Глава 70. Фанагория

Глава 70
Фанагория


Зима 626 – весна 627 года, на территории нынешнего Таманского полуострова.

Город оказался на диво маленьким, но с обилием всяких складов, торговых лавок, мастерских, солеварен, коптилен. Здесь было обилие кузнечных, кожевенных, оружейных и прочих ремесленных мастерских. Вардан снял в городе дом в два этажа, члены посольства расположились в невиданном доселе комфорте. К этому времени поздняя осень окончательно перешла в зиму, море замёрзло, холодный ветер ревел на улицах, да ещё и несколько раз выпадал глубокий снег.

Георгий, бывший Лютобор, взял на себя обязанности по снабжению дровами и разведению огня в очаге, Валамир и Сандалф ходили за овощами на рынок, женщины занимались стряпнёй.
Дом согрелся, и путешественники наконец, насладились заслуженным отдыхом.
– Мясо и вино! – провозгласил Трибониан, выбрасывая свой тугой кошель.
– Ты – наш Рекс! – восхитился Гундемир, слава королю всех шутов!

Руслан никуда не ходил, и отказывался помогать в общественных работах, его и не трогали. Иногда он бывал мрачен, тогда он сделал коня, и выезжал из города «с проверкой безопасности на дорогах», как он это называл. Возвращался он опустошенным духовно, но почти всегда привозил либо что из оружия на продажу, либо пару кошелей мелких монет. После этого он обычно ставил всем выпивку, а потом спал.
Прокопий пообщался с местными властями и выяснил, что мирных поселян Руслан не трогал, а вот разбойников прореживал основательно.
Поначалу Вардан и Прокопий каждый день ходили на переговоры, иногда брали с собой Теодориха или Гундемира. В целом, соглашение было очень быстро достигнуто, удвоить торговлю зерном местному купечеству было вполне по силам.

Трибониан по утрам собирал участников спектакля, и готовился к премьере. Неожиданно желание поучаствовать в представлении высказал Руслан. Он был настолько эффектен со своим двуручником, его взгляд, когда он смотрел на Аспасию, был столь выразителен, что Трибониан немедленно утвердил его на главную роль. Заодно пришлось изменить и название пьесы – теперь она называлась Руслан и Людмила, ибо Руслан на имя Мстислава никак не желал отзываться, а Аспасию, как дочь императора, было решено не выпускать на сцену под настоящим именем.
Театральная жизнь Руслана развеселила, он даже выучил наизусть все основные реплики, и употреблял их даже в повседневном общении.
Трибониан также отладил несколько коротких разговорных сценок с Меланьей и Георгием. С Меланьей он комически изображал неудачливого похитителя скота. Смысл шуток на сарматском в основном сводился к тому, что горе-любовник очень плохо работает руками и ногами, едва держится на коне, зато остальное... Для большего комизма Трибониан засовывал в штаны веник, и видом в профиль всегда срывал взрывы хохота. Со славянским юношей они разыгрывали сценку на славянском: купец из Киева приехал покупать вино и баранов.
В процессе дегустации вина купец терял способность считать до трёх, и покупал трёх баранов по цене десяти.
Кстати, Георгий помог сделать хороший блок для веревок, и теперь Трибониан в своем спектакле летал по сцене просто фантастически.
– Ещё великий Аристофан изобрел множество театральных машин! – как-то произнёс он в разговоре с Меланьей, – его актеры летали на гигантских механических жуках, Гермес летал на верёвках, у него даже Боги появлялись из машины, так что появилась поговорка, «Бог из машины».

Тут рядом появился Вардан, и лицо Трибониана приобрело грустное выражение.
Вардан внимательно вгляделся в его лицо, ничего не сказал, и пошёл по своим делам.

Меланья состроила укоризненную мину, покачала головой.
Трибониан вздохнул:
– Здесь я забываю, что живу в империи. У меня ощущение, что я попал в Афины во времена Демосфена.
– Нет, это не Греция, – произнёс вдруг обернувшийся Вардан, – это осколок империи Александра, это бывшее царство Митридата, это смешавшиеся друг с другом племена македонцев, фракийцев, галлов, персов и сарматов. Они уже привыкли жить в единении. Такие разные культуры, разные языки, разные культы. Это мозаика. Это кусочки разноцветного стекла, превратившиеся в прекрасную картину!

Вардан снова повернулся, и медленно пошёл дальше.
Трибониан пожал плечами, взглянув на Меланью. Та только развела руками.

К этому времени власть в городе стабилизировалась, и хазары, и гуннугундур не показывались, с гор даже спустились аланы, постоянно контролирующие свои участки, неорганизованный разбой уменьшился, случаи насилия стали редки.

В начале зимы Вардан попытался выяснить, к какой ветви христианства принадлежит их новый знакомый Руслан. Оказалось, этот воитель верил одновременно и в духов, и во Христа, причем в арианском толковании.
У Вардана голова пошло кругом, когда он разобрался, что готы, вандалы и Брунгильда тоже ариане.
Тут ещё и Прокопий преподнес сюрприз – его стали приглашать на вечерни огнепоклонников, которые собирались в подземном митрариуме на месте древней гробницы. Прокопий не отказывался, и даже дал согласие на проведение обряда весеннего обновления огня, который поклонники культа Митры решили проводить совместно с прихожанами местной несторианской церкви.
– Тут под каждым храмом в подвале митрариум! – пояснил он Вардану.
Вардан тогда ещё пошутил:
– Надеюсь, в синагогу у нас никто не ходит?
Меланья даже слегка покраснела:
– Только в научных целях, ради лингвистики!

Ближе к весне пошла череда праздников.
Сначала всем городом праздновали Праздник обновления огня, потом Навруз, затем Пейсах и Пасху.
В праздники труппа давала в день по три представления, и у Трибониана вновь завелись денежки.
Он расплатился с долгами перед трактирщиком, и закатывал шикарные угощения, заказывая в дом лучшее из снеди, которую можно было купить в Фанагории.

Наступила весна. Снег таял, к небесам вырвались зелёная трава и яркие цветы. Между горами и морем будто развернулся драгоценный живой ковёр. Загудели насекомые, прилетели птицы, после серой и мертвой зимней поры в степь вернулась жизнь.
Когда степь начала просыхать, посольство стало готовиться к выезду в Семендер.
За день до отправления Вардан пригласил всех в церковь. Он решил удочерить Заряну, и признать малолетнего Никиту своим внуком. По этому случаю состоялось особое богослужение, во время которого Трибониан вдруг поймал тревожный взгляд Брунгильды.

– Что бы это значило? – шепнула она, нагнувшись.
Трибониан пожал плечами, смешно поднялся на цыпочки:
– Вардан не вернётся в империю. Никто из нас не вернётся.
У Брунгильды защипало в глазах:
– Не уверена, что буду жалеть об этом.

Руслан наконец-то выспался. Он обнаружил, что теперь является проводником византийского посольства, и по совместительству играет в театре.
Роль у него была простая – обнимать Аспасию, потом бегать по сцене, изображая её поиски, а потом нужно было стукнуть плоской частью меча под сраку летающего карлика, и кинжалом отрезать ему бороду.
Они также несколько раз пытались полетать вдвоём, но веревки не выдерживали, и от этой затеи пришлось временно отказаться.
В конце представления Руслан получал поцелуй от Аспасии, и этот поцелуй его заводил, надо признаться.
Он уже начал воспринимать её, как реально принадлежащую себе, и вдруг его ошарашил Георгий, сказав, что всё их посольство имеет основным заданием устроить брак Аспасии с киевским князем.
– Послушай, брат, – произнёс Георгий, – я через это уже несколько раз проходил. Поверь, на моем счету уже трое послов. Не советую! Убийством Вардана или Прокопия ты себе добра не прибавишь!
– Я убью этого князя!
Георгий смерил его холодным взглядом старого бойца:
– Может быть, может быть...
Руслан не знал, как к этому относится, попробовал вызвать Георгия на ссору:
– Ты не веришь, что я могу убить этого князя? – его взгляд метал молнии.
– Нашего князя, – поправил Георгий, – моего. У меня с князем дружба крепкая. Так-то, побратим.

По факту, он был побратимом Мстислава, ныне Михаила, но Руслан воспринимал друзей своих братьев, как собственных друзей. Он ударил себя кулаком по бедру, и отправился на конную прогулку вокруг города – руку правую потешить.
Убив с десяток разбойников, он за полночь вернулся к дому. Настроение у него вновь испортилось, и сон не шёл. Так и не приняв никакого решения, наутро он повёл посольство к Семендеру.

Он опять перестал спать.

Список глав романа "Вперёд, на Запад!":
http://proza.ru/avtor/alexeykuzmin&book=26#26


Рецензии