Произведение в контекст книги встраиваю
Сегодня занималась подбором произведений к очередной книги серии "Жизнь и философия жизни. Былое и думы". Так получается, что часть книги будет посвящена Казанским ботаникам. По мере встраивания произведений в контекст книги мне приходится вписывать различные дополнения в имеющиеся текстам. Так вот сегодня у меня получилось очень интересное дополнение, которое я хочу представить сейчас.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ "МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ МАРКОВ: ШТРИХИ К СЛОВЕСНОМУ ПОРТРЕТУ"
Принимаясь за подбор текстов на тему произведения об одном из ярчайших ботаников выпускников Казанской геоботанической научной школы профессора Андрея Яковлевича Гордягина – Заслуженного профессора ботаники КГУ Михаила Васильевича Маркова, я воспользовалась литературно-художественным журналом "Казань" № 10 за 2000 год, который был посвящён профессору в Связи со 100-летием со дня его рождения в 2000 году. Я не беру на себя миссию представлять каждого из цитируемых мной учёных ботаников из Казанского университета здесь, поскольку о каждом из них у меня готовы очерки, вызывающие гордость за самоотверженность этих редких по своей профессии и моральным качествам людей, беззаветно преданных делу их жизни. Имеет смысл объединить всё это в отдельной книге с жанром на документальной основе из серии "Жизнь и философия жизни. Казанская геоботаническая научная школа в лицах и судьбах". По совокупности собранных текстов данный журнал уникален и представляет особую ценность. Жаль, что внутренняя политика журнала "Казань" изменилась к настоящему времени и не позволяет настолько концентрироваться на учёных, и других выдающихся личностях, прославивших не только Казань, но и Россию в целом. Мои попытки издать хоть что-то не привели к успеху, правда я это пыталась сделать 5 лет назад, когда готовилась отметить юбилейный год со дня рождения трёх выдающихся ботаников Казанского университета – Андрей Яковлевич Гордягин, Михаил Васильевич Марков и Евгений Леонидович Любарский. С тех пор этот журнал не имеет для меня никакого значения. А тексты учёных ботаников об учёных ботаниках имеют большую ценность. В чём же эта самая ценность, пока ещё никак не ощутимая? Время покажет.
Цитируемый мной номер журнала "Казань", не имеет электронной версии и поэтому, считаю целесообразным, привести максимально ёмкие цитаты от разных авторов – выпускников Казанской геоботанической научной школы профессора М. В. Маркова. Не все выпускники откликнулись, не все были живы на тот момент. Стоит поблагодарить коллектив кафедры ботаники Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина, подготовивший подборку мемуаров для издания и главного редактора того времени Юрия Анатольевича Балашова, с которым я немного переписывалась позже. Он сам был знаком с семьёй Марковых и всё то, что им было издано, интересовало его самого. Я не стану цитировать всех авторов, ведь некоторые из них полны сил и их воспоминания о Михаиле Васильевиче Маркове изданы и доступны читателям на разных Интернет-сайтах.
Дальше идут цитаты.
Читая воспоминания ботаников из Казанского университета – студентов-ботаников разных годов, поражаешься, как смог один человек сплотить вокруг себя такую мощь, которая по истечении времени создала незыблемый каркас ботанической науки через профессиональную деятельность выпускников его Казанской геоботанической научной школы, разъехавшихся по разным уголкам СССР. Там, куда попал этот самый выпускник – там научный ботанический центр сформирован, либо его личными научно-исследовательскими трудами, либо в силу его личных инициатив. Место, что ли здесь в главном корпусе Казанского университета, построенного ещё в конце XVIII века для Первой мужской гимназии какое-то особенное? Или эту особенность привнесли многочисленные светила в разных областях науки и культуры, пробегающие по коридорам и лестницам, задумывающиеся над разными вопросами, которыми никто до них не обдумывал, находящими ответы и становящиеся первооткрывателями чего либо? Так или иначе, а факт есть факт. Казанская геоботаническая научная школа прекратила своё существование из-за того, что преемственность поколений в среде учёных-ботаников была прервана в новой России, а через моё литературное творчество ботаническая наука, накопленная за века, вышла из учёной среды и пошла в народ потоком, как живительная влага орошает засушливое поле, возрождая новые всходы повсеместно.
Светлана Федорова, Казань, 22 сентября 2025 г.
Свидетельство о публикации №225092201734