1497. Хуторская чертовщина. Проблемная ситуация

              Пройдя к входным дверям, Злотазан наблюдал тусклый свет в окошке, заглянув в него по выше задвинутой занавески и не найдя присутствия посторонних в хате, постучался.
          На его стук к окошку подошла жена Василия и отодвинув занавеску, выглянула, а узнав Павла Андреича, сказала ему через стекло.
-Сейчас открою.
         Минутное дело и вот открывается дверь, Лидия придерживая платок у подбородка, быстро взглянула на небо, произнеся,
-ну вот и испортилась погода,  совсем заморосило, проходите Павел Андреевич, вымокли наверное.
          А Пал Андреич поставив лопату в угол у дверей, а топор занеся в сенцы, имея на этот счёт опасения, не то чтобы его не спёрли, а не воспользовались лихоимцы для своего коварного замысла, зная что в семье Харитоновых водятся не только большие деньги, но и есть чем поживиться, как скажем тем же прикупленным Лидкой барахлом.
         А уже зайдя из сенцев в хату, присел на широкую лавку, чтоб немного отдохнуть с дороги, да перекинуться с Васяткой парой тройкой слов, чего ныне болтают в хуторе.
        Вначале Злотазан не понял, что-то не приятное хватало его за икры через штанины портков, проявив удивление и глядя на хитро улыбающегося Василя, нагнулся и заглянул под лавку, увидев там гусынь в гнёздах высиживающих яйца.
-Так вот кто меня щиплет, а я и ни того, уже было подумал, что это сказывается усталость с длительной дороги.
-Выходит за время моего отсутствия этим гусыням определили место под лавкой.
-И когда ожидаете вылупление гусят?
-Да-к Павл Андреич к началу мая, когда совсем потеплеет.
-И на какой приплод рассчитываете, если не секрет?
-Да какой там секрет Павел Андреевич,
                ответила ему Лидия,
-под старую гусыню заложила восемнадцать яиц, а у купленных у Кондратюков у двух по пятнадцати, а у одной четырнадцать.
-А уж сколько они высидят, так бабка на двое сказала, всё от этих гусочек зависит.
-Высидят Лидуся, высидят, а куда они денутся, будешь с большим приплодом маленьких гусиков,
                с какой-то задумчивостью произнёс Пал Андреич, представляя себе, что по осени из этих гусят вырастут крупные гусиные особи,  обеспечив в полное мере не только ценным мясом, но и обилием пуховых перьев.
          При большой гусиной стае чего не позволить себе сытное угощение, из потрохов подавать на стол жирную лапшу, а тушку обложить яблоками и за томить в печке, получится вкуснятина да и только.
         Бесперебойное поступление мясных блюд лучшее средство от  хандры в условиях ненастной погоды и в особенности в межсезонье, когда в распутицу не хочется никуда выходить.
        Полёживай себе на тёплой печке, покуривая папиросы и плюя в дыру в потолке, пребывая в ожидании, когда соизволят позвать откушать этого вкуснейшего угощения.
        От этих приятных мыслей его отвлёк очередной болезненный щипок гусыни за ногу.
-А ну хватит меня щипать, так уж и быть пересяду к столу, не стану вас беспокоить.
-Так чего Михалыч ныне слышно в хуторе, о чём болтают?
-Да всякого Павл Андреич говорят, вон Гришку Барнуту болтают чёрт пометил, своё клеймо ему на зад поставил.
- Нашим людям Павл Андреич большого доверия нет, лишь бы свои языки почесать, лягнул его ишак, а раздули брехни с три короба наберётся.
-А где это случилось и когда произошло?
                проявил интерес Злотазан.
-А всякое люди болтают Павл Андреич, как мне сказывал дед Юрка, а он большой знаток всех происходящих событий в хуторе, калякая мне перед самым обедом, что случилось забрести во двор Барнутам ишаку, вот его Гришка и было собрался прогнать, да и стукнул того по горбяке дрыном, а ишак из мести возьми и лягни его.
-Но всё это отговорки и брехня, просочились сведения, что это было не совсем так и не в его дворе, люди ведь не слепые  и видели, как к Гришке прибегала Тонька Малиничкина.
-Уж чего она к нему заявилась среди ночи, того мне Павл Андреич не известно, но скажу, что Гришка с Тонькой торопливо ушли на тот край, ещё видели Павла Сайко то ли с ними вместе был, а может проследить захотел, ведь туман был, да такой густой, что в десяти шагах ничего не видно.
-Уж чего и как там вышло, не знаю, но приплели к этому делу Чёрного Комиссара, чему я Павл Андреич не особо доверяю, ведь сболтнут своими языками, а там поди разберись, где правда, а где брехня.
-Да и Гришка всё юлит, так намеками говорит и ни как его не поймёшь, бормочет, что тот мужик в стельку пьяный, вроде и рад правду сказать, да чего-то боится.
- Оттого люди и думают всякую всячину, да брешут каждый на свой лад, а оно как у нас водится, коль чего-то непонятное случилось вон выходящее за пределы разумного понимания, так обязательно приплетут нечистую силу или лукавого.
-А чему здесь Михалыч удивляться, время пришло новое, вокруг вроде поголовное скопище атеистов, да только они ни как от старых предрассудков отвыкнуть не могут.
-Везде им мерещится нечисть поганая или черти рогатые скачут по улицам, а если своим умом по раскинуть и мозгами подумать, то всё Василий упирается в самое обычное верование, с него и начинаются всевозможные предпосылки к осознанию того или иного толкования.
-Чего проще взять и всё свалить на проделки нечистой силы, а самим умыть руки и прикинуться святошами, что довольно удобно по всем показателям.
- А ведь возьми такого и посмотри на просвет, так столько мути в нём будет, что иной чёрт против него покажется неприкаянным благодетелем.
-По сути своей, Васюшок, человек устроен по принципу бессловесной скотины, не замечая в себе своих плохих качеств, но готов брюзжать слюной, выказывая на недостатки у других.
-Да чего об этом говорить, сотрясая воздух утвердительно правильной панацеей ещё не значит изменить мир к лучшему, не возможно разделить совокупность всех мнений, указав какие из них правильные, а какие следует подвергнуть сомнениям.
-Всей этой оголтелой ахинее есть главное мерило, как госпожа Ситуация, одно и тоже праведное изречение может быть обозначено в двух ипостаси, где в одном разе оно является верным, а другом сомнительным невежеством.
-Но не будем Михалыч ползать в этих дебрях, всё одно никому и ничего мы не докажем, а самым правильным действием окажется вкусный и сытный ужин. 
-Будь добр учтивый муж распорядиться, чтоб хозяйка накрывала на стол, усталость так и ломит от дальней дороги и к тому же невероятно проголодался, нагуляв отменный аппетит.
-А от меня примите скромный гостинец, колбаски и копчёностей, скромно, но довольно вкусно.

           После вкусного и сытного ужина, когда нахлынувшей ленью разморило до полнейшей усталости, Злотазан было собрался забраться на печку и залечь спать не переодеваясь, не без удивления обнаруживает значительные изменения в своём беспечном быте, всё здесь оказалось чисто и прибрано с особой заботой.
       Казалось бы, порадуйся необычной опрятности, но вот как раз это и навело его на сомнительное подозрение, ему да не знать, что подобной манерой хотят загладить какую-то значимую провинность.
            В таком случае пороть горячку, не определившись кому конкретно предъявлять претензии, допытываясь по какому случаю такие привилегии, значило ещё больше запутаться в произошедших обстоятельствах.
         В подобной ситуации следует проявить учтивость и тонкий подход, изображая из себя саму наивность, восхваляя хозяйку  её заботой о добрейшем приживале во время его отсутствия.
          Наговорив кучу лестных слов супругам забрался на печку, где тут же у него прошло всякое желание отойти ко сну, взбудораженный червячок подозрений копошился в голове, теряясь в догадках, так что же такого могло произойти в этой хате, с заметной попыткой замять какую-то отвратительную не приятность.
               Взяли без его на то разрешения деньги?
        Ну если они потрачены на благое дело, так такая инициатива только приветствуется.
        Будет куда хуже, если кто-то из супругов взболтнул по глупости о его проживании в их хате, начнутся дурные толки и пересуды, а это не может не отразиться на его тайном пребывании в хуторе.
     А менять такое уютное и сытное гнёздышко на сырые и тёмные подвалы он не собирается в ближайшие несколько лет.
       Следовало бы подступиться эдак не навязчиво, без оскорбительных намёков, переведя разговор в наивную шутку, да и выпытать саму суть.
         Решив переодеться, желая иметь презентабельный вид, вначале не обратив внимания на свой портфель, хотя Злотазан его всегда ставил замками к себе, а сейчас совсем иное положение, оно и понятно, хозяйка наводя порядок особо не заморачивалась  запоминанием, что и как здесь было.
          Взяв портфель в руки и собираясь в него положить купленные у Борис Ефимыча на железнодорожной станции папиросы, при открытии клапана наблюдает некое несоответствие сложенных в нём бумаг.
        В этом разе его охватило волнение, возникшее беспокойство вынудило поднять резкий скачок сердечных сокращений, а в голове роились мысли, уж не выкрали ли его бумаги, а то и того хуже они были проданы за бесценок, бывшей обладательнице поместьем.
           К его великой радости все бумаги оказались на месте, только не в том порядке в котором их содержал Злотазан.
         Сжав в кулак всё своё самообладание и навесив на свою рожу маску безразличия, эдак не принуждённо произнёс.
-А что Василий Михалыч, не выйти ли нам во двор и не выкурить по папироске довольно редкого табаку.
-Достал по случаю, имею большое желание поделиться с тобой и услышать твоё мнение, что будет вполне объективно, где учитывается мнение нескольких курильщиков понимающих толк в добротном табаке.
            А забравшись на самое дно своего портфеля и найдя там свой браунинг, сунул в карман, с таким убедительным аргументом люди становятся на много разговорчивей.
           С весёлой напущенной улыбкой  прохиндей изысканного вранья с лёгкой прытью соскочил с печки, надел на ноги Васяткины обрезки сапог, что не могло не вызвать удивления, у него имелись свои добротные ботинки, а чего их зря пачкать, когда во дворе обильная морось вновь поспособствовала образованию грязи.
        Хозяйка, а это по её интонации хитрец понял, что она является главной подозреваемой в его предстоящем расследовании, вдруг заявляет.
-А чего вы Павел Андреич будете ходить на двор, могли бы покурить и в сенцах при открытых входных дверях.
-Благодарствуй хозяюшка за твою несомненную заботу, мы с Василием Михайловичем если что, найдём себе укрытие в летней кухне.
-Также Михалыч?
- Да-к, можно и так, чего тут ходьбы, прошли за сенцы и на месте.
-Вот и славненько, выйдем покурим на ночь глядя, а там и спать заляжем до утра,
                с вкрадчивой лестью и лисьим притворством произнёс Пал Андреич, надевая по привычке на голову шапку, которую уже пора было сменить на картуз.

          Выйдя из сенцев во двор до летней кухни прошли молча, зачем своим разговором привлекать постороннее внимание.
           Из напущенной вежливости Злотазан пропустил Васятку войти первым и зажечь тусклый огонёк примитивного светильника, сам же плотно закрыл за собой двери и прошёл к столу, небрежно бросил на него начатый коробок с папиросами, присел на табурет.
         Василий поставил светильник на стол, по хозяйски считая зачем тратить дорогостоящие спички, когда можно обойтись и без них.
-Садись Василёк,
                с некой повелительной ноткой в голосе произнёс Пал Андреич,
-бери, угощайся папироской, а за одно и я себе позволю взять.
        По очереди под курили от светильника папиросы, сделали несколько глубоких затяжек, выдыхая табачный дым на своё усмотрение.
           Васятка для оценки табака, затем он сюда и пришёл, пускал дым через ноздри, а вот Пал Андреич позволил выдуть несколько маленьких колечек, чтоб вдогонку послать одно большое для искусного эффекта.
           После этой удачной процедуры он перевёл свой пытливый взгляд на Василя, спросив у него.
-Ну и как тебе Васяня табачок?
-Сумел прочувствовать аромат табака, выращенного на плантациях далёкой Аргентины чернокожими креолами?
-Как по мне,
                начал рассуждать Василий,
-наша махорка мне намного ближе, уж если сделал затяжечку, то продирает глотку до самых кишок.
-А эти папиросы больше для начальства подойдут и их стриженных баб.
-Вполне вразумительный ответ Васянчик, вижу понимаешь толк в ядрёном табаке.
-Я вот чего хотел у тебя спросить Василёк, в моё отсутствие к тебе случайно не заглядывали подозрительные личности?
         Васятка сделал удивлённое лицо, не совсем поняв, чего от него хочет узнать Пал Андреич.
-Я спрашиваю Васюня, у тебя не было подозрительных посетителей из числа бывшего кулачья?
-Ни кого у меня не было, даже на улице не встречал, а чего случилось Павл Андреич.
-Да видишь ли Василёк, в моём портфеле кто-то успел порыться, а я этого очень даже не люблю.
-Бумагами моими интересовались, а они очень больших денег стоят, такой суммы тебе Васенька и за тысячу лет не собрать.
-Не хорошо вышло, очень не хорошо,
                в назидательной манере произнёс Злотазан, вынимая из кармана браунинг, положив его на стол возле себя. 
-Ты же знаешь Васёк, что я строго на строго запретил тебе касаться моих вещей.
-Так я Павл Андреич и не трогал ничего. 
            Васятка своим мужицким чутьём понял, что запахло жареным и может случиться непоправимое, поспешил оправдываться.
-Это моя Лидка по бабьей дурости не сдержалась.
-Я ведь в тот момент ходил к нашему председателю, а она оставалась одна.
-Вздумалось бабе порядок наводить, а увидев портфель любопытство её пробрало, чего там у Павла Андреича храниться, коль он так его строго оберегает.
-Бабий ум короток, понятия не имеет чем это может обернуться, интерес её одолевает, ведь уже не раз портфель с места на место переставила.
-Это она мне Павл Андреич потом сказывала.
-Не удержалась, ну прямо плешь на своей голове проела, за свербило так что мочи нет, ну захотелось ей своё бабское любопытство удовлетворить, ну хотя бы одним глазком взглянуть.
-Ну и как взглянула?
                строго спросил Пал Андреич.
-Ну что возьмёшь Пал Андреич с этой бабы, она ж как малое дитя, увидела цацку и весь ум растеряла.
-Мне ж потом, не сдержалась и всё рассказала, сама боится, опасается, как бы кто не подслушал, да говорит на ухо, мол знаешь Васенька, а наш Павел Андреевич не из простых, высокого звания, приобрел поместье у нашей бывшей барыни.
-А я ей говорю, цыц Лидка и ни кому ни слова и ни пол слова, прикусила язык и забыла, даже клятву с неё взял, что будет молчать.
-Она у меня Павл Андреич баба с пониманием, вон сколько я просидел то на печке, то на чердаке и никому не проболталась, что я там прячусь.
-А на сколько хитра моя Лидка, до чего изворотливая баба, ведь в одно время меня считали как без вести пропавшего, а она деньги за меня получала, как за участника хуторского ополчения.
-На чердак тоже лазила?
                пристально уставившись в Василя своим пронзительным взглядом спросил Злотазан.
-Да чего ей там делать Павл Андреич, если надо, то она меня попросит.
-Понятно Василёк, как ясный день, там особо и смотреть нечего, своим вещичкам я определил новое временное хранение.
-А вот с тебя Васяня у меня будет строгий спрос,
                и Злотазан потянулся за браунингом, даже при тусклом свете светильника было заметно, как у Василя кровь отхлынула от лица, будто его измазали побелкой.
-Говорю тряпочку мне организуй и смочи керосином, давненько я свою игрушку в порядок не приводил, разбирая пистолет,  спокойным, как и обычно голосом произнёс Злотазан.
-Так я это мигом,
                с радостным восторгом произнёс Василий и подскочив, будто его снизу шпырнули в зад иглой, лихо оторвал кусок тряпки от кухонного полотенца, со смущением спросив,
-намочить весь или только краешек?
-Ну зачем зря изводить такой дорогостоящий продукт как керосин, уголок смочи и вполне будет достаточно.
                Ради такого случая Васятка с удовольствием пожертвовал немного керосина из керосиновой лампы, которую держали для особых случаев, наполнив хату ярким светом для важных гостей.
            Пал Андреич протирал и чистил детали разобранного браунинга, а Василий лебезя перед ним, нёс всякую ахинею, только бы угодить своему постояльцу, вытянувшего его семейство из непролазного нищенства.
             Под монотонное бормотания Василия Михайловича был почищен и собран пистолет, а протерев его сухой стороной тряпицы, повертел в руках, вставил обойму и только после этого позволил себе взглянуть на Васятку, бесцеремонно перебив его, изложив своё мнение.
-А что Василёк, вполне приятно провели мы вместе время, выкурили по паре папирос, поговорили на чистоту, да и пистолетик привели в порядок.
-Так и есть Павл Андреич,
                поддакнул Василий, кивнув головой,
-славно у нас всё получилось.
-С пользой дела вышло.
-Вот на счёт вышло Василёчек, как раз и дурно получилось, ты своей жинке не забудь напомнить, чтоб язык свой за зубами держала.
-Иначе накликает беду, потом сожалеть станете, да поздно будет.
-Я то чё, ноги в руки и айда куда по дальше, а вот вас захомутают и тогда особенно  тебе Васёк дюжа худо выйдет.
-Всё припомнят, выбьют из тебя все признания, а затем к стенке поставят, опозорив перед хуторской общественностью.
-Тебе такая кончина думаю не особо привлекает, да и твоей жинке не меньшая участь достанется, пойдёт как соучастница преступной группировки.
-Такова она Михалыч эта печальная действительность, а уж какую мы сами захотим иметь, такая и получиться,
                вытирая свои руки, закончил свою поучительную речь постоялец.
          А встав и сунув браунинг в карман, забрал со стола коробку с остатками папирос и совершенно спокойной и убаюкивающей манере сказал.
-Ну что Василёк, припозднились мы с тобой.
-Пора и в хату возвращаться, да укладываться спать.
-Умотался я за эти два дня, что своих ног уже не чую.
-Надо будет устроить длительный отдых, да и сама погода этому способствует.
                Василий любезно отворил двери летней кухоньки и указывая рукой, предложил пройти на выход Пал Андреичу, а торопливо обогнав его, открыл перед ним входную дверь в хату с предупреждением не оступиться на высоком порожке входя в сенцы.

                21-22 сентябрь 2025г.


Рецензии