Михаил Чехов 1891-1955 гг

Михаи;л Алекса;ндрович Че;хов — русский, советский и американский драматический актёр, театральный педагог, режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1924). Племянник писателя Антона Чехова, сын публициста Александра Чехова. Автор известной книги «О технике актёра»

Михаил Александрович Чехов родился 16 августа 1891 года. Племянник Антона Павловича Чехова (сын старшего из братьев Чеховых - Александра Павловича). В 1907 году Мишу отдали в театральную школу имени А. Суворина, а после школы он сразу попал в труппу Суворинского театра, откуда через год перекочевал в МХТ к Станиславскому. Вместе с Вахтанговым и Мейерхольдом — самый яркий представитель «второго поколения» МХТ. Любимый ученик Станиславского, во многом усовершенствовавший систему своего учителя. Тонкий психолог, глубокий знаток человеческой натуры.

Лучшей ролью Чехова в театре Станиславского большинство критиков и поклонников считали Хлестакова в спектакле «Ревизор». «Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история „Ревизора“ на русской сцене, явлен наконец-то тот Хлестаков, о котором писал сам Гоголь», — писали хвалебные речи Чехову в «Вестнике театра».

Вместе с тем внешность у Михаила была далеко не сценическая. Коллега по Студии Алексей Попов писал: «Природа как бы посмеялась над ним: наградила великолепным талантом и необычайно невзрачной внешностью, почти противопоказанной театру. Чехов был мал ростом, ходил приседая на жидких и неустойчивых ногах, разговаривал глухим и слабым голосом. При таких данных он, будучи молодым человеком, выглядел стариком. Но когда Чехов выходил на сцену, происходило чудо: зрительный зал не мог оторвать глаз именно от этого невзрачного человека»[5].

Однако в МХТ ему доверяли ведущие роли: Кобуса в «Гибели „Надежды“» Германа Гейерманса, Фрезера в «Потопе» Юхана Бергера, Калеба в спектакле «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу, ставшем «визитной карточкой» Студии и позже экранизированном, Мальволио в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира, Эрика в «Эрике XIV» А. Стриндберга.

Ещё в 1918 году он создал свою студию, где занимался исследованием актёрской психотехники (находясь под сильным влиянием антропософских учений Р. Штейнера и А. Белого. Считал антропософию источником духовного возрождения и вместе с тем способом развития актёрского мастерства. Встречу с ней он называл «самым счастливым периодом в своей жизни».

Чехов принимал участие в гастрольной поездке театра в США в 1922—1923 годах; американская пресса называла Чехова «Моцартом сцены», «человеком с тысячью лиц».

В 1928 году Чехов, не принимая всех революционных перемен в России, решил не возвращаться с гастролей в Германии. В 1929—1930 годах снялся в трёх фильмах, работал в театре Макса Рейнхардта. В 1930 году попытался организовать театр в Чехословакии, но, получив отказ в субсидии, переехал в Париж. Выступал на сцене драматических театров Берлина, Вены, Парижа, Лондона.

В 1932 году в Риге Михаил Чехов впервые открыл собственную театральную студию, в которой начал практиковать обучающие мастер-классы, технику и стратегию которых впоследствии изложил в книге «О технике актёра». Сам он называет эту книгу «подглядом» (наблюдением) за техниками множества актёров, встречавшихся ему в жизни и на сцене по всему миру: в России, Латвии, Литве, Польше, Чехословакии, Австрии, Германии, Франции, Англии и Америке. Ему удалось собрать и отфильтровать огромное количество разрозненных, часто не связанных между собой, техник и подходов в одну систематизированную школу. Для этого он много лет занимался упрощением накопившегося материала, а впоследствии применял учение на учениках и актёрах театра, в котором был художественным руководителем (Chekhov Players).
Трудится режиссёром и актёром в театрах Риги, Сигулды, Каунаса. После переворота в Латвии в 1934 году покидает Ригу.

В 1936 году в Англии была открыта театральная школа (Devonshire, Dartington Hall). Чехов являлся её руководителем и начинал первые «эксперименты» по применению своей техники на учениках. С 1939 года Чехов жил в США, создал там свою актёрскую школу «Экторз лаборатори» (англ. Actors Laboratory), которая пользовалась огромной популярностью и известностью в актёрской среде. Со временем она превратилась в профессиональный театр (Chekhov Players). В то время в Америке не было централизованной актёрской школы, поэтому американцы с интересом воспринимали новые для них подходы Михаила Чехова. Через «Систему Чехова» прошли Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер, Ллойд Бриджес и многие другие голливудские «звёзды». Школу называли «кузницей театральных талантов».
Особенно значимым считается вклад Чехова в раскрытие таланта Мэрилин Монро. Многие коллеги ставили под сомнение профпригодность актрисы, а Чехов открыл для неё свою систему актёрского мастерства, с которой Монро и шла на протяжении всей своей карьеры.

Его театр давал спектакли не только на Бродвее, но и ездил на гастроли в другие штаты. Впоследствии молодые актёры театра были призваны на фронт, поэтому «эксперименты» Чехова прекратились. С 1943 года он живёт в Голливуде, где играет, снимается, даёт мастер-классы, читает лекции. Михаил Чехов время от времени снимался в кино, в частности в фильме «Заворожённый» (реж. А. Хичкок), за роль в котором номинировался на «Оскар» в номинации «Лучший актёр второго плана» (1946). В том же году стал членом Академии кинематографических искусств и наук. Однако в СССР его имя было не то, чтобы совсем под запретом, но персоной «нон грата» в театре соцреализма, и занятия по системе Михаила Чехова отдельные смелые люди проводили полуподпольно. Причина тривиальна: эмиграция.

Он был женат дважды. Первая жена (1914—1917) — актриса Ольга Константиновна Чехова (урожд. Книппер, племянница Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, жены Антона Павловича Чехова). Их дочь Ольга (1916—1966), позднее ставшая немецкой актрисой под псевдонимом Ада Чехова (Tschechowa).
Вторая жена — немка Ксения Циллер.

Последние годы жизни занимался преимущественно преподаванием. Михаил Чехов ушёл из жизни в Беверли-Хиллз (штат Калифорния) 1 октября 1955 года. Урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориал («Лесная поляна») в Голливуде.


Рецензии