Радзинский о Ленине и Революциях
Вчера (21.09.25) на телеканале « 360.ru» я случайно наткнулся на авторскую программу Эдварда Радзинского «Боги жаждут» (как оказалось, это повторение от 2015 года).
Естественно, елейный голос Радзинского приковал внимание. (В скобках скажу, что приторные голоса всегда привлекают внимание; того и жди подвоха).
Но и тема была интересна – Революции, Французская конца 17-го века и Российская Социалистическая 1917-го года.
И Радзинский проводит параллель между этими двумя революциями. Мол, те же намерения и те же приёмы.
Ну-ка, ну-ка, сказал я себе, послушаем историка Радзинского; а вдруг, я ошибался, и подвоха в передаче Радзинского нет?
Если бы не интересная тема, то я, наверное, уснул бы – таково действие голоса Радзинского.
Про такой голос очень точно сказал Салтыков-Щедрин:
«Теперь же он словно даже и не говорил, а гудел; гудел изобильно, плавно и мерно, точно муха, не повышающая и не понижающая тона, гудел неустанно и час и два, смотря по тому, сколько требовалось времени, чтоб очаровать, – гудел самоуверенно и, так сказать, резонно, как человек, который до тонкости понимает, о чем он гудит. И при этом не давал слушателю никакой возможности сделать возражение. . . И действительно, внимая ему, слушатель с течением времени мало-помалу впадал как бы в магнетический сон и начинал ощущать признаки расслабления, сопровождаемого одновременным поражением всех умственных способностей. Мнилось ему, что он куда-то плывет, что его что-то поднимает, что впереди у него мелькает свет не свет, а какое-то тайное приятство, которое потому именно и хорошо, что оно тайное и что его следует прямо вкушать, а не анализировать».
Повторюсь, я чуть не уснул, но тема – удержала.
И мне не пришлось разочаровываться в намерении обладателя елейного голоса – увести слушателя в сторону от причин, сути и результатов происходивших событий.
Точно, утащил Радзинский в такие дебри, откуда «без молитвы не выбраться».
Подвох (намеренный) случился.
Начну с мелочи.
Мысль Радзинского, вынесенная в эпиграф этой заметки и претендующая на оригинальность - не нова.
О беспомощности людей, об их зависимости от данных им способностей и от окружающей среды, сказано давно и многими. Люди никогда и ничем не управляли. Кажущаяся «свобода воли и поступков» всегда предопределена заранее суммой множества факторов.
Задолго до Радзинского о том, кто управляет событиями, и управляются ЛИ события кем-то – говорили:
Л.Толстой:
«Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, — то уничтожится возможность жизни».
«Если существует один свободный поступок человека, то не существует ни одного исторического закона и никакого представления об исторических событиях».
Гоголь:
«. . . .есть страсти, которых избранье не от человека. Уже родились они с ним в минуту рожденья его в свет, и не дано ему сил отклониться от них. Высшими начертаньями они ведутся, и есть в них что-то вечно зовущее, неумолкающее во всю жизнь».
Достоевский:
«Если б я имел власть не родиться».
«. . . .всякое состояние определено всевышним на долю человеческую . . . ., а способности устроены самим богом».
Булгаков - о беспомощности правителя «перерезать нить жизни».
Ладно. Оставим «оригинальность» Радзинского.
Пора приступать к сути его авторской программы.
По всем признакам монолога Радзинского видно, что Ленина он, мягко говоря, недолюбливает.
Мало того, Радзинский обвиняет Ленина почти во всех ошибках и грехах его сподвижников. А те, мол, только исполняли его волю.
Тут и разгон Учредительного собрания, и убийство царской семьи Романовых, и Красный террор.
Причём, Радзинский свою точку зрения часто «доказывает» словами «очевидцев»:
«тот видел», «этот сказал», а «третий слышал».
Иногда вставляются действительно ленинские цитаты, но они служат лишь для прикрытия домыслов и слухов.
Но Радзинский толком не объяснил причину разгона Учредительного собрания. Слава Богу, это сделал Ленин в работе "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ СЪЕЗД" О Роспуске Учредительного Собрания» (18 ЯНВАРЯ —12 ФЕВРАЛЯ 1918 г.).
Ленин объяснял это логично:
В Конце 17-го года «большинство эсеров» в Учредительном Собрании было только по спискам, составленным в СЕНТЯБРЕ 1917 года.
Но после октябрьской Революции многие эсеры УБЕЖАЛИ (в т.ч. и Керенский).
Сложилась парадоксальная ситуация: по спискам в Учредиловке эсеры были в большинстве, а ФАКТИЧЕСКИ (по жизни, на самом собрании) – в меньшинстве, т.е. уже НЕ ИМЕЛИ ПРАВА представлять Народ.
Именно поэтому Учредительное Собрание стало – НЕЛЕГИТИМНЫМ и, естественно, было упразднено. (Кому интересны подробности Ленинской работы – см. первоисточник).
Кроме того, Радзинский НЕ ДОКАЗАЛ личную вину Ленина в расстреле царской семьи!
Да будет известно историку Радзинскому, что НЕ СУЩЕСТВУЕТ ни одного письменного указания Ленина о РАССТРЕЛЕ семьи Романовых.
Радзинский НЕ ДОКАЗАЛ, что Ленин был инициатором Красного террора.
Да будет известно историку Радзинскому, что «Красный террор» был одобрен V-ым Всероссийским съездом Советов и вступил в ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ лишь после яркого выступления Я. М. Свердлова, который НАСТАИВАЛ на проведении Красного террора.
Но Радзинский «завуалировано» убеждает зрителей, что именно Ленин виновен чуть не во всех ошибках и преступлениях Революции.
Это не просто подвох со стороны Радзинского, а прямое искажение истории и насаждение ошибочной точки зрения в умах простодушных Россиян.
Но этого мало!
Толкуя о Революциях, как о чём-то беспощадном и свирепом, Радзинский НИ РАЗУ не упомянул об их ПРИЧИНАХ.
По – Радзинскому получается, что сытые-довольные рабочие и крестьяне жили-поживали, а потом взяли топоры и вилы и стали убивать помещиков, фабрикантов, аристократов и интеллигентов. Вот, мол, изверги-трудящиеся.
А то, что трудящихся ВЕКАМИ держали в «чёрном теле», гнобили на фабриках и рудниках, устанавливая продолжительность рабочего дня до 18!!!!-ти часов в сутки, используя ДЕТСКИЙ ТРУД с 7-ми лет!, не давая возможность и средств на образование детей трудящихся, не обеспечивая медицинской помощью, не предоставляя заслуженного отдыха, Радзинский – НИ ГУ-ГУ!
Радзинский подумал БЫ своим «серым веществом»: Могли ЛИ эти озлобленные, голодные, необразованные, полубольные малолетки вырасти ГУМАННЫМИ?
Но Радзинский описывает ТОЛЬКО ужасы Революций.
А до Революций – как БЫ – были туман, безвременье, преданные забвению.
Да можно ЛИ было ЗАБЫТЬ вековые издевательства над трудящимися?
Герцен:
«В передних и девичьих, в селах и полицейских застенках схоронены целые мартирологи страшных злодейств, воспоминание об них бродит в душе и поколениями назревает в кровавую, беспощадную месть, которую предупредить легко, а остановить вряд возможно ли будет.
. . . . . Месяцы целые продолжалось забивание палками и засекание розгами непокорных… пол не просыхал от крови в земских избах и канцеляриях… Все преступления, могущие случиться на этом клочке земли со стороны народа против палачей, оправданы вперед! . . . . А тут чувствительные сердца и начнут удивляться, как мужики убивают помещиков с целыми семьями . . . .»
Герцен ПРЕДУПРЕЖДАЛ:
«Этот антагонизм приведет к социальной революции, и не найдется в Зимнем дворце такого бога, который отвел бы сию чашу судьбы от России».
Но Радзинский об этих причинах и предсказаниях – НИ ГУ-ГУ!
Кроме того, Ленин говорил:
«Ни одно глубокое и могучее народное движение в истории не обходилось без грязной пены, — без присасывающихся к неопытным новаторам авантюристов и жуликов».
А к революционной деятельности в России «присосались» ЧУЖЕРОДНЫЕ (в идеологическом смысле) элементы.
Какими средствами можно было навести элементарный порядок? Как накормить Россиян?
Как организовать Народное Управление Государством?
Как поступил БЫ сам Радзинский? – Остался БЫ работать (если бы работал) на фабрике? При 15-ти часовом рабочем дне! Без медицины. И своих детей БЫ поставил работать на фабрике рядом с собой к станку?
Что-то в такую перспективу со стороны Радзинского НЕ ВЕРИТСЯ!
Кроме сказанного Радзинский не указал на то, что Ленин (а позже – Сталин; разумеется, вовлечённые в эти события историческим процессом и волей Народа) выполнили свою Историческую миссию:
хотя бы на 70 лет ОСВОБОДИЛИ трудящихся от гнёта «хозяев».
А именно:
Советская Власть дала Советским людям ТО, что НУЖНО любому человеку и многие социальные блага:
1. Право на работу. Причем с правом обязательного трудоустройства, с предоставлением жилья.
2. Право на шести - восьмичасовой рабочий день.
3. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
4. Невозможность увольнения работника по инициативе администрации или хозяина без согласия профсоюзной и партийной организации.
5. Право на бесплатное общее, среднее и высшее профессиональное образование.
6. Право на бесплатные детясли, детсады, пионерлагеря.
7. Право на бесплатную медицину.
8. Право на бесплатное санаторно-курортное лечение.
9. Право на бесплатное жилье.
10. Право на защиту государства от произвола местных начальников и чиновников.
Кроме того, женщины имели право на целый ряд дополнительных своих льгот:
1. Право на трехЛЕТНИЙ, частично или полностью оплачиваемый декретный отпуск с сохранением рабочего места.
2. Право на бесплатную патронажную службу ребенку сроком до одного года.
3. Право на бесплатную молочную кухню для новорожденных до трех лет.
4. Право на бесплатное медицинское и санаторно-курортное лечение при любых детских заболеваниях.
Ни в одной другой стране мира ничего подобного НЕ БЫЛО и НЕТ!
И об этом Радзинский – ни слова.
Вывод: авторская программа Э.Радзинского – однобока, предвзята и злонамеренно искажает Историю Революции, её причины и следствия.
ПОЗОР «историку»!
Свидетельство о публикации №225092200960