Современная Европа и Древняя Греция
Европа в свои очень христианские средние века (в 4–13 вв.) никакую Древнюю Грецию не любила. Потому что древние греки – не христиане, а язычники. Так же не любили Древнюю Грецию и сами средневековые греки – очень христианские православные византийцы. Эти даже отказывались называть себя греками – мол, греки (эллины) это язычники, а мы, то есть византийцы, есть римляне (!), «ромеи», христиане, а не эллины.
Так отчаянно третировали древних греков в Европе вплоть до 16 века. А потом началась Реформация – Северная Франция, Северная Германия, Скандинавия и Англия взбунтовались против римского папы, против икон, против культа святых, против непонятного языка при богослужении, против монахов, против попов, которых неизвестно кто делает попами. Протестанты начали поиск новой, более правильной веры, чем католицизм.
Искали-искали и вспомнили, что до всяких католицизмов-христианств существовала старая добрая древнегреческая религия. Решили протестанты попробовать эту религию. Так до сих пор и пробуют потихоньку.
Например, религия древних греков – это спорт. И протестанты стали заниматься спортом, за ними и католики потянулись, и православные. Конечно, в современном спорте никто особенно всяких древнегреческих богов не почитает, но ритуалы современного спорта очень схожи с древнегреческими спортивными, вполне себе языческими ритуалами.
Стали европейцы подражать искусству Древней Греции, которое тоже, естественно, всё пропитано древнегреческой религией. Тоже вроде особой древнегреческой религиозности нет в современной любви к древнегреческому искусству, но происхождение всё равно сказывается.
Или театр. Театр изобрели древние греки как религиозный ритуал. Для древнего грека театральное представление – часть его любимого язычества, не иначе. Заимствовала современная Европа у греков театр. Тоже вроде бы без особой религиозности, но всё равно как-то попахивает религией.
И в основе этой бесконечной любви Европы ко всему древнегреческому лежит до сих пор этот протестантский поиск новых богов, новых суеверий, новых религиозных обычаев. Несколько странно и смешно. И ведь никто не скажет правды. Вот спроси европейца – а чего это ты, современный европеец, так сходишь с ума по всему преимущественно древнегреческому? Не по древнекитайскому, не по древнеиндийскому, не по древнеамериканскому, не по древнеегипетскому и даже не по древнемесопотамскому, не по культурам примитивных народов, а именно вот какая-то там дохристианская Греция, маленькая, в общем-то, страна третьего, признаемся, мира.
А потому. Всё пытается Европа откопать себе религию получше, да почище христианства. Тоскливо как-то европейцу в его скромном протестантизме/католицизме/православии, хочется ему в религии чего-нибудь остренького.
Поэтому ежели кто начинает в очередной бесчисленный раз восхищаться великой древнегреческой цивилизацией, то это ведь не от большого ума, не от каких-то особенных качеств древнегреческой культуры. Это от острого желания современного европейца найти себе новую религию поинтереснее, поантихристианскее.
Свидетельство о публикации №225092301336