О нравственности

     В свете истины многие, даже самые сложные мировоззренческие проблемы, проясняются и поддаются простым и понятным решениям. Чтобы сразу не отпугнуть читателя, я не стану утверждать, что отстаиваемая мною концепция, изложенная в предыдущих статьях, является истиной, но попытаюсь на примере подхода к проблеме такого понятия как нравственность, показать плодотворность этой концепции и обоснованность претензии на её приближение к истине.
     Напомню, что моя концепция основана на очевидном для меня допущении о неслучайности появления человека в мире, то есть на том, что человек есть целенаправленный итог эволюции природы. Из этого допущения следует, что человек – идеальная основа природы, её Идея, стоящая за всеми природными процессами, преследующими единственную бесконечную и совершенную цель – появление разумного человеческого существа. Человек как цель эволюции – это не только идеальная основа природы, но и идеальная основа каждого конкретного человека, его духовная сущность, общая для всех людей, лишенная их случайных черт. Каждый из нас – лишь смертный представитель этой бессмертной совершенной сущности, вынужденной существовать в своих многочисленных несовершенных носителях. Достигнутая цель эволюции – это идеальный человек, Дух, живущий в каждом из нас и дарующий нам духовные качества, выделяющие нас в ряду других живых существ.
     Среди этих духовных качеств можно выделить, прежде всего, стремление к свободе, ибо Дух потенциально свободное существо, соотносящееся в природе только с самим собой, но зависимое от неё материально. Как достигнутая цель эволюции природы человек – её истина и хочет утвердить себя в этом качестве. Отсюда стремление к познанию мира, освобождающее человека от материальной зависимости и утверждающее его истинное положение по отношению к природе. Свобода – это, вообще, понятие, связанное с преодолением разделения с самим собой, преодолением зависимости от самого себя и относящееся только к человеку.
     Итак, нравственность. Для того, чтобы понять, что это такое, необходимо всегда иметь в виду, что при всем нашем отличии друг от друга мы имеем в себе нечто общее, составляющее нашу человеческую сущность – Дух, идеальное живое существо, являющееся, с одной стороны, итогом эволюции природы, а, с другой, творцом мира как цель его развития. Мы материально и социально разъединены, но духовно едины, и Дух, воздействуя на нас как своих носителей, стремится снять эту нашу внешнюю отчужденность, приводящую к нашей материальной зависимости друг от друга, то есть, в сущности, к зависимости Духа от самого себя, и, тем самым, утвердить свою свободу. Счастье – это чувство Духа, преодолевшего материальное разделение с самим собой, и которое дано нам как его носителям в виде высшего наслаждения. И достигается счастье нашими руками.
     Нравственно всё, что способствует преодолению отчуждения людей друг от друга, всё, что утверждает власть Духа над поведением и поступками людей. Отсюда и определения основных категорий нравственности таких, как зло и добро: зло – это то, что разделяет людей, добро – то, что объединяет, утверждает приоритет духовного над материальным. Оправданием зла может служить то, что в каждом человеке заложена Истина, каждый является её представителем, через которого она действует – отсюда гордыня, желание показать своё превосходство над другими, не признавая того, что эти другие сами являются такими же носителями Истины. Дух, наша идеальная человеческая сущность, стремится к свободе, к преодолению разделения с самим собой, и это стремление есть любовь – основное понятие нравственности. Любовь – единственный источник добра в нашей жизни, стремление утвердить не себя, а Дух в себе. Дух требует от индивидуума самоотречения и жертвенности. Любовь – духовная потребность индивидуума в свободе, страстное желание преодолеть свою ограниченность, обособленность, одиночество, потребность в близости с другими, раскрывающей их взаимное духовное родство.
    Как носитель Истины каждый человек наделен свободой воли, ибо только через него Дух может действовать во имя своего освобождения от материальных пут. Но, вместе с тем, свобода воли подразумевает ответственность человека перед Духом, и эта ответственность выражается в присутствии в нём совести, ещё одном из основополагающих понятий нравственности. Совесть – индикатор добра и зла, голос Духа, подсказывающий индивидууму путь к духовной свободе, то есть к единению с другими своими представителями. Только наличие совести превращает человека в духовное существо, способное преодолеть свою ограниченность и победить зло в себе. Совесть – боль Духа за зло, совершаемое нами и вызывающая у нас нравственные страдания.
    Критерий нравственности человека – чувство собственного несовершенства и стремление к совершенству, которое наличествует в нас самих и проявляется в духовных чувствах: совести, любви, стремлению к познанию. Наше внутреннее духовное родство требует внешней реализации, внешнего утверждения, способного объединить нас духовно. Человек жаждет духовного общения, и такое стремление к духовной близости находит своё воплощение в нравственной деятельности людей: искусстве, религии, философии.
     Посредством нравственной деятельности душевные переживания человека, отражающие его внутреннюю связь с Духом, облекаются во внешнюю воспринимаемую всеми форму и становятся нравственными ценностями.
     Нравственная деятельность индивидуумов, превращающая их общую внутреннюю духовность во внешнюю реальность, делающую явным их духовное родство, делится на три взаимосвязанные вида:
      - искусство, побуждающим импульсом которого является непосредственное ощущение человеком своей духовности, своего бесконечного внутреннего совершенства, не находящего выхода в обыденной жизни. Это ощущение своего внутреннего совершенства преобразуется в произведения искусства, духовно объединяющие людей и поднимающие над разделяющей их обыденностью;
      - религия, основанная на религиозном чувстве ответственности перед некоей высшей сверхъестественной силой, Богом: моё внутреннее совершенство отделяется от меня, превращая в источник зла, который можно преодолеть только с помощью служения Богу как единственному источнику добра. Представление о Духе как о Боге объединяет индивидуумов, делает их неявное внутреннее единство общей связывающей их высшей сущностью. Чувство своего внутреннего совершенства превращается в религиозное чувство преклонения перед внешним совершенством – Богом;
      - философия, пытающаяся постичь Дух как Истину, лежащую в основе мира, общую для всех и дающую всем общий нравственный смысл жизни. Дух заявляет о себе как разум, которому подчинены все явления, происходящие в мире, и который делает этот мир доступным для понимания человеком. Уверенность в разумности мира примиряет человека с ним, даёт основание для поиска общих смыслов существования, объединяющих людей, утверждающих приоритет добра над злом.

     Если в искусстве индивидуум исходит от чувства внутренней приобщённости к Духу и материализует его в художественных произведениях, если в религии Дух превращается во внешнюю стоящую над всем сущим силу, не зависящую от человека, то в философии индивидуум субъективирует мир, подводит под него разумное основание, исходящее от духовной сути человека. В философии Дух предстаёт идеальностью мира, разумом, отождествляющим внутреннее совершенство человека с совершенством всего мира, отождествляющим объективную духовность мира с субъективной духовностью человека. Философ одухотворяет реальный мир так же, как художник одухотворяет им созданные произведения искусства.
     И искусство, и религия, и философия учат нравственному поведению, нравственному отношению друг к другу, пробуждают любовь к ближнему и, тем самым, объединяют индивидуумов в Духе. Смыслом жизни человека является духовное развитие – стремление приблизиться к своему внутреннему идеалу, к той общей для всех совершенной сущности, наличие которой делает человека Человеком, представителем Духа, позволяет духовно соединиться друг с другом, победив злое начало в себе. При этом человек обретает и стремление к свободе, свойственное Духу, которое становится определяющим в его жизни. Частные интересы, материальные потребности подчиняются этому стремлению, направляя нас к одной единой для всех цели. Свободу можно достичь только совместными усилиями, превратив имманентный каждому Дух в действующий, утверждающий свою истинность посредством творчества своих носителей.
      Не следует смешивать нравственность с моралью. Если нравственность – проявление нашего внутреннего духовного родства, то мораль отражает нашу социальную общность, является условием устойчивого существование общества. Если нравственные категории, такие как совесть, сострадание, любовь, зло и добро – вечны и имеют один и тот же смысл для всех народов и всех поколений, то моральные категории, такие как справедливость, стыд, нормы поведения и моральные ценности – преходящи и зависят от уровня развития общества, национальных особенностей и традиций, свойственных данному народу.
      Но об этом – в следующий раз.


Рецензии