Глава 5. Испытание горем

Мир, наступивший после выздоровления Амины, был особенным - тихим и глубоким, как горное озеро после шторма. Даже Лев, всегда такой резкий и уверенный, стал чаще заходить просто так, чтобы выпить чаю и молча посидеть рядом с братом. Иногда он украдкой наблюдал, как Керим совершает намаз, и в его глазах читалось не прежнее презрение, а смутное любопытство и уважение.

Но жизнь, особенно того, кого Аллах возлюбил и решил приблизить к Себе, состоит не только из света. Иногда Господь погружает Своего раба во тьму, чтобы тот научился видеть свет даже там, где его, кажется, нет.

Пришло известие из родного села. От сердечного приступа скоропостижно скончался их дядя, брат отца, человек, который был для Керима как второй отец. Весть была как удар грома. Это была не просто потеря близкого человека - в чеченской традиции, где семья (ц1а) является краеугольным камнем бытия, смерть старшего - это потеря частички себя, нарушение миропорядка.

В доме воцарился траур. Женщины облачились в темные платья, мужчины собрались в самой большой комнате, их лица были суровы и печальны. Воздух был густ от молчаливой скорби и запаха полыни, которую зажигали для очищения.

Лев, как старший из братьев в доме, взял на себя все хлопоты по организации похорон согласно адату - традиционному кодексу. Все должно было быть сделано с должным уважением к усопшему и его роду.

Керим сидел в углу, принимая соболезнования. Его сердце сжималось от боли. Он любил дядю всем сердцем. В его памяти всплывали картины детства: как дядя учил его сидеть в седле, как рассказывал старинные легенды их народа под мерный треск огня в очаге...

К нему подошел старейшина, аксакал, уважаемый всеми человек с седой бородой и мудрыми глазами.

Керим, - сказал он, положив руку ему на плечо. - Твой дядя был горным орлом. Теперь его нет с нами. Но он останется в наших сердцах. Держись, сынок. Сила мужчины - в том, чтобы стойко переносить удары судьбы. Это наш обычай. Это - нохчалла.

Керим поднял на него глаза. В них не было отчаяния. Была глубокая, бездонная печаль, но в самой глубине ее теплился тот самый свет.

Спасибо, Воши, - тихо сказал он. - Я знаю, что он был орлом. Но я также знаю, что Аллах забрал его к Себе в лучшее время и лучшим образом. Это не удар судьбы. Это - воля Милостивого. И моя сила не в том, чтобы стойко молчать, а в том, чтобы принять эту волю с миром в сердце и сказать: "Инна ли-лляхи ва инна илейхи раджиун" - поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение.

Старейшина внимательно посмотрел на него, пораженный. Эти слова были не просто цитатой из Корана. Это было живое, глубокое переживание веры, которое превосходило даже силу традиционного стоицизма.

На следующий день, после похорон, когда все разошлись, Лев подошел к брату.

- Как ты можешь быть так спокоен? - спросил он без прежней злобы, с искренним недоумением. - Ты же его любил. А теперь говоришь о воле Аллаха... Разве это не лицемерие? Где твоя боль?

- Разве тишина гор означает, что внутри них нет движения? - ответил Керим. - Боль есть, брат. Огромная. Но поверх этой боли - мир. Мир от знания, что для дяди теперь настала жизнь вечная и лучшая, чем эта. Я скорблю о нем. Но я не скорблю о решении Аллаха. И в этом - мое упование даже перед лицом смерти.

В тот вечер Керим собрал своих детей - Ислама, Айшу, Амину и маленького Муслима. Он не стал скрывать от них слез.

Дети, - сказал он. - Сегодня нас покинул ваш дедушка. Мы будем по нему скучать. Но мы не будем плакать от отчаяния. Мы будем плакать от любви к нему и молиться за него. Потому что знаем, что Аллах - Милосердный и Справедливый. И однажды мы все встретимся снова в Садах Рая, что уготованы для тех, кто уверовал.

Это испытание горем не сломило Керима. Оно показало всем вокруг, что истинное упование - это не защита от боли и потерь. Это стержень, который позволяет выстоять в любую бурю, не теряя себя и веры. И даже в самой глубокой скорби находить утешение в своем Господе.

И в сердце Льва, наконец, дрогнула последняя преграда. Он увидел не теорию, а практику. Увидел веру в действии. И в его собственной душе что-то перевернулось.

Да одарит нас Аллах таким же непоколебимым упованием в дни как радости, так и печали! Готовы ли вы к следующей главе?

Глава  6. Испытание доверием читайте здесь: http://proza.ru/2025/09/23/1136


Рецензии