Философия экспроприации. В. А. Галкин

ФИЛОСОФИЯ ЭКСПРОПРИАЦИИ

Русское экспроприаторское движение 1905 года, начавшееся немного раньше делами народовольцев и превратившееся в 1917 году во время революции в реквизицию, своим финалом провидевшее Социальную Революцию всего ЗЕМНОГО ШАРА, имело свою философию, свои основные принципы, еще мало затронутые в литературе. Западно-европейские товарищи сразу же связали идеи Экспроприаторов с Анархизмом, хотя часто экспроприаторами были социалисты и демократы. С Фонарным переулком (экспроприировано около миллиона рублей) связана партия Социалистов революционеров; в Гельсингфорсе и в Западном крае Социал-Демократы не отставали от Анархистов. Часто съезды партий бывали на деньги экспроприированные. Товарищ Самейт (латыш) рассказывает такой случай с партией Соц-Демократической. Партия принципиально заявила себя против экспроприаций и, чтобы не нарушить партийного постановления, боевики вышли формально из Партии, экспроприировали 35000 руб., отдали их партии, которая деньги взяла и созвала на них съезд в Лондоне.

Социалисты-революционеры никогда резко не отказывались от экспроприированных денег и всегда давали советы и поддержки экспроприаторам. Одним словом, в различные моменты политической жизни России все революционные силы партии или пользовались экспроприированными деньгами или помогали их экспроприировать, в тоже время лицемеря перед обществом и буржуазией, что, дескать, мы постановления вынесли, порицающие экспроприации.

Деньги нужны всякой политической партии – в этом нет сомненья; где их взять? У бедного, обездоленного рабочего, через его добровольное пожертвование, или пойти поклониться буржую, чтобы он смилостивился над бедной партией и ей помог, или просто пойти и с оружием в руках достать необходимое. Проектировалось и первое, и второе, и третье. Первое, т.е. жертва рабочего, имело такие аргументы, доводы: организации, мол, рабочих, значит их и поддерживать должны сами рабочие своими средствами. Вопрос, конечно, из каких средств, ибо и у капиталистов деньги принадлежат рабочему же классу. Но обыкновенно подразумевалось, что рабочие из своего тощего кошелька должны пополнять все кассы рабочих и революционных организаций. Часто партии без стыда и церемонии в газетах печатают, поддерживающую революционной организации через покупку типографии или на организации вообще.
 
Второе решение, т. е. обращение к буржуазии за денежными средствами, часто практиковалось и практикуется до сих пор. Так газета с-д. Искра содержалась капиталистом купцом С.Т. МОРОЗОВЫМ, который давал ЛЕНИНУ деньги по 200-300 тысяч каждый месяц. Максим ГОРЬКИЙ в свое время был выкуплен тем же Морозовым из тюрьмы. Но ведь какие доводы против. Отбросим, что нехорошо просить милостыню, подачку да еще на революционную организацию: капиталист, давая деньги, всегда имеет, что-либо за это получить, какую-либо материальную выгоду в виде ли подрядов, или портфеля министра, что равносильно одно другому. И потом дает деньги не всякой политической группе или партии, а только той, которая не идет резко против капитала и решения которой сбудутся через несколько десятилетий а, может, столетий. Вопрос же чести, трусости и прочих человеческих сторон души и поднимать не приходится, простое лакейство, признание частной собственности даже на большие капиталы.

Третье решение вопроса – самое идеальное и решительное. Экспроприатор думает: не имею я права требовать жертвы деньгами и от без того обездоленного рабочего и крестьянина. Не пойду я с поклоном к кулаку-богачу, не стану унижать свое человеческое достоинство перед общественным паразитом. Лучше погибну, но с оружием в руках, как человек. Поймут меня массы, хорошо; не поймут, тоже не беда, в сделку со своей совестью я не пошел. И шли люди на экс, а потом на виселицу, ибо за экспроприацию с оружием везде и всюду одно наказание – смертная казнь. Не удержали виселицы и расстрелы царя от эксов молодых людей. Не удержит никакая власть свободную мысль, свободную волю от выступлений, пока будут богатые и бедные, пока будет неравенство.

Социалисты, возражая, говорили, что резкими выступлениями вы вызываете резкие репрессии со стороны Правительства. Ваши ряды пустеют, товарищи гибнут за пустяки. Ответ экспроприатора таков: неважно, что нас останется мало, что толку в том, что много было рабов; они были рабы, хотя их и много. Немного нас останется, но передовой отряд. И гибнем мы за идею. Самым сильным возражением могут показаться слова гениального писателя, который устами Мефистофеля с сарказмом поет: «Люди гибнут за металл, сатана там правит бал». –
Но и это не возражение; в нашу эпоху наемного рабства, трусости, подлости и низости надо выявить лицо ЧЕЛОВЕКА. В век борьбы за жизнь надо показать, как истинный человек относится и к смерти, и к общественному мнению, и к прямому действию. Смерть он презирает; с общественным мнением не считается, если оно не совпадает с Истиной. Прямое действие проводит, ибо узнает, что совершенствуется только то, что действует, что же бездействует, разлагается, распадает и изчезает. Это противоречит главному моему принципу. Я борюсь главным образом за экономическое улучшение рабочего класса. Поборы же в пользу партии или его чего обременят и без того обремененный бюджет пролетария. Поборами я ухудшаю его материальное положение. Да и потом, зачем искать деньги, где их нет; поищем, где их много.

Но есть и другой вопрос: хорошо если деньги пойдут на дела партии, ну, а если они пойдут в карманы экспроприаторов. Допустим на минуту, что экспроприаторы взяли и прожили на себя эти деньги. Деньги обыкновенно экспроприируют или у казны, или у крупных богачей. Казна их тратит при Самодержавии или на полицию, или на церковь, или на чиновников, или на университеты, приготовляя будущих чиновников, обманщиков народных и только небольшая часть на дела пользы, либо на армию, либо двор, вообще на дело для народа неполезное.

Кто больше имеет право деньги истратить: рабочий ли, их экспроприировавший, хотя бы на дело плохое, или чиновник, на безусловно вредное для народа дело. Если экспроприация произведена у крупного купца, то деньги его пошли бы в оборот, т.е. для дальнейшего закрепощения народа. И тогда их экспроприация будет носить мне полезное дело, раскрепощая народ, не говоря уж о том моральном подъеме в душе бедняка, который как бы надеется на свое освобождение от экономического гнета; кроме всего, экспроприатор подрывает принцип священной неприкосновенности частной собственности, и этим прокладывает путь в царство Социализма и вообще неисчислимы последствия выступлений экспроприаторов.
Беспристрастная История оценит во всей полности то, что в настоящее время называется ЭКСПРОПРИАЦИЕЙ.

Вл. Галкин
Орехово-Зуево,
XI. 1917г.

Из сборника статей и очерков  Г. Поспелов, В. Галкин "СВЯЗЬ ВРЕМЕН". - том 1. Неопубликованные ранее статьи и очерки. - Составление, подготовка текстов, примечания, предисловие С. Оранская, 2025.

ПРИМЕЧАНИЕ от составителя сборника С. Оранской к статье В. Галкина «Философия экспроприации». –
1. Машинописный текст. Мной проведена коррекция текста (грамматика/орфография). Текст мной не редактирован, под редакцией понимается исправление фразеологии и стиля текста.
2. В.А. Галкин (дядя Г.В. Поспелова) - политический деятель. До революции 1917г жил в теч. 7 лет в Париже. В 1917 году вернулся в Россию. Стал первым Комиссаром Грамотности по начальным школам советской России, работал в Смольном вместе с Лениным, Луначарским. Уйдя с полит. работы, вернулся в родное Орехово-Зуево, где работал учителем физики, математики, химии, биологии, астрономии. Вел активную краеведческую работу, археологические раскопки в районе. В 1936г был репрессирован, провел в ИТЛ гулага 13,5 лет. Вернулся домой. В 1957 году был полностью реабилитирован. Умер в 1961 году. Более подробную статью о В.А. Галкине можно прочитать здесь же - Очерк В.Г. Поспелова, моего отца, о его дяде В.А. Галкине http://proza.ru/2025/07/30/1265 


ФОТО: Февраль 1917 года на финишной прямой. Фото с сайта Переформат-ру.


Рецензии