Михаил Чехов 1891-1955 гг
Михаил Александрович Чехов родился 16 августа 1891 года. Племянник Антона Павловича Чехова (сын старшего из братьев Чеховых - Александра Павловича). В 1907 году Мишу отдали в театральную школу имени А. Суворина, а после школы он сразу попал в труппу Суворинского театра, откуда через год перекочевал в МХТ к Станиславскому. Вместе с Вахтанговым и Мейерхольдом — самый яркий представитель «второго поколения» МХТ. Любимый ученик Станиславского, во многом усовершенствовавший систему своего учителя. Тонкий психолог, глубокий знаток человеческой натуры.
Лучшей ролью Чехова в театре Станиславского большинство критиков и поклонников считали Хлестакова в спектакле «Ревизор». «Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история „Ревизора“ на русской сцене, явлен наконец-то тот Хлестаков, о котором писал сам Гоголь», — писали хвалебные речи Чехову в «Вестнике театра».
Вместе с тем внешность у Михаила была далеко не сценическая. Коллега по Студии Алексей Попов писал: «Природа как бы посмеялась над ним: наградила великолепным талантом и необычайно невзрачной внешностью, почти противопоказанной театру. Чехов был мал ростом, ходил приседая на жидких и неустойчивых ногах, разговаривал глухим и слабым голосом. При таких данных он, будучи молодым человеком, выглядел стариком. Но когда Чехов выходил на сцену, происходило чудо: зрительный зал не мог оторвать глаз именно от этого невзрачного человека»[5].
Однако в МХТ ему доверяли ведущие роли: Кобуса в «Гибели „Надежды“» Германа Гейерманса, Фрезера в «Потопе» Юхана Бергера, Калеба в спектакле «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу, ставшем «визитной карточкой» Студии и позже экранизированном, Мальволио в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира, Эрика в «Эрике XIV» А. Стриндберга.
Ещё в 1918 году он создал свою студию, где занимался исследованием актёрской психотехники (находясь под сильным влиянием антропософских учений Р. Штейнера и А. Белого. Считал антропософию источником духовного возрождения и вместе с тем способом развития актёрского мастерства. Встречу с ней он называл «самым счастливым периодом в своей жизни».
Чехов принимал участие в гастрольной поездке театра в США в 1922—1923 годах; американская пресса называла Чехова «Моцартом сцены», «человеком с тысячью лиц».
В 1928 году Чехов, не принимая всех революционных перемен в России, решил не возвращаться с гастролей в Германии. В 1929—1930 годах снялся в трёх фильмах, работал в театре Макса Рейнхардта. В 1930 году попытался организовать театр в Чехословакии, но, получив отказ в субсидии, переехал в Париж. Выступал на сцене драматических театров Берлина, Вены, Парижа, Лондона.
В 1932 году в Риге Михаил Чехов впервые открыл собственную театральную студию, в которой начал практиковать обучающие мастер-классы, технику и стратегию которых впоследствии изложил в книге «О технике актёра». Сам он называет эту книгу «подглядом» (наблюдением) за техниками множества актёров, встречавшихся ему в жизни и на сцене по всему миру: в России, Латвии, Литве, Польше, Чехословакии, Австрии, Германии, Франции, Англии и Америке. Ему удалось собрать и отфильтровать огромное количество разрозненных, часто не связанных между собой, техник и подходов в одну систематизированную школу. Для этого он много лет занимался упрощением накопившегося материала, а впоследствии применял учение на учениках и актёрах театра, в котором был художественным руководителем (Chekhov Players).
Трудится режиссёром и актёром в театрах Риги, Сигулды, Каунаса. После переворота в Латвии в 1934 году покидает Ригу.
В 1936 году в Англии была открыта театральная школа (Devonshire, Dartington Hall). Чехов являлся её руководителем и начинал первые «эксперименты» по применению своей техники на учениках. С 1939 года Чехов жил в США, создал там свою актёрскую школу «Экторз лаборатори» (англ. Actors Laboratory), которая пользовалась огромной популярностью и известностью в актёрской среде. Со временем она превратилась в профессиональный театр (Chekhov Players). В то время в Америке не было централизованной актёрской школы, поэтому американцы с интересом воспринимали новые для них подходы Михаила Чехова. Через «Систему Чехова» прошли Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер, Ллойд Бриджес и многие другие голливудские «звёзды». Школу называли «кузницей театральных талантов».
Особенно значимым считается вклад Чехова в раскрытие таланта Мэрилин Монро. Многие коллеги ставили под сомнение профпригодность актрисы, а Чехов открыл для неё свою систему актёрского мастерства, с которой Монро и шла на протяжении всей своей карьеры.
Его театр давал спектакли не только на Бродвее, но и ездил на гастроли в другие штаты. Впоследствии молодые актёры театра были призваны на фронт, поэтому «эксперименты» Чехова прекратились. С 1943 года он живёт в Голливуде, где играет, снимается, даёт мастер-классы, читает лекции. Михаил Чехов время от времени снимался в кино, в частности в фильме «Заворожённый» (реж. А. Хичкок), за роль в котором номинировался на «Оскар» в номинации «Лучший актёр второго плана» (1946). В том же году стал членом Академии кинематографических искусств и наук. Однако в СССР его имя было не то, чтобы совсем под запретом, но персоной «нон грата» в театре соцреализма, и занятия по системе Михаила Чехова отдельные смелые люди проводили полуподпольно. Причина тривиальна: эмиграция.
Он был женат дважды. Первая жена (1914—1917) — актриса Ольга Константиновна Чехова (урожд. Книппер, племянница Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, жены Антона Павловича Чехова). Их дочь Ольга (1916—1966), позднее ставшая немецкой актрисой под псевдонимом Ада Чехова (Tschechowa).
Вторая жена — немка Ксения Циллер.
Последние годы жизни занимался преимущественно преподаванием. Михаил Чехов ушёл из жизни в Беверли-Хиллз (штат Калифорния) 1 октября 1955 года. Урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориал («Лесная поляна») в Голливуде.
Свидетельство о публикации №225092201680