушевности,
ведь, ты
обращаешься к другу,
к Алеше Суркову,
потому что
переполнен Происходящим,
потому что
"золото" сейчас
отнюдь не молчание,
а твои стихи!
...Ты говоришь,
и твои слова
зажигают тебя,
и ты можешь
немного
дать волю эмоциям,
подвести Алешу
к главной мысли
данной части,
выделив ее,
чуть задержавшись
на кульминации!
В новую часть
ты войдешь, после паузы,
словно бы, заново,
с новым
задушевным обращением
к верному, сердечному,
дорогому другу
поэту Алеше.
...В каждой части
попробуй увидеть
внутренним взором
то,
о чем читаешь:
пригорок,
проселок,
кладбище,
околицу деревни,
старика и старуху,
матроса,
рванувшего тельняшку
на груди:
"Стреляйте, гады!
Я вас не боюсь!"
Не нужно
вызывать "видения"
слишком часто:
один-два раза
на каждую часть, —
этого будет
вполне достаточно
для того,
чтобы твои слушатели,
увидели то же,
что увидел ты!
...НЕ показывай себя,
читай сдержанно, скромно:
Слова
здесь говорят сами,
а в некоторых местах
нужно приложить усилие воли,
чтобы самому не расплакаться!
...Обрати внимание
на слово "Русский".
Не подчеркивай его
специально:
Ты же не "Шаман"!
В этом нет никакой нужды.
Сын армянина
повторил это Слово,
как Молитву,
девять раз!
Ему
не надо было
объяснять,
что тогда значили
Советские Русские
для их Страны,
для того,
чтобы Она
Выдержала
весь Ужас Ада
и Победила Ад!
...Вначале ищи Свое:
не слушай
Чтения Других Актеров.
Этого вначале не нужно:
если не понравится чужое,
то рискуешь
разочароваться и в стихах;
а если чужое понравится,
ты рискуешь
запомнить интонацию
и повторять "на автомате",
как....
Ну, надеюсь,
ты понимаешь,
кто были наши
далекие
высокоуважаемые
на державных ветвях
баобабов власти,
лучше нас
защищенные от холода,
великолепные элитные предки!!!
В конце работы,
после того,
как ты найдешь себя,
можешь
послушать и других:
если найдешь свое,
то можешь слушать
кого угодно
и сколько угодно.
...Выучи первую часть,
потом вторую,
потом соедини
первую и вторую...
Так проще, быстрее
и интереснее учить!
...Старайся не думать о том,
чтобы читать красивым голосом.
Здесь это лишнее.
...У стиха —
музыкальная основа.
Следи за ритмом.
Ритм
должен быть четким,
темп умеренным;
ускорение и замедление
не должны нарушать
Единство Общего.
...Подчеркивать смысл,
следует, в основном,
интонацией.
Стих еще и картина.
Интонация —
твоя кисть живописца!
...Начиная новую часть,
меняй положение корпуса.
Слова подскажут,
как двигаться.
Строки и строфы, их смысл
помогут тебе найти
нужные для твоей картины
жесты.
...Встреча
со Стихотворением
похожа на встречу
с Хорошим Человеком.
Тоже на всю жизнь!
...Читай почаще:
сыну, мужу, жене,
внуку, другу, соседу —
всем,
кто готов слушать:
не обязательно, ведь,
ждать приглашения
на конкурс,
на радио или ТВ:
читать
интереснее для тех,
кого знаешь,
кого любишь!
Приготовь-ка, лучше,
воскресный
семейный концерт
и давай его
каждое воскресенье
для всей твоей
благодарной семьи!
...Давай!
Давай!
Давай начнем
сопротивляться
бескультурью!!!
Достали уже пошлостью!
..Всего тебе Хорошего,
Золотой мой Артист!
И Тебе,
моя Прекрасная Артистка!
_____________
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
1941 г.
Свидетельство о публикации №225092201145