МакКейб

Фотография Эдмунда Нотона с суперобложки книги "МакКейб" (1959).

Не читал роман, смотри фильм

В мире начала двадцатого века (1902) ещё есть любовь - выдохнет зритель после просмотра фильма по этому роману. А окончательное резюме - любовь есть всегда, при любых условиях. Но не она ли вносит в частную жизнь человека вселенскую несправедливость и боль от неё?!

Прочитать роман, найдя его в интернете, нет возможности. Есть возможность посмотреть фильм «Маккейб и миссис Миллер» (1971) - это адаптация романа Эдмунда Нотона "МакКейб" (1959). 

Не понравился сейчас, понравится потом

Позже его назвали историческим, а сначала - причислили к вестернам. И этот "вестерн" не понравился зрителю, как не соответствующий жанру по содержанию. Сам режиссёр определил его жанр как «анти-вестерн». Фильм потерпел значительный кассовый провал, что подпортило репутацию режиссёра Роберта Олтмена, которую он заработал картиной «М.Э.Ш.». Уоррен Битти (исполнитель МакКейба) видел причину провала в плохом звуке: «Именно звук поставил крест на огромном потенциальном коммерческом успехе фильма, потому что публика просто ничего не поняла. Если бы не жёсткие условия по сроку выхода в прокат, Олтмен бы его подправил. Не думаю, что он сознательно хотел нагадить». Битти даже признался: «Будь я продюсером, я бы Олтмена пристрелил».

Режиссёр и сценарист фильма, Роберт Бернард Олтмен, умер самостоятельно 20 ноября 2006 года, прожив 81 год, немного не дожив до лавров своего шедевра. В 2007 году (или в 2010, в другом источнике) фильм был внесён в Национальный реестр фильмов, как имеющий «культурное, историческое или эстетическое значение». По мнению известных кинокритиков, фильм считается шедевром, то есть имеет ещё шедевральное значение.
По версии "Американского института кино" он занимает 8-е место в разделе «10 лучших вестернов» 10 фильмов из 10 жанров.

Отцы фильма-шедевра: Нотон, Фостер, Коэн, Олтман, Маккей, Вилмош Жигмонд, Битти и мать его - Кристи

Эдмунд Нотон (1926–2013) родился и вырос в Нью-Йорке. Пять лет работал полицейским репортёром газеты «The Courier-Journal» в Луисвилле, штат Кентукки. Свой первый роман - «МакКейб» он написал в 1957–1958 годах. В Луисвилле по доносу на него раздули публичный скандал, и в 1958 году Нотон переехал в Париж. Он  работал в «International Herald Tribune», «The New York Times» и преподавал английский язык. В период с 1959 по 1984 год Нотон опубликовал шесть романов в жанрах вестерна и детектива.
Адаптация романа "МакКейб" для фильма «МакКейб и миссис Миллер» принесла ему широкое признание. Романы были переведены на французский язык.

Права на «МакКейб» были приобретены в 1968 году продюсером Дэвидом Фостером через агента Нотона в Париже - Эллен Райт. Дэвид Фостер умер 23 декабря 2019 года в Лос-Анджелесе (Калифорния) в возрасте 90 лет. Родился Фостер в 1929 году в Бронксе , Нью-Йорк. Его родители были еврейскими иммигрантами из Польши, как и у Леонарда Коэна, композитора фильма.

В октябре 1969 года на роль режиссёра экранизации романа был подписан Роберт Олтман. 

Бен Мэддоу был нанят им для написания сценария по роману, и в архивах библиотеки Академии у Маргарет Херрик хранятся две версии его работы. Мэддоу внёс существенные изменения в сюжет романа. Более поздний сценарий - «сценарий для съёмок» Мэддоу доступен в архивах, но как отец он в титрах не значится.

Ещё один независимый сценарий для фильма написал приятель режиссёра -  Брайан Маккей, но вышел заурядный традиционный вестерн.(Брайан Маккей - американский адвокат и политик, занимавший пост 28-го Генерального прокурора Невады с 1983 по 1991 год). 

Над сценарием стали работать Роберт Олтмен и Уоррен Битти, причём по вопросу, кому принадлежит авторство сценария, согласия не было, так как Олтмен претендовал на авторское кино.

Критики позже сравнили сценарии Мэддоу и Маккея, а также фильм - с романом Нотона. Дессем приходит к выводу, что структура финала фильма достаточно верна оригиналу в романе Нотона.
В титрах фильма в качестве сценаристов были указаны
только Маккей и Олтман.

Джули Кристи сама написала большую часть диалогов для роли (кокни-содержательницы борделя в грязном шахтёрском городке, где 125 мужчин).

Сюжет

История партнёрства игрока-сутенёра и проститутки рассказана как история поэта и его любви к единственному близкому человеку. Он безумно боится умереть, но умирает. Нет хорошего конца в истории противостояния этой пары монополии. Из двух партнёров остаётся один - женщина. Теперь партнёр не будет ей перечить, чтобы продать бизнес за бесценок. Надо думать, она продаст бизнес, пока не наняли убийц и для неё. Ничего вроде бы значительного, но как значимо то, что сыграно и снято.

Резюме

Фильм "Маккейб и миссис Миллер" (1971) считается лучшим фильмом в творчестве Роберта Олтмена. Но как он это сделал?! Никто не понимает до сих пор, хотя умствуют на тему звука, кадра, сценария. Оператора забыли, снимал фильм. Вилмош Жигмонд - был номинантом на премию «BAFTA» за лучшую операторскую работу. Виртузная работа со сложным материалом (убийства в основном) стала его визитной карточкой. Его и в дальнейшем приглашали снимать подобный сложный материал.

P.S.

Первый альбом композитора Леонарда Коэна вышел в 1967 году. Песни Коэна (и текст и мелодия) из этого альбома звучали в фильме настолько органично, что многие (с 1971 года) ошибочно полагали, будто они были написаны специально для фильма. Заунывные баллады и весь заунывный и меланхоличный фильм не мешают градусу восприятия этого шедевра с характерным для создателей фильма острым чувством вселенской несправедливости.

Внимательный зритель обнаружит исторические параллели с творчеством Марио Пьюзо и Фрэнсисом Форд Коппола, припоминая, что Вито Карлеоне прибывает в Нью-Йорк в 1902 году и как бы принимает эстафету у героев Эдварда Ноутона. Сам Ноутон жил и писал роман в Нью-Йорке (1957-1958), но действие переносил на Запад, в 1902 год.

Невольно приходит на ум ещё одна параллель: в Древнем Египте если неверный супруг принимал блудницу и при этом изменял своей родине, все его имущество конфисковывалось. Оно передавалось жене, а самого мужа отправляли к блуднице. Видимо, через блудниц получали и передавали гостайны и госсекреты. И измена жене была приравнена измене родине.

Джулия Кристи за роль в вестерне была номинирована на премию Американской киноакадемии (дядюшка «Оскар»), за лучшую женскую роль. (Наиболее популярная версия гласит, что имя золотой статуэтке дала библиотекарь Академии Маргарет Херрик, которая в 1931 году сказала, что статуэтка напоминает ей её дядюшку Оскара). В этом фильме партнёром Джули Кристи был Уоррен Битти, по совету которого она перебралась в Голливуд. Романтические отношения Кристи и Битти продолжались с 1967 по 1974 год.


22-23 сентября 2025

- Джули Кристи

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Edmund_Naughton - Эдвард Нотон

- Леонард Коэн (альбом 1967 года)

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/,_ - Леонард Коэн

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/,_
Роберт Олтмен


Рецензии