Дворник и Диссидент

Дворник мёл осеннюю улицу. Это был пожилой, степенный и аккуратный дворник. Выметал окурки, фантики и листья, сгонял их в кучу лопатой и убирал в мешок, ничего не пропуская. Если попадалась урна – тоже опорожнял её в мешок и двигался дальше.

Раз-два. Ширк-ширк. Дворник не спеша делал своё дело и за ним оставался чистый, подметённый тротуар.

Мимо шагал Диссидент, озабоченный мыслями о политических баталиях, переустройстве мира и великих потрясениях. Он торопился на протестный митинг, где должен был кричать в микрофон, нести истину в массы и обличать власть предержащих негодяев.

Диссидент так глубоко задумался, что едва не налетел на Дворника. Очнулся, отскочил, извинился.

- Пролетариям моё почтение! – сказал Диссидент. – Трудовая прослойка. Народный фронт. Вы наш человек! Не желаете ли примкнуть к оппозиции? Выразить протестные настроения?

Дворник на секунду остановился, потом принялся подметать бордюр.

- Нет, – сказал он. – Спасибо.

Диссидент заподозрил в дворнике скрытого идейного противника.

- Почему нет? – требовательно спросил он. – Такой трудолюбивый, приличный человек – и не хотите поддержать оппозицию? Неужели вы за действующую прогнившую и тоталитарную власть?

- Нет, – снова сказал Дворник. – Я ни за кого.

Диссидент обиделся. Стал упрекать Дворника в общественной пассивности и мягкотелости. Заявил, что своим нейтралитетом Дворник льёт воду на мельницу реакционных сил и препятствует развитию демократии. И пока Диссидент возмущался, Дворник молча подметал.

- Разочаровали вы меня! – сказал наконец Диссидент. – Из-за таких, как вы, мы никогда не увидим светлого будущего! А может, вы просто боитесь? Сознайтесь: боитесь засветиться на нашем дерзком и непримиримом антиправительственном митинге?

Дворник усмехнулся в бороду.

- Чего мне бояться? – спросил он. – Я не начальник, не олигарх. Мне терять нечего. Куда можно разжаловать старого дворника?

- Некуда! – согласился Диссидент. – Значит, идём с нами? Восстать и возроптать! Призвать к ответу и выразить, так сказать, гражданский либерализм?

Дворник вновь заработал метлой. Раз-два. Ширк-ширк.

- Нет, – сказал он. – На кого я улицу брошу? Отойди-ка, мил-человек. Мне мести надо.

Ничего не добившись, Диссидент ушёл своей дорогой, ворча под нос что-то про «одурманенные массы» и «мещанское болото».

Митинг был на соседней улице. Накричавшись до хрипоты, раздав листовки и одурев от лозунгов, Диссидент возвращался обратно. Дворник по-прежнему мёл улицу. Раз-два. Ширк-ширк…

- Зря с нами не пошли! – заметил Диссидент. – Моя речь была очень содержательной. Меня снимало альтернативное телевидение! Меня, может, даже посадят! Я жёг глаголом и будоражил! Держите листовочку, почитайте. Надеюсь, вы примете правильное решение и выступите за оппозицию?

- Нет, – ответил Дворник.

- Значит, вы не пролетарий, а переодетый шпик! – закричал Диссидент. – Говорите прямо: вы за кого? За нас, принципиальных и честных активистов, или за продажную, тиранскую власть?

Дворник посмотрел на румяного Диссидента в заграничном пиджаке и отвернулся.

- Я за метлу и лопату, – ответил он. – Должен же кто-то прибирать за вами город.

И опять заширкал по тротуару.


Рецензии