Николай Рерих 1874-1947 гг

Никола;й Константи;нович Ре;рих — русский художник, сценограф[9], философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской Академии художеств.

Будущий художник родился 27 сентября (9 октября по новому стилю) в 1874 году в семье петербургского юриста, нотариуса Константина Федоровича Рериха, уроженца Курляндской губернии немецко-шведского происхождения. Матерью художника была Мария Васильевна Калашникова, происходившая из состоятельной купеческой семьи. Помимо Николая в семье было еще трое детей — Лидия, Владимир и Борис. Однако сам Рерих позднее стал распространять слухи, что основателем рода Рерихов был сам варяжский князь Рюрик (ум. 879). Однако эти сведения при изучении вопроса подтверждения не получили.

Николай Рерих с детства проявлял склонность к искусству, однако отец требовал, чтобы тот стал юристом, продолжив семейную династию. Юноша решил эту дилемму и в 1893 году поступил сразу после гимназии на юридический факультет Петербургского университета и в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где с 1895 занимался в мастерской Архипа Куинджи. Еще в гимназические годы художник начал сотрудничать с Петербургским Археологическим обществом. С 1893-го он участвовал в многочисленных раскопках в Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.  В 1897 году Рерих стал первым археологом, которому удалось найти погребальный комплекс води в Петербургском регионе. Также духовным напутствием для Рериха стали встреча с Л.Н. ТОлстым в 1898 году и слова о. Иоанна Кронштадтского, часто посещавшего дом родителей Рериха: «Не болей! Придётся для Родины много потрудиться».

Н. К. Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Утро богатырства Киевского» (1895), «Вечер богатырства Киевского» (1896), «Сходятся старцы» (1898), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» (1903) и другие. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. «Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость» (Р. Я. Рудзитис). Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.[35]

В 1899 году художник встретился с Еленой Ивановной Шапошниковой — дочерью именитого петербургского архитектора, праправнучкой полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Спустя годы Николай Константинович записал ёмко и выразительно в своём дневнике: «Во время… раскопки, в Бологом, в имении князя П.А. Путятина я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!» . Ласковое именование Елены Ивановны Ладой, Ладушкой, другиней, вдохновительницей Рерих пронёс через всю жизнь. Ее родители долгое время противились этому союзу, считая Николая недостойным руки их дочери. Сопротивление родственников было сломлено лишь тогда, когда Рерих стал секретарём ИОПХ (Императорское Общество Поощрения Художников) и получил право прямого доклада к великой княгине. Спустя два года молодые люди, с первого взгляда полюбившие друг друга, поженились. В 1902 году родился их старший сын Юрий, будущий востоковед и этнограф. В 1904 году на свет появился Святослав, который выбрал путь художника и историка искусства.

Брак Николая и Елены Рерихов стал необычайно плодотворным союзом для русской культуры. Жена не просто разделяла, но и отчасти направляла интересы мужа, принимая участие во всех его экспедициях по России и Азии. Елена Ивановна организовывала выставки и встречи Николая Рериха по всему миру, вела его записи, писала собственные книги о духовном преображении. Художник утверждал, что созданные им произведения должны быть подписаны двумя именами — мужским и женским.

Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом (арх. Покровский В. А.), а также эскизы мозаик для церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (1906). По его эскизам создана мозаика в Троицком соборе Почаевской лавры (1910) «Спас Нерукотворный и Князья Святые»" и др. В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым. Для Дома Бажанова в Санкт-Петербурге художник создал монументальный фриз из 19 полотен на темы древних русских былин. В 1913—1914 годах Рерих создаёт два монументальных панно — «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). В 1909—1915 годах участвует в строительстве и оформлении Санкт-Петербургского буддийского храма.

Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и другие. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908; 1913—1914) — уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём Н. Рерих выступал и как создатель декораций, и как искусствовед. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист.

«Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и другие. В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через всё творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир. Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и культуры[58].
В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй переезжает в Великое княжество Финляндское под Сердоболь (Вуорио), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла ему заниматься делами Школы Общества поощрения художеств. После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Н.К. Рерих с семьёй оказались за границей. 

С октября 1918 года по май 1919 года в Выборге он написал большое количество картин, в том числе «Покаяние», «Жар земли», «Выборг. Осень», «Отверженный», «Дождевые облака», «Зов солнца», «Выборгская крепость». В 1918 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих с грандиозным успехом проводит персональные выставки картин в Мальмё и Стокгольме, а в 1919 году — в Копенгагене и Хельсинки. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир — «Державой Рериха».

На общественном поприще Рерих совместно с Л. Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. Входит в руководство Скандинавского Общества помощи Российскому воину, которое финансирует войска генерала Н. Н. Юденича, после вступает в эмигрантскую организацию «Русско-Британское 1917 г. Братство».

В том же 1919 году, Рерих с семьёй приезжает в Лондон, рассчитывая оттуда осуществить свою давнюю мечту — отправиться в Индию. Однако, из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. Осенью 1920 года по приглашению С. П. Дягилева Рерих оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина. Рерих близко знакомится с Рабиндранатом Тагором, поддерживает тёплые отношения с Гербертом Уэллсом, Джоном Голсуорси, с деятелями культуры и искусства Х. Райтом, Ф. Брэнгвиным, А. Котсом, Б. Боттомлеем и др. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России» — в Лондоне, а затем в Уортинге.

В Лондоне Рерих налаживает контакты с членами Теософского общества и в июле 1920 года месте с женой вступает в его английское отделение[63]. В Лондоне же, по утверждениям членов семьи Рерихов, происходит первая встреча Рерихов с их будущим духовным руководителем — Махатмой Востока[64] и появляются записи первой книги будущего учения «Агни-Йога».

В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать масштабное трёхлетнее выставочное турне по 30 городам США, а также в создании эскизов костюмов и декораций для Чикагской оперы. Рерихи переезжают в Америку. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920 года в Нью-Йорке. После Нью-Йорка жители ещё 28 городов США, в том числе Чикаго, Бостона, Буффало, Филадельфии, Сан-Франциско, увидели картины Рериха. Выставки имели исключительный успех. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников.

8 мая 1923 года Рерих с супругой и младшим сыном покидает Америку и следует в Париж, а затем — в Индию, где под руководством Рериха организуется масштабная Центрально-Азиатская экспедиция. После этого Рерих трижды — в 1924, 1929 и в 1934 годах — посещал США на очень короткое время.

События первой Центральноазиатской экспедиции нашли отражение в дневниках Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи» и Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии», а также дневниках других участников Тибетского путешествия, в которых обращено внимание на особую «буддийскую миссию» экспедиции в Лхасу (Рябинин, Портнягин, Кордашевский). Имеется также ряд рассекреченных документов советской, английской и немецкой разведок о деятельности Рерихов в период экспедиции. Официально экспедиция была заявлена как американская. После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), СССР (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Экспедиция продолжалась до 1928 года.
Своим окружением в экспедиции Рерих рассматривался в качестве эквивалента «Западного Далай-ламы». Завершилась Центрально-Азиатская экспедиция в Дарджилинге, где развернулась научная работа по обработке её результатов.

Существует несколько версий того, что являлось главной целью поездки Рерихов в Центрально-азиатскую экспедицию, и единства мнений нет. Наиболее распространённой была версия о том, что Рерих был агентом Коминтерна и ОГПУ, а экспедиция была организована на деньги советской разведки, целью которой было свержение Далай-ламы XIII.

Некоторое подтверждение этому можно увидеть в неожиданном повороте Рериха с антибольшевистских позиций после октябрьской революции на переход в стан их союзников. Осенью 1924-го года Рерих отправился из Америки в Европу, где посетил представительство СССР в Берлине, встретился с полпредом Н. Н. Крестинским и затем — с его помощником Г. А. Астаховым. Во время экспедиции он стал публиковать статьи о Ленине и неожиданными параллелями между коммунистической общиной и буддийской. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным, одухотворения коммунизма буддийским учением, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Позже им была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936) — уже без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса».

В Хотане у Рерихов появилось знаменитое «письмо Махатм» для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». В этом «письме», в числе прочего, приветствовали «упразднение церкви, ставшей рассадником лжи и суеверий». Все дары Рерих вручил лично наркому Чичерину в июне 1926 года, а тот передал их в Институт Ленина. Также в Хотане 5 октября 1925 года художник задумал картину «Гора Ленина», которая хранится сейчас в Нижегородском государственном художественном музее. На картине чётко прорисован легко узнаваемый образ Ленина. Позже Рерих переименовал картину в «Явление срока», однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием, о чём в дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина». Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки, и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований, а затем в Западных Гималаях, в долине Кулу Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды».

Рерих разделял распространённые среди русской интеллигенции начала XX века идеи евразийской роли России и панмонголизма, и проанализировав тенденции мировой политики и собранные в Центральноазиатской экспедиции пророчества, приходит к выводу, что середина 1930-х годов может ознаменоваться разворачиванием процесса «единения Азии», который начнётся с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южной и юго-восточной Сибири. Желая по возможности принять участие в этом процессе, он организует через американский Сельскохозяйственный Департамент долгосрочную экспедицию в Маньчжурию и северный Китай.[124] В 1930 году Рерих подружился с Г. Э. Уоллесом, который, став министром сельского хозяйства в администрации Франклина Рузвельта, отправил Рериха в экспедицию с целью сбора семян растений, предотвращающих разрушение плодоносных слоёв почвы.

Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих со старшим сыном отбыли в Киото. В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Рерих присутствует на многочисленных культурных мероприятиях, читает лекции, встречается с членами правительства. С японской стороной было заключено соглашение о проведении выставки картин Рериха, которая открылась в Киото в этом же году. Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова.

30 мая 1934 Рерих с сыном прибыли в Харбин, откуда стартовала научная часть экспедиции, состоявшая из двух маршрутов. Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато (1934), второй — пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935). Эти маршруты проходили по территории Внутренней Монголии, расположенной в северной и северо-восточной части современного Китая. Художник написал много этюдов, проводил археологические исследования, собирал материалы по лингвистике и фольклору. Рерих в течение 17 месяцев написал 222 очерка для «Листов дневника», которые отражают экспедиционную работу, затрагивают научные и философские темы.[125] В результате экспедиции было найдено около 300 видов засухоустойчивых трав, собраны лекарственные растения. В Америку было направлено 2000 посылок семян. Результаты изысканий один из участников экспедиции, ботаник Й. Л. Кенг, опубликовал в «Журнале Вашингтонской Академии наук»[126]. Он указал в статье на пять неизвестных науке трав, одна из которых была названа в честь Рериха — Stipa roerichii[127]. Также были представлены доклад ботаника Т. П. Гордеева, посвящённый описанию растительности в районе Барги и Большого Хингана и отчёты Ю. Н. Рериха о проведении изысканий в Северной Маньчжурии и Внутренней Монголии[128][129]. Министр сельского хозяйства Генри Уоллес, инициировавший экспедицию, впоследствии сообщил, что почти все найденные семена обладают либо низкой ценностью, либо вообще ей не обладают.
В 1934 году Рерих снова стал испытывать сильную неприязнь к коммунистам. В публичных выступлениях в Харбине он противопоставлял себя как фашистам, так и коммунистам: «Большевизм — тёмная, разрушительная сила». Во время экспедиции Рерих и его сын Юрий не только формально сотрудничали с эмигрантскими организациями, такими как Военно-Монархический Союз, Военно-Казачий Союз, Легитимисты, но и предпринимали конкретные шаги, например, оказывали финансовую помощь Сибирскому Казачьему войску и купили газету «Русское Слово» для Российского Общевоинского Союза. В 1935 году Рерих опубликовал в эмигрантской прессе эссе «Охранение», в котором выразил возмущение относительно актов вандализма в Советской России. Рерих вёл самую активную деятельность среди многочисленной русской эмиграции, став заметным культурным лидером. Это вызвало недовольство властей США, от чьего имени и на чьи средства проводилась экспедиция.

С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Кулу, Наггар). Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. За 12 лет художником написано более тысячи картин, две новые книги и несколько томов литературных очерков. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году — одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. Кроме того в Риге, США и Индии выходят не менее восьми крупных исследований по творчеству Рериха. Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха.

Вскоре разразился мировой кризис, затем мировая война. Институт Гималайских исследований был лишён возможностей к деятельности и был законсервирован. В настоящее время существует также критическое мнение о деятельности института как не имевшей независимой научной оценки.

С 1936 года Рерих стремится вернуться на Родину. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха — «полный мыслью о служении Родине», обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину.
В 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «…Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Рерих не получил ответа на посланные обращения. В 1938 году нарком НКИД СССР М. М. Литвинов докладывает И. В. Сталину о желании Рериха вернуться с семьёй в СССР. Даёт Рериху положительную характеристику. Сталин пишет резолюцию: «Не отвечать».

Находясь в Индии, Николай Константинович Рерих с самых первых дней Второй мировой войны использует все возможности, чтобы помочь России. Вместе с младшим сыном Святославом Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд советского Красного Креста и Красной Армии. Пишет статьи в газетах, выступает по радио в поддержку советского народа. Последнее обращение Рериха с просьбой о возвращении на Родину было в 1947 году — за несколько недель до смерти.

13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали.
В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись:
«Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сём месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ (Да будет мир)».


Рецензии
Доброго дня, Полина!
Восхищался репродукциями картин Рериха. Знал, что он много путешествовал, в том числе и по горам Алтая, Тибета, в Индии. Знал, что он русский. Но всего остального не знал. Спасибо за интересную публикацию.
Всего Вам доброго!
Василий.

Василий Храмцов   23.09.2025 09:43     Заявить о нарушении
Спасибо Вам дорогой Василий за прочтение и добрую рецензию!

Полина Ребенина   24.09.2025 21:45   Заявить о нарушении