Аттракторы в истории
Аттрактор можно представить, как геометрический объект( точка, цикл, поверхность или фрактал),задаваемый множеством точек, к которому со временем стремится динамическая система, описываемая рядом точек.
Фазовое пространство – это абстрактное пространство, в котором каждая точка соответствует полностью заданному состоянию системы в данный момент времени. Чтобы задать систему в фазовом пространстве, нужно указать все её переменные состояния( например, координаты и скорости).
Множество состояний динамической системы-это совокупность всех возможных положений системы, которые она может принимать во времени. Каждое состояние описывается значениями переменных системы в данный момент времени(координаты, скорости, температуры, концентрации – в зависимости от природы системы). Таким образом, состояние системы- это конкретный набор значений переменных, а множество состояний – все допустимые комбинации таких значений.
Как же применить только что описанное понятие аттрактора к истории и другим социальным наукам? Как с помощью этого понятия описать, скажем, состояние государства, общества, экономики?
Если взять чистое, «математическое», определение аттрактора и напрямую применить его к истории или социологии, то оно получится слишком жёстким и механистическим. Нужно сделать его адаптацию.
В результате такой адаптации мы получим вполне приемлемое для гуманитариев определение. Если в динамических системах, под аттрактором мы понимаем множество состояний, к которым система стремится в долгосрочной перспективе, то в истории и социальных науках, аттрактор может быть представлен как устойчивый тип социального, культурного или политического устройства, к которому тяготеет развитие общества и государства, несмотря на колебания и кризисы. Под аттракторами в истории мы можем понимать формы государства, экономические уклады, идеи и идеологии. Например, античные полисы,( Афины, Спарта), развивались в сторону устойчивого баланса между аристократией, демократией и тиранией. Каждая устойчивая модель, в данном случае, это социальный аттрактор.
Феодализм, капитализм, постиндустриальное общество можно рассматривать как аттракторы, вокруг которых происходят колебания современных социально-экономических систем.
Религии, мировоззрения, культурные парадигмы также образуют аттракторы- устойчивые формы сознания, удерживающие в определённых мировоззренческих рамках массы людей.
Необходимо внести некоторые важные уточнения. В отличие от физики, в обществе нет строгой детерминированности. Аттракторы здесь скорее метафоры устойчивых сценариев, чем жёсткие геометрические объекты.
Аттракторы в истории не вечны: они могут распадаться. Так, например, распад СССР можно рассматривать как разрушение «социального аттрактора».
Подводя итог всему сказанному, мы можем определить аттрактор в социальных и исторических науках, как устойчивую конфигурацию институтов, идей и практик, к которой тяготеет общество, даже если путь к ней проходит через разного рода кризисы и отклонения.
Свидетельство о публикации №225092200579