Давно... ч. 4

В следующий раз я приехала в Петербург уже через полтора месяца. В 20 году учебный год начался с очных занятий, но буквально через десять-пятнадцать дней всех опять посадили на дистанционку, и расписание у меня было такое – 3 дня интенсивных занятий с понедельника по среду, а с четверга по воскресенье я могла спокойно заниматься огородом, вышивкой, но и, конечно, проверкой письменных студенческих работ, курсовых, он-лайн консультациями и прочая, и прочая, и прочая… Как говорила Кира про Костю «только папа работает в свое удовольствие». Ну и я могла «в своё удовольствие» почти круглосуточно сидеть за компьютером, обязывая себя, впрочем, ежедневно ходить пешком до Белоозерского и обратно.

Но душа-то просила воли и праздника, и воспользовавшись тем, что карантин не приобрёл тотального мартовско-апрельского характера, а также тем, что Витя с Людой приехали к Кате с девочками, я быстренько купила билеты на поезд, забронировала отель, приготовила торты (дурная привычка повсюду ездить со своей едой), и в путь! Вечером в среду 30 сентября на двухэтажном поезде отправилась в мини-путешествие в любимый город и на встречу с любимыми родственниками.   
Заранее договорившись с Катей, что она заберёт торты, в семь утра уже заселилась в мини-отель «Пушкин» на Марата, 9 (сейчас его уже нет, похоже), просторный номер с окнами, выходящими в типичный петербургский двор-колодец, вполне меня устроил, и быстренько разобрав вещи, отправилась ГУЛЯТЬ. Самое главное развлечение в Петербурге – это просто ходить, глазеть, наслаждаться увиденным.
       
Кофе с булочкой и яблочным пирожком в кофейне на Марата, неспешная прогулка по Невскому, с почти пустыми тротуарами по утрам, только вечно спешащие автомобили, что буквально всё заполонили, яркое солнце – подарки жизни в первый день октября, в первый день маленького путешествия. На это раз мой путь к началу начал – «гнезду Петрову» - Петропавловской крепости. Как-то так получилось, что до сих пор я наблюдала то самое место, где «стоял он, дум великих полн…» в то самое утро 27 мая 1703года, только с Дворцовой набережной или с воды, когда плавали на кораблике. Но сердце «юного града, полнощных стран красы и дива» звало и манило, и нельзя было не откликнуться на этот зов.

Немного не рассчитала по времени и вышла из метро как раз под звук полуденного выстрела из пушки, не всё сразу, сказала мне судьба, не в этот раз, у тебя и так много всего случится.
И да, в 12-34 я уже снимаю себя на фоне Великокняжеской усыпальницы, а это значит, что позади уже был и Иоановский равелин, и Петровские ворота с двуглавым орлом, и прогулка вдоль Артиллерийского цейхгауза, и очень странный памятник Петру работы Шемякина, а впереди в неимоверной вышине сиял ангел, махал мне крылом, заходи!

Я как-то писала, что однажды, любуясь красотой католических соборов, пожалела, что князь Владимир выбрал православие, мне тогда помнИлось, что наши храмы не столь богато убраны, не столь прекрасны. И каждый раз в Петербурге каюсь, посыпаю голову пеплом и рву на ней волосы, раскаиваясь в крамоле. Бог простит, надеюсь.
Мне так понравился Петропавловский собор, он такой яркий, просторный, в нем море света! В связи с ковидом народу немного, воздуху и солнца полно, и несмотря на то, что кругом сплошные могилы царей и цариц, атмосфера в нём очень жизнеутверждающая. Колонны, правда, расписаны под мрамор, не знаю уж, по какой причине так сэкономили, но Золотые ворота впечатляют, они как открытая калитка в Версале дают возможность рассмотреть заалтарную часть, Царское место традиционно выглядит по-царски, но больше всего мне понравилась позолоченная кафедра с Петром и Павлом под сенью. Лестница на кафедру украшена картинами на тему «В начале было слово», а сам этот путь к проповеди воплощает идею (мою любимую идею) – от Слова к Духу, сам Дух в виде голубя венчает кафедру.

Случайно подслушала экскурсовода у могилы Петра Первого, оказывается, шесть лет император Российский покоился в недостроенном соборе во временной деревянной часовне, и только в 1731 году был захоронен в мраморном саркофаге внутри императорской усыпальницы, обрёл вечный покой в своём родном доме…
          
Снаружи собор смотрится как любезные сердцу императора заграничные образцы храмов, но при этом представляет собой совершенно уникальное творение, и шпиль колокольни пронзает небо так же дерзко, как дерзко ворвался флот Петра в ровный строй морских держав. И ангел, спустившийся с небес, благословил это богоугодное дело под звон 103 колоколов.
      
Я посидела перед собором, там широким полукругом поставлены деревянные лавочки для отдыха туристов, видимо, а может, и концерты тут проводят. Рядом слева от собора стоит небольшой Ботный дом, специально выстроенный для ботика Петра, напротив расположено здание Монетного двора, кругом музейная чистота и порядок, и тепло и солнечно так, что как-то даже не хотелось думать о знаменитых и знакомых из школьных учебников истории казематах Петропавловской крепости и знаменитых узниках этих казематов: декабристы, петрашевцы, народовольцы, Достоевский, Бакунин, Писарев, пусть покоятся в мире…

Потому пошла дальше гулять. Через Невские ворота вышла к пристани, и спустившись к воде, восхитилась открывшимся видом на реку, на Зимний дворец и бесконечную череду других дворцов на левом берегу Невы, на Стрелку Васильевского острова, на мосты, словом, на всё, что составляет славу и красу града Петрова.

Но Петропавловская крепость ныне не только исторический музейный комплекс, она не чуждается и новаций, так перед Невскими воротами установлены оригинальные спиральные солнечные часы «Время Мастера» и сразу возле них двенадцать кованых стульев, высоких, для сидения неудобных, очень похожих и в то же время разных. Ну и конечно, на Заячьем острове полно зайцев – бронзовых, каменных, деревянных.
Этим зайцам хорошо, им морковка не нужна, а вот мне чем-нибудь подкрепиться было бы неплохо, но немного, поскольку вечером предстояла встреча с родственниками. На перекус устроилась на воздухе во внутреннем дворике Иоановского равелина с видом на реку через частокол на ботардо. Сроду не знала, что существует такое специальное слово для плотины надо рвом. Рвы засыпали, а по две плотины у каждого равелина сохранились.
      
Вволю нагулявшись в крепости, а потом вдоль канала Грибоедова до любимого Спаса на крови, просто глазея по сторонам, наблюдая как такое теплое и ласковое днём, но всё же осеннее солнце спускается ниже, удлиняя тени и вызывая холодок по спине и конечностям, поняла, что теплая утроба метро ждет меня, одновременно со мной поглощая сотни и сотни попутчиков. До улицы Ярослава Гашека добралась практически на закате, и прохлада осеннего вечера с лихвой была скомпенсирована теплым семейным ужином, приехала Ира, очень хорошо посидели, почти как в молодости.


Рецензии
Улица Марата. Знакомое и, даже можно сказать, знаковое место. Вышел на "Маяковской", перешел на другую сторону Невского и прямо по Марата. Прямо. Там совсем недалеко. Как принято нынче говорить: в шаговой доступности.
Любимейший мною музей Ленинграда - Музей Арктики и Антарктики. Улица Марата, 24А.
Особенно на первом курсе, когда становилось уж совсем тоскливо, я срывался из общаги и ехал на "Маяковскую". Выходил и топал по Марата. А потом часами ходил по музею. Рассматривал знакомые пейзажи. Типа, как дома побывал.
Уже потом, значительно позже, когда стал работать по второй гражданской специальности, а это с 1994 года, и пошли у меня командировки в Питер, где тогда только суд кассационной инстанции был. Правда, потом и апелляцию туда же перевели. Вот, как стал уже по судебным делам ездить, узнал, что буквально в пределах прямой видимости от Музея Арктики и Антарктики - Музей-квартира Ф.М. Достоевского. А если по Кузнечному, но в другую сторону, то в тех же двух шагах, - музей-квартира Л. Н. Гумилева. Сына того самого, мужа Анны Ахматовой. Одна из комнат в этой квартире отведена под экспозицию участия отца в Петроградской боевой организации.
Кстати, финансирование этого музея-квартиры, когда я в неё попал, осуществлялось за счет бюджета Республики Татарстан. Оказывается, Лев был одним из известнейших и авторитетнейших тюркологов Союза.
Но это уже потом. Значительно позже я нашел эти два музея-квартиры и побывал в них. А в студенческие времена, после Музея Арктики и Антарктики, я обычно заходил в кафе "Чинара", которое располагалось на Восстания. Только не на площади, а на улице. Как выходишь из станции метро "Площадь Восстания", что на углу Невского и Лиговского, то не прямо, к Невскому, а направо, и как раз выходишь на эту небольшую, узенькую улочку. И там, совсем рядом. Очень вкусно в этом кафе готовили и шашлык, и люля-кебаб. И так, относительно недорого.
А если пройти по этой улице чуть дальше, пересечь улицу вспомненного вами Василия свет Андреича, и ещё чуть дальше. Второе пересечение улицы Восстания. Ковинский переулок. Его не надо переходить. Сразу поворачиваем по нему налево. И почти в самом начале переулка, по этой, левой его стороне, единственный действующий на то время и до 1992 года католический храм Ленинграда.
Храм Лурдской Божией Матери. Построен французской католической общиной в 1903-1909 годах. Несколько воскресных месс я в нем отстоял. Если Париж стоит мессы, то Питер... Уж тем более, как мне кажется. Но... Это чисто моё мнение. А сравнивать мне трудно. В Париже я не был.

Константин Кучер   15.12.2025 18:48     Заявить о нарушении
Костя, я читаю ваши отзывы как путеводитель. Я очень люблю Петербург, эта любовь случилась и у моих детей и внуков. Но я очень плохо его знаю, только самые что ни на есть туристические тропы.
Я влюбилась и в Париж, но именно что мимолётная влюбленность. Может, допишу когда про русских в Париже. В Лувре не была, была в Версале, он Петергофу в подмётки годится, но не более.
Спасибо, пишите ещё, читаю с удовольствием!

Елена Рыжкова 2   15.12.2025 19:59   Заявить о нарушении
Ну, Лена, это (что я знаю Питер), вам, скорее всего, показалось. Судя по тому, что я прочитал, мои знания об этом городе значительно меньше ваших.
В том же Эрмитаже я был всего единожды. Ну, так получилось.
Все же кругом: "Ах, Эрмитаж! Ах, Эрмитаж!!". Ну, мы с приятелем и прониклись. И в первое... Или второе воскресенье после колхоза? Ну, неважно. В октябре, в общем. Встали утром, попили чаю, съели с ним по батону без масла и колбасы, потому что денег уже в обрез до стипендии оставалось. Начистили ботинки ... Помчались. Полетели на крыльях любви к этому самому искусству.
Прилетели. А там... Очередь. Причем приличная такая. Входных дверей в этот самый Эрмитаж даже и не видно. Ну, мы встали. Стоим.
Полчаса стоим. Час. А как стояли на одном месте, так и стоим.
Я и говорю приятелю: "Сходи, Витя, выясни, что за безобразие такое? Час стоим и ни с места. Они что, там, в теплом дворце не понимают, что октябрь?! Прохладно, как бы, уже. А мы теплых, фланелевых рубашек не надели. Мы бы их и так не надели, так как их у нас просто нет. Но ты за это тем, кто у входа стоит, не говори. Скажи, что если чаю и кофию горячего нам сей час не подадут, мы их сильно уважать перестанем. Понял?".
Витька, еле-еле выдавил из себя синими губами, что понял, мол, понял, и на не сгибающихся ногах вприпрыжку побежал к входу в Эрмитаж.
А я остался. Очередь сторожить. Мало ли, кто на наше место позарится. Мы же уже не последние. За часу народу подошло... Прилично так. Я уже не только входных дверей не вижу, но и хвоста очереди - тоже.
Долго ли, коротко, я уже и ждать устал. Грешным делом подумал, что Витька один, наплевав на товарища, в Эрмитаж проник.
Нет, через час где-то... Может, через час с четвертью, возвращается Витька. Уже не синий. Согрелся, пока туда-сюда бегал.
Прибежал и рассказывает: "Ой, Костяныч... И что там, у входа, творится.... Мы вот стоим, а там... прямо ко входу подъезжают огроменные красные Икарусы, с надписью по верху лобового стекла "ИНТУРИСТ". Подъезжают, останавливаются... Выходят из них японцы и прямиком к дверям. А там швейцар перед ними двери - нараспашку, седаун плиз, мол, мадамы и мадамши. Японцы и заходят. А как все зайдут, швейцар сразу распрямляется, разворачивает свои широченные плечи и орет на русской латыни тем кто в очереди ближе к дверям подвигается - куда, мол, прете, безграмотные, что ли? Вот, для таких как вы уродов написано "местов нетути!". И снова дверь закрывает.
И сидит там, на стульчике, через стеклянную дверь хорошо видно, семечки лузгает, а лузгу прямо на пол пилюёт.
А через 15 минут подъезжают новые здоровенные красные Икарусы с такой же надписью на лобовом стекле. И из них уже нигерийцы выходят. Или эфиопы. Сам понимаешь, этих африканцев тяжело разобрать. С запада, востока илди юга континента они. В общем африканцы выходят... И снова, - швейцар за свое: "Седаун, мол, плиз, мадамы и мадамши". А через 15 минут... Вот Костян, очередь из обычных, советских граждан и не движется. Сам понимаешь, каждые 15 минут, как минимум, сотня иностранцев в музей заходит. А Эрмитаж, похоже на то, не резиновый".
Ну, меня, конечно, такое отношение ко мне, как человеку и гражданину, оскорбило до предельных глубин всех фибров моей души. Тем более, мы уже третий час стоим и... Ни с места. А как-то уже и кушать как бы захотелось. Ну, хотя бы червячка каким пончиком с сахарной пудрой заморить.
В общем, развернулись и пошли мы с Витькой совсем в другую сторону. На площадь Искусств. В Русский музей. Там никакой очереди не было. Может потому, что музей - русский? И интуристам туда - строго-настрого.
Мы с Витьком потом в этот музей почти каждый месяц ездили. Только перед ним в пельменную, что тогда напротив так непонравившегося вам Казанского собора была, заходили. Мы как раз, как от Эрмитажа в тот раз к Русскому передислоцировались, хорошо, что в эту пельменную зашли. На сытый желудок так хорошо в тебя искусство входит... Просто даже замечательно.
Одно плохо. От этой Пельменной, что напротив Казанского, до стрелки Васильевского острова с его Ростральными колоннами, вроде как даже ближе, чем до площади Искусств. А там и Зоологический музей с разными птичками и зверушками. А мы же в лесотехнической академии, должны же мы за природу родного края и страны в целом? Ну, и пойдем мы вместо Русского, в Зоологический. А Литературного музея на Стрелке тогда не было. Или мы с Витькой просто о нем не знали...
И вот как-то вот так, после Пельменной, решили мы в Зоологический. Идем, себе идем... И как-то странно. Очереди от Эрмитажа на площади... Совсем нет. Ни человечка. Мы даже испугались маленько. Ну, и подошли ко входу. Разузнать, что там такого случилось, что и очереди нет. Подошли спрашиваем. У того самого швейцара, что семечки тогда лузгал: "Закрыт музей, что ли?" "Да нет, открыт". "И что, даже зайти можно?" "Да заходите быстрее, не стойте в дверях, холоду в музей напустили! У нас картины между прочим. Их в тепле держать надобно". Ну, мы и зашли.
Вот так я и в Эрмитаж попал. Один-единственный раз.
Потом, сколько не ходили с Витькой, все очереди, да очереди. А мы это уже проходили. Ученые. Посмотрим на тех, кто в очереди стоит, снисходительно, и пойдем себе. Или в Русский. Или в Зоологический. Или в Военно-Морской. Та тоже интересно. И тоже - недалеко. Даже ближе, чем до Зоологического.

Константин Кучер   15.12.2025 22:46   Заявить о нарушении