От Адама до Канаани моё личное Лех Леха

От Адама до Канаани: моё личное «Лех Леха»

Раввин Михаил Салита

В этом году недельная глава Вайэлех совпадает с праздником Рош ха-Шана. На первый взгляд — это просто календарное совпадение. Но в Торе нет случайностей. Вайэлех, с её простыми словами «И пошёл Моше», и Рош ха-Шана, с его звуком шофара, говорят одно и то же: иди вперёд.

Адам — шаг из рая в историю

Первый человек, Адам, стоял в раю. Там всё было готово, никаких забот. Но после греха он был изгнан. Казалось бы — трагедия. Но именно через это изгнание человечество получило возможность пройти путь труда, страдания и роста. Только через это — через историю, через ошибки и исправления — мы идём к Машиаху. Адам сделал первый шаг из лёгкой жизни в своей тяжёлую, чтобы человечество однажды пришло к вечности.

Авраам — разрыв ради вечности

Потом Всевышний сказал Аврааму: «Лех леха — иди себе, из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего» (Берешит 12:1).
Это был не только призыв к путешествию. Это был призыв к разрыву. Авраам оставил родню, которая тянула его в другую сторону, он разорвал успешный семейный бизнес — торговлю идолами, — чтобы найти путь к Богу. Иногда именно близкие мешают нам увидеть своё предназначение. Авраам выбрал вечность вместо временного успеха. Его шаг стал началом народа Израиля.

Моше — шаг народа

Столетия спустя Моше сказал: «Вайэлех Моше — и пошёл Моше» (Дварим 31:1). Это были его последние шаги. Он не войдёт в землю, но народ войдёт. Его «Вайэлех» — это призыв к каждому поколению: не бойся идти дальше, даже если приходится прощаться с прошлым.

Израиль и шофар

Рош ха-Шана возвращает нас к этой идее. Шофар зовёт: не оставайся в старом. Иногда нужно оторваться даже от того, что привычно и близко, чтобы обрести новый уровень. Шофар звучит и как плач, и как крик, и как радость. Он напоминает, что впереди — Машиах и освобождение, но к нему мы приходим только через шаг вперёд.

Моё личное «Лех Леха»

И вот моя история. Я долго искал кошечку породы Канаани — редкой, выведенной в Израиле и находящейся сегодня на грани исчезновения. Это была долгая дорога, и я благодарю Всевышнего за то, что Он дал мне найти её. Для меня это стало больше, чем поиски животного. Это стало моим «лех леха» и моим «вайэлех».

Так же как Адам вышел из рая, чтобы человечество пришло к Машиаху. Так же как Авраам оставил семью и бизнес ради веры. Так же как Моше сделал последний шаг, открыв народу будущее. Так и я, в своей малой истории, нашёл Канаани — чтобы сохранить и возродить её, а вместе с этим найти и возродить часть себя.

Эта история не случайна. Это — ашгоха протис, божественное провидение. Это — мияд мамаш, знак того, что всё соединяется в одну дорогу: от Адама к Аврааму, от Моше к Машиаху, от прошлого к будущему, от исчезающего к возрождающемуся. И я верю, что сама по себе история кошки Канаани, её почти исчезновения и её возрождения в Израиле, заслуживает того, чтобы о ней была написана целая книга.

Одна дорога и одно благословение

И потому я верю: даже маленький шаг, даже личная история становятся частью великой еврейской дороги. Каждый из нас слышит свой зов «Лех леха». Каждый делает свой «Вайэлех». И вместе все эти шаги складываются в один — шаг Машиаха, шаг полного освобождения.

Шана това уметука — сладкого, доброго года всем моим друзьям, знакомым и, конечно, всему еврейскому народу. Пусть этот год станет шагом навстречу свету, вере и Геуле.


Рецензии