Архитектура и шоколад

История бельгийского шоколада восходит к 1635 году, когда аббат аббатства Бодело в Генте приобрел таинственный шоколад иезуитов за большие деньги. В то время шоколад использовался только фармацевтами в качестве лечебного средства в том числе и для повышения либидо. В Бельгии в 1798 году была основана масонская ложа Les Amis Philanthropes ( «Друзья-филантропы») французскими военными аристократами. Вначале она была военной ложей , которая являлась  частью Великого Востока Бельгии. Горячий шоколад аббата аббатства Бодело  был обязательным атрибутом этой масонской ложи. Считалось, что горячий шоколад развивает у членов масонской ложи невероятную по силе интуицию и даже помогает предсказывать будущие события. Стать членом этой масонской ложи было чрезвычайно трудно. И требовались рекомендации нескольких членов ложи.

Как я ранее писал в своих статьях о том, что в XIX веке шоколад способствовал возникновению  импрессионистов во Франции. А теперь хочу рассказать как он воздействовал на создание новой архитектуры.

164 года назад родился бельгийский дизайнер Виктор Орта. Впоследствии получивший титул барона.  Вы, вероятно, не слышали о нем, но он был одним из самых важных архитекторов в истории.

Почему? Потому что Орта создал стиль модерн...

Представьте себя в конце 19 века. Вся архитектура напрямую основана на прошлом: все неоклассическое, неоготическое, неовизантийское, неороманское, неоренессансное и так далее.

Не существует оригинального стиля, свойственного только этой эпохе; все обращено в прошлое. В принципе, в этом нет ничего плохого, но по всей Европе росло недовольное новое поколение. Они считали, что архитектура стала условной — она просто копирует прошлое ради прошлого, а не является подлинным источником вдохновения.

Грядут перемены...  Подумайте о том, как искусство уже начало развиваться.

В 1870-х годах импрессионисты попытались вдохнуть в искусство новую жизнь, отказавшись от условностей искусства истеблишмента и создав что-то по-настоящему свое.

То же самое вскоре произошло и с архитектурой.  Появляется Виктор Орта, родившийся в 1861 году.

Он был сыном бедного сапожника. Отец  Орты в возрасте 16 лет отправил его на стройку дома одного из влиятельнейших масонов ложи  Les Amis Philanthropes, которому он очень понравился и который стал финансировать его обучение  на отделение архитектурного рисунка в Королевской  академии  изящных искусств в Генте.  В 1888 году в возрасте  27 лет Виктор Орта вступил в масонскую ложу Les Amis Philanthropes («Филантропические друзья») - масонскую ложу Великого Востока Бельгии. Это означало для него реальную возможность претворить в жизнь свои Идеи, поскольку он встретил там будущих   будущих клиентов. А они в благодарность не только хорошо ему платили, но даже помогли получить высокое аристократическое звание Барона. И конечно, с тех пор таинственный шоколад аббата стал  неизменным спутником его Творчества.

Невероятным успехом  Орты стал заказ на строительство дома для профессора Эмиля Тасселя в Брюсселе в 1892 году.

Снаружи он был (за исключением некоторых необычных деталей) в целом похож на другие дома той эпохи, но внутри Орта сделал нечто совершенно революционное...

Орта экспериментировал с отелем Tassel двумя способами.

Первая была структурной — он использовал железо, сталь и стекло новаторскими способами, разместив дом вокруг лестничной клетки и снабдив его световыми люками и большими окнами, чтобы создать просторный, наполненный светом интерьер.

Второй был декоративным.

Орта наполнил отель Tassel изделиями из металла, картинами и мозаикой, вдохновленными формами природы — плавными, изящными, асимметричными.

Это был совершенно новый орнаментальный язык, созданный по свежим идеям, а не основанный на исторических образцах.

Следующим его проектом стал еще один дом — H;tel Solvay, и, имея больший бюджет, Орта пошел еще дальше.

Его главная лестница говорит сама за себя.

Обратите внимание еще раз на преобладание стекла (особенно витражей) и металлических изделий, которые отличаются пышностью и плавностью форм.

Отель Solvay также воплощает единство стиля модерн.

Это была всеобъемлющая философия дизайна, в которой особое внимание уделялось качеству изготовления.

Двери, мебель, балконы и даже дверные звонки: каждой детали была придана одинаковая, целостная, оригинальная эстетика.

Затем появился H;tel van Eetvelde, который снова пошел дальше, чем Solvay — Орта, по сути, создавал, дом за домом, великолепный новый вид архитектуры.

Его отличительной чертой является внутренний зимний сад, представляющий собой калейдоскоп из тонированного стекла и стали.

Он даже спроектировал свой собственный дом в Брюсселе, ныне известный как Музей Орта.

И снова это шедевр формы и детализации: изящная металлическая отделка балюстрад, фрески, огромные стеклянные навесы, залитые светом пространства, асимметричные узоры деревянной отделки.

Этот стиль вскоре распространился из Бельгии сначала во Францию, а затем и по всему миру.

Он стал известен как «ар нуво», что в переводе с французского означает «новое искусство».

Почему так назвали? Потому что это было именно так: совершенно новый подход к архитектуре, не привязанный к прошлому.

Стиль модерн по-прежнему основывался на традиционных принципах дизайна, но вместо того, чтобы просто копировать прошлое, он впитал эти принципы и дал им новую жизнь.

Здание в стиле модерн не выглядит неуместным рядом с чем-то классическим или готическим, но оно, несомненно, отличается.

Конечно, не только Орта создал стиль ар-нуво, другие пошли еще дальше, доведя этот стиль до предела.

Например, друг Орты Поль Анкар спроектировал отель Albert Ciamberlani, строительство которого было завершено в 1897 году.

Еще один шедевр раннего модерна.

Тем временем в Великобритании существовало Движение искусств и ремёсел, которое появилось ещё до модерна и оказало влияние на самого Виктора Орту.

Под руководством таких людей, как Уильям Моррис, Движение искусств и ремёсел, как и стиль ар-нуво, стремилось создать аутентичный, ориентированный на ремесло стиль.

Тем не менее, Орта является отправной точкой архитектуры ар-нуво; его творчество стало точкой вспышки растущей художественной энергии, которая вылилась в жизнь в 1890-х годах.

Нечто подобное Maison Saint-Cyr в Брюсселе, спроектированному Гюставом Штраувеном, стало возможным только благодаря Орте.

Во Франции ар-нуво, пожалуй, достигло своих высот. Для многих людей сам Париж определяется эстетикой ар-нуво.

Вспомните входы в парижское метро, спроектированные Гектором Гимаром.

В Германии существовал «Югендстиль», а в Австрии — «Венский сецессион» — два подварианта континентального движения.

Вы можете заметить, что общие мотивы дизайна в стиле модерн включают в себя выпуклые или крупногабаритные элементы, будь то двери или окна, а также обилие цвета.

В Каталонии существовал каталонский модернизм — самый необычный, красочный и дико экспериментальный подвид ар-нуво.

Самым известным архитектором был Антонио Гауди, но и другие, такие как Жозеп Пуч-и-Кадафалк или Луис Доменек-и-Монтанер, были не менее важны.

Все эти поджанры ар-нуво и другие по всему миру были связаны не только со зданиями.

Это было всеобъемлющее движение, охватывавшее мебель, ювелирные изделия, одежду, посуду, скульптуру, плакаты и музыку.

Вспомните таких дизайнеров, как Лалик, Галле или Тиффани.

Это повлияло даже на мир живописи.

Такие художники, как Альфонс Муха и Густав Климт, по-разному включали в свое искусство вдохновленные цветами формы ар-нуво, роскошную и чувственную атмосферу, декадентские материалы и цвета.

Увы, стиль модерн просуществовал недолго: к началу Первой мировой войны, в 1914 году, он исчерпал себя.

Но он по-прежнему пользуется огромным влиянием и большой любовью.

Стиль, который кажется изысканным, но не помпезным, элегантным, но не легкомысленным, и который даже сейчас выглядит очень оригинально.

Стиль модерн появился бы в любом случае — исторические силы, по-видимому, требовали появления нового стиля в конце XIX века.

Но даже если это правда, он не принял бы той конкретной формы, которую он имеет, без Виктора Орты и его замечательной архитектуры в Бельгии 1890-х годов.

Поэтому четыре главных дома Орты в Брюсселе — Тасселя, Сольвея, ван Этвельде и его собственный — по праву являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО в знак признания того, как он произвел революцию в архитектуре и подарил миру один из самых красивых и любимых стилей


Рецензии
Мне тоже нравятся и бельгийский шоколад, и архитектура.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   24.09.2025 13:43     Заявить о нарушении
Видел в Африке как готовят како бобы для премиального бельгийского шоколада. Больше его не ем. Бельгийская архитектура превосходная.
Доброго здоровья
Анатолий

Анатолий Клепов   24.09.2025 16:33   Заявить о нарушении
У меня сразу пропал к бельгийскому шоколаду аппетит.

Владимир Врубель   24.09.2025 21:12   Заявить о нарушении
Мой дедушка возглавлял Росбакалею торг. В том числе организовывал поставку продуктов питания в Кремль. Однажды вышел очень карьерный случай. Бутылки Боржоми выглядели как бутылки водки. В народе пошли слухи, что противные вожди пьют на мероприятиях. Дедушке пришлось менять форму бутылки Боржоми. Так вот качеству продуктов питания для Кремля уделялось особенное внимание. Все ингредиенты были натуральными. КГБ внимательно это проверяла.
Сейчас все изменилось. Я удивлен

Анатолий Клепов   24.09.2025 21:36   Заявить о нарушении