Давай покурим...

Как и все мальчишки нашего поселка я начал курить еще до школы, в детском садике. Мы с завистью смотрели на взрослых, как они важно и деловито ходили с сигаретой во рту. Так хотелось поскорее вырасти и стать взрослыми. Сигарета была обязательным атрибутом настоящего мужчины. Вокруг все поголовно курили, правда мой Отец был редким исключением из правил, он не курил. Он говорил, что бросил курить в молодости потому, что это вредно для здоровья. Мой дед курил исключительно махорку, которую сам выращивал у себя на огороде. Мне курить не разрешали – говорили, что я еще маленький. А мне так не хотелось быть маленьким, я ведь уже большой, а они со мной как с маленьким…. Обидно было до жути…   
   Сначала в садике мы просто отламывали от дерева веточку размером с сигарету и по очереди, чтобы не видели воспитательницы «курили» ее))). Гордо ходили с палочкой во рту изображая взрослого человека. Иногда вместо веточки была палочка для мороженого. Дома после садика, когда удавалось достать спички, мы отламывали от верхней части (ручки) веника веточку и поджигали ее как сигарету. Важно вдыхали дым тлеющего веника, соревнуясь между собой кто глубже сделает затяжку. По-взрослому нужно было впустить дым в легкие, во внутрь, а не просто подержать его во рту. До сих пор я помню этот едкий вкус дыма горящего веника. Наши матери не понимали почему так быстро новый веник разваливался в считанные дни. Пробовали делать сигареты из сухих листьев, но дым получался настолько противным, что курить листья было просто невозможно.
      Особенной удачей было когда кому нибуть удавалось достать (украсть у курящего отца) настоящую папиросу или недокуренный окурок. Тогда мы всей гурьбой шли в лесопосадку курить его по очереди. Одному курить считалось страшным позором. Курить нужно было только вместе. Когда немного подросли стали собирать бычки (окурки), потрошить их и из остатков махорки делать самокрутку.
     Помню как-то однажды ко мне подошел мой «друг» Марсик и сказал, что он знает где можно достать пачку папирос. Во дворе приехал Зил, панелевоз и кран разгружал с него плиты. Водитель стоял вверху на плитах и прицеплял их к крюкам крана. Дверь в автомобиль была распахнута настежь и на сиденье Зила лежала почти целая пачка папирос «Север», без фильтра. Марсик подговорил меня украсть эту пачку, а он будет «стоять на шухере», т. е. крикнет мне если вдруг водитель будет возвращаться в кабину. Я спросил его – давай я лучше постою на шухере, а ты сам за папиросами в кабину сходишь? Ты, что зассал? Да? Вдруг ядовито так спросил Марсик. Меньше всего я хотел, чтобы он увидел, что мне действительно было страшно в тот момент и я по-шпионски, перебежками побежал в сторону автомобиля.
     Все прошло на удивление хорошо, меня не поймали, и я стал на целую неделю настоящим героем среди мальчишек. Обладателем сокровища – почти целой пачки папирос. Пачку мы всем двором курили целую неделю. Марсик без устали всем рассказывал какой я крутой, смелый и отважный. Это был мой «звездный час». Мне очень понравилось быть «крутым» и когда папиросы кончились я уже сам украл у моего двоюродного брата новую пачку сигарет с фильтром - «Шипка». Вспоминая как быстро кончилась, «героически» добытая пачка «Севера» я решил экономить и выдавал покурить по одной сигарете на всех раз в неделю по субботам. Саму пачку я прятал в тайном месте – под сараем. Мальчишкам это не понравилось и все мои доводы, что так будет лучше, что так на дольше хватит пачки у них, не имели успеха. Эффект был обратный из прежнего бесстрашного героя я превратился в обыкновенного жадину. И тот же Марсик, с тем же энтузиазмом всем рассказывал какой я скупердяй и жмот. В один прекрасный день мальчишки выследили куда я прячу сигареты. Они их выкрали и выкурили все разом без меня. А я, как нехороший человек был с позором изгнан из их компании. Больше я с ними в посадке не курил, началась «взрослая» жизнь – я пошел в школу, в первый класс. Нужно было делать домашку и свободного времени совсем не осталось.
      Помню, как возвращаясь после уроков из школы я перелезал через забор детского садика и одиноко сидел один в пустой беседке вспоминая как здесь играли, какая веселая и беззаботная была жизнь, как жаль, что она больше никогда не вернется. Детство кончилось, думал я. Вот дурак, так поскорее хотел вырасти, а теперь, что? Не такая уж и хорошая оказалась эта непонятная и пугающая своей неизвестностью «взрослая жизнь». И, мне впервые стало грустно от того, что исполнились мои мечты и я стал «взрослым».
      В школе было уже принято курить каждому свои сигареты. Деньги на курево добывали при помощи нехитрого школьного бизнеса. Родители давали нам несколько монет, чтобы на перемене мы могли сходить в буфет и купить пирожок. Во время урока я при помощи пасты ГОИ о штаны натирал монетку до зеркального блеска, чтобы буфетчица в суматохе на перемене могла принять медную монету за белую и не только дать пирожок, но и сдачу еще выдать. Так три копейки превращались в двадцать, а пятак превращался в пятьдесят копеек. Так постепенно и накапливали деньги на сигареты.
       Шло время. Родители уже смирились с тем, что от меня постоянно пахнет куревом, устали ругать меня и Мама, тайком от Отца стала сама покупать мне сигареты, чтобы я не курил, что попало. Наступил седьмой класс и нас повели в местную поликлинику на приписную медкомиссию от военкомата. Под призывников выделили целое крыло на третьем этаже поликлиники. Крыло закрывалось на ключ и таки образом посторонние туда не могли попасть. Нас заставили раздеться зачем-то до гола, и мы голые с медицинской картой в руках ходили по врачам из одного кабинета в другой. Рядом с врачами сидели работники военкомата в военной форме. Запомнилось на входе в крыло стояло несколько крохотных, игрушечных вешалок из детского сада, для кукольной одежды. Над ними на стене была приклеена бумажка с текстом «Вешалка для трусов». Видимо таким образом призывников в те времена было принято приучать к суровой армейской жизни. Помню было очень холодно и стыдно бегать без трусов от одного врача к другому.
     Мы все очень хотели служить в армии. Мечтали попасть в десант, прыгать с парашютом и научиться драться как в фильме «Пираты 20 века». Прошел слух, что сегодня в десант не записывают. За то, у кого рост больше 175 сантиметров записывают в морскую пехоту, а кто не подойдет, запишут в стройбат. Служить в стройбате у нас в то время было не в почете, и мы все хотели, чтобы нас записали в морскую пехоту.
      И вот один из молодых врачей позвал меня в кабинет и строго спросил – признавайся ты куришь? Нет не курю, не моргнув глазом соврал я. Если признаюсь, то точно не видать мне морской пехоты – в стройбат припишут – пронеслось у меня в голове. Куришь, куришь, я знаю спокойно ответил врач. Вот смотри. Он взял мой снимок флюорографии и прицепил его на светящийся экран. Видишь – сказал он вот эти маленькие белые пятнышки у тебя на легких? Понимаешь мы живем рядом с цементным заводом и у нас у всех в легких имеется цементная пыль. Мы все в зоне риска живем в неблагоприятной среде. А вот эти пятнышки это у тебя начинается рак легких от взаимодействия никотина с цементной пылью. Дело твое ты можешь мне врать сколько угодно, и я тебя даже запишу годным в морскую пехоту, но если не бросишь курить, то до 22 лет ты не доживешь. Ты умрешь от рака легкий. Так что парень решай сам, что тебе делать. Ну и самой собой если начнешь пить, то и до 22 лет не дотянешь.
      Я был потрясен и испуган до глубины души. Я 15-летний мальчишка очень не хотел умирать в 22 года.  Я очень сильно хотел жить…
    Это было ужасно, моя жизнь превратилась в сплошной кошмар. Невыносимо хотелось курить. Намного больше хотелось, чем пить есть или спать. И только страх перед смертью удерживал меня от того, чтобы не закурить снова. Я не мог находиться рядом с курящими людьми. От табачного дыма я сходил с ума от того, как сильно хотелось курить. Прошло два года, самых тяжелых года моей жизни. Понемногу меня отпустило я научился жить без никотина. Заменяя сигарету конфетами, семечками или просто жуя спичку во рту.
      Во время летних каникул я устроился на цементный завод работать. И вот однажды ночью во сне мне приснилось, что я сегодня, когда шел с работы домой в старой части поселка около урны рядом с магазином «Сигнал» краем глаза заметил окурок. Окурок был от сигареты «Лайка» и он был на две трети целый. Это была неслыханная удача! Обычно недокуренная сигарета «Лайка» выгорала вся до фильтра сама по себе. А тут две трети сигареты осталось целыми!!! У меня снесло крышу – дико и невыносимо захотелось курить. Страх смерти меня уже не пугал. Он казался такой ничтожной мелочью перед всепоглощающей меня страстью – покурить. Ни о каком сне не могло быть и речи. Я тихонько, чтобы не разбудить родителей, на цыпочках прокрался к выходной двери. Часы в прихожей показывали ровно двенадцать ночи… Беззвучно закрыв за собой дверь в квартиру я бегом со всех ног побежал в полной темноте к заветному окурку. Бежать пришлось долго. До магазина «Сигнал» от нашей пятиэтажки было не менее пяти километров. Наконец запыхаясь от бега и изливаясь потом, я наконец то добежал до этой урны. В полной темноте я опустился на колени и стал шарить рукой около нее на ощупь пытаясь найти окурок. В голове началась паника: а, что, если мне этот окурок только приснился и его нет на самом деле здесь? А что, если его кто нибуть уже вперед меня подобрал и выкурил? Одна мысль страшнее другой возникали в моей голове. Что это? Между пальцев, в пыли, я нащупал, что-то похожее на окурок! Я поднес к носу и понюхал – так и есть это был тот самый заветный окурок «Лайки». Ура какое счастье мне повезло я нашёл его!!! Волна животного восторга и наслаждения захватила меня. Жадно стоя на коленях, дрожащими от нетерпенья руками я спичками долго не мог прикурить. Наконец мне это удалось. На одном дыхании я начал его курить. Все мое тело била лихорадка от небывалого напряжения и наслаждения.  Вдруг во рту я почувствовал противный вкус грязи и песка. Блин надо было хоть пыль с окурка сдуть прежде, чем в рот его засовывать – промелькнуло в голове. В нос ударил кислый запах грязной урны, перед которой я продолжал стоять на коленях. Я вдруг понял почему окурок «Лайки» не истлел и так долго не разгорался, когда я его прикуривал. На него обильно поплевали, прежде чем выбросить рядом с урной. Окурок был мокрый от слюней поэтому он так долго не разгорался!!! Что-то произошло у меня в голове. Словно какой-то невидимый выключатель переключился. В тот миг я вдруг стал противен сам себе. Я возненавидел себя! Я как какой-то маньяк стою в грязи на коленях перед этой урной и дрожащими руками курю этот оплеванный окурок!!! Но я не могу прекратить его курить! Что это? Этот проклятый окурок в сто раз сильнее меня!!! Меня накрыла паника. Придти в себя помог едкий вкус во рту от горелого фильтра. Окурок закончился, и я курил уже его фильтр. Я в ужасе выкинул остатки фильтра. Курить уже не хотелось. Я был противен сам себе! Как я мог до такого дойти? Слезы презрения и беспомощности катились у меня по щекам…
     На ватных ногах я поплелся обратно домой. Мое отсутствие никто не заметил все мирно спали, и только мокрая от слез подушка утром напоминала о моих ночных похождениях. Но курить мне больше не хотелось, даже в кругу курящих людей не хотелось, даже если я пробовал закурить не хотелось!!! Я стал абсолютно безразличен к куреву!!!  Я навсегда избавился от этой привычки. Только привычка грызть спички и карандаши во рту напоминает о том, что я когда-то курил…
      Вот прозвенел последний звонок и закончилась школа. В школьном дворе, рядом со спортзалом, на лавочке мы сидели вместе с одноклассниками, ждали начало прощального школьного бала. Ребята курили в открытую уже не опасаясь учителей. Ведь мы уже закончили школу и учителя ничего уже не могли нам сделать. Вдруг один из одноклассников спросил меня – Серега, а ты почему не куришь? Ты как бросил? Ты же ведь вместе с нами курил? Помнишь, как мы «Север» в посадке вместе курили? Давай покурим как раньше!
      Пришлось признаться в том, что у меня на приписной комиссии обнаружили рак легких и мне пришлось бросить курить. В воздухе повисла пауза. Постой так и мне этот врач то же самое говорил, слово в слово. И мне, и мне тоже наперебой заговорили ребята. Блин получается он всем нам врал! Он нас по одному вызывал в кабинет и всем говорил одно и тоже! А я один ему поверил и с таким мучением бросил курить? Вот я лопух доверчивый!!! Значит я здоров! И нет у меня никакого рака!!! Ура я здоров! Мне можно, как и всем и пить, и курить, ура!!! А эти пятнышки на снимке это просто бракованная пленка была. Я потом не раз их видел на других снимках. И вдруг я вспомнил тот окурок «Лайки». Как я был противен сам себе. И как бессилен был что-то сделать в тот момент. Что же это получается? Я с таким трудом бросил курить, а если я начну пить, то я бросить уже не смогу. Алкоголь намного сильнее вызывает привязанность чем никотин. Я понял, что есть вещи, которые намного сильнее меня. Я сам хочу управлять своей жизнью. Мне не понравилось, когда какой-то окурок оказывается сильнее меня. Я решил из принципа не начинать пить, чтобы не попасть в зависимость от алкоголя. Я уже узнал, что такое зависимость.
     Теперь спустя много лет я безмерно благодарен тому врачу, который таким оригинальным способом помог мне избавиться от курения, а в последствии уберег от алкоголя и наркотиков. Спасибо тебе большое и низкий тебе поклон добрый человек, человек в белом халате….


Рецензии