В мире слов. Практическая работа со словарями для

               6 КЛАСС. ГРУППОВАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛЕКСИКЕ.
               
                1 вариант
I часть. Лексические значения слов и их взаимоотношения.
1. Работа со словарём синонимов.
    Найдите в словаре слова БИТЬ, ГИБЕЛЬНЫЙ. Выпишите эти слова вместе с несколькими синонимами так, чтобы все синонимы имели бы различную стилистическую окраску. Оформить в виде таблицы:
                Таблица 1.1
Слова Синонимы
нейтральн. разговорн. просторечн. книжн. устаревш.



2. Работа со словарём антонимов.
    Найдите в словаре слова ЯРКИЙ, ДОБРОДЕТЕЛЬ, ПРАЗДНИЧНЫЙ и выпишите их вместе с антонимической парой.
                Таблица 1.2
Слово Антоним




3. Работа со словарём омонимов.
    Найдите в словаре слова-омонимы ЗОЛОТНИК, ЛЕЙКА, КАШКА, ИСПАНКА. Охарактеризуйте их значения через употребление в контексте (примеры в словаре).
                Таблица 1.3
Слова                Омонимичное значение






4. Работа со словарём фразеологизмов.
    Найдите в словаре фразеологизмы: ПЕРЕЙТИ РУБИКОН, КАК ОДНА КОПЕЙКА. Охарактеризуйте их значения и придумайте свой пример употребления в речи.
                Таблица 1.4
Фразеологизм Значение Пример употребления в контексте



II часть. Вертикальное и горизонтальное членение языка (диалектные и профессиональные слова).
1.Работа со словарём русских народных говоров.
   Найдите в словаре слова МЕШУН, МЕЖЕЛЮБНЫЙ, МИЖУРИТЬ, МОРЕЕ. Охарактеризуйте их в виде следующей таблицы:
                Таблица 2.1
Слово Значение Пример употребления (из словаря) В какой местности употребляется





2. Работа со словарём литературоведческих терминов.
    Найдите в словаре слова ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ, МЕТОНИМИЯ. Выпишите их вместе с объяснением их значения (кратко, не переписывая всю статью) и определите общее для всех трёх слово-понятие.
                Таблица 2.2
Слово Значение
     Общее понятие








3. Работа с кратким зоологическим словарём.
    Найдите в словаре слова ЭМБИИ, УХОВЁРТКИ, ТЕРМИТЫ.. Выпишите их вместе с объяснением их значения (кратко, не переписывая всю статью) и определите общее для всех трёх слово-понятие.
                Таблица 2.3
Слово Значение
     Общее понятие





4. Работа с кратким музыкальным словарём.
    Найдите в словаре слова СКУДДУЧАЙ, ГОБОЙ, ЗУРНА. Выпишите их вместе с объяснением их значения (кратко, не переписывая всю статью) и определите общее для всех трёх слово-понятие.
                Таблица 2.4
Слово Значение
     Общее понятие















III часть. Жизнь языка.
1. Работа со словарём русского языка 11-17 веков.
    Найдите в словаре слова ИСЦЕЛЕНИЕ, ЗРИТЕЛЬ, ИСТИНА. Охарактеризуйте изменения в значениях этих слов в виде следующей таблицы:
                Таблица 3.1
Слово Значения этого слова в древнерусском языке Какие значения ушли, а какие остались (отметить знаками «-« и «+») Пример употребления слова в ушедшем значении




2. Работа со словарём иностранных слов.
    Найдите в словаре слова ШОРТЫ, ДРЕЙФ, ПАСКВИЛЬ, МАТАДОР, НОМЕНКЛАТУРА, ПЛЕНЭР, ОРФОЭПИЯ. Охарактеризуйте происхождение слов следующим образом:
                Таблица 3.2
Слово Из какого слова пришло Значение исходного иноязычного слова








!!!Выполненная работа должна иметь вид восьми пронумерованных таблиц.
    Название словарей не переписывать.
    В словах иноязычного происхождения, диалектных и профессиональных проставить ударения.
               
                2 вариант.
I часть. Лексические значения слов и их взаимоотношения.
1. Работа со словарём синонимов.
    Найдите в словаре слова БАНАЛЬНЫЙ, ВЕРОЯТНО. Выпишите эти слова вместе с несколькими синонимами к ним так, чтобы все синонимы имели бы различную стилистическую окраску. Оформить в виде таблицы:
                Таблица 1.1
Слово                Синонимы
нейтральн. разговорн. просторечн. книжн. устаревш.



2. Работа со словарём антонимов.
    Найдите в словаре слова ПОХВАЛА, СОН, ФРОНТ. Выпишите их вместе с антонимической парой.
                Таблица 1.2
Слово Антоним




3. Работа со словарём омонимов.
    Найдите в словаре слова-омонимы КОСЯК, ЛАСТИК, КОБЫЛКА, КОРНЕТ. Охарактеризуйте их значения через употребление в контексте (примеры в словаре).
                Таблица 1.3
Слова Омонимичное значение








4. Работа со словарём фразеологизмов.
    Найдите в словаре следующие фразеологизмы (по алфавитному указателю!): ЗЕМЛЮ РЫТЬ, НЕ КАПЛЕТ. Охарактеризуйте их значения и придумайте свой пример употребления в речи.
                Таблица 1.4
Фразеологизм Значение Пример употребления в контексте



II часть. Вертикальное и горизонтальное членение языка (диалекты и профессиональные слова).
1. Работа со словарём русских народных говоров.
    Найдите в словаре слова МАСЛЯХА, МОРЕЛЫЙ, МЕЖАЙДАТЬ, МИЛОСТИВЫЙ. Охарактеризуйте их в виде следующей таблицы:
                Таблица 2.1
Слово Значение Пример употребления (из словаря) В какой местности употребляется





2. Работа со словарём литературоведческих терминов.
    Найдите в словаре слова ХОЖДЕНИЕ, ОДА, ИДИЛЛИЯ. Выпишите их вместе с объяснением их значения (кратко, не переписывая всю статью) и определите общее для всех трёх слов значение-понятие.
                Таблица 2.2
Слово Значение
   Общее значение






3. Работа с кратким зоологическим словарём.
    Найдите в словаре слова МЕЗОЗАВРЫ, ИХТИОЗАВРЫ, ПЛЕЗИОЗАВРЫ. Выпишите их вместе с объяснением их значения (кратко, не переписывая всю статью) и определите общее для всех трёх слово-понятие.
                Таблица 2.3
Слово Значение
     Общее понятие





4. Работа с кратким музыкальным словарём.
    Найдите в словаре слова КАНКЛЕС, ЛЮТНЯ, КУОКЛЕ. Выпишите их вместе с объяснением их значения (кратко, не переписывая всю статью) и определите общее для всех трёх слово-понятие.
                Таблица 2.4
Слово Значение
     Общее понятие















III часть. Жизнь языка.
1. Работа со словарём русского языка 11-17 веков.
      Найдите в словаре слова ИНОК, ЗНАТНЫЙ, ИМЯ. Охарактеризуйте изменения в значениях слов в виде следующей таблицы:
                Таблица 3.1
Слово Значения слова в древнерусском языке Какие значения ушли (отметить знаком «-«), а какие остались («+») Пример употребления слова в ушедшем значении




2. Работа со словарём иностранных слов.
    Найдите в словаре слова ДЕТЕКТИВ, ШЛЕЙФ, ТАВЕРНА, АРМАДА, ТЕРМИН, ФУЭТЕ, КИНОЛОГИЯ. Охарактеризуйте происхождение слов следующим образом:
                Таблица 3.2
Слово Из какого языка пришло Значение исходного иноязычного слова








!!! Выполненная работа должна иметь вид восьми пронумерованных таблиц.
     Названия словарей не переписывать.
     В словах иноязычного происхождения, диалектных и профессиональных проставить ударения.

               
                3 вариант.
I часть. Лексические значения слов и их взаимоотношения.
1. Работа со словарём синонимов.
    Найдите в словаре слова БРОСИТЬ, БОЛЬШОЙ. Выпишите эти слова вместе с несколькими синонимами к ним так, чтобы все синонимы имели бы различную стилистическую окраску. Оформить в виде таблицы:
                Таблица 1.1
Слово                Синонимы
нейтральн. разговорн. просторечн. книжн. устаревш.



2. Работа со словарём антонимов.
    Найдите в словаре слова ПООЩРЯТЬ, ТАЛАНТ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Выпишите их вместе с антонимической парой.
                Таблица 1.2
Слово Антоним




3. Работа со словарём омонимов.
    Найдите в словаре слова-омонимы БОР, БАР, ВОРОТ, ГЛУПЫШ. Охарактеризуйте их значения через употребление в контексте (примеры в словаре).
                Таблица 1.3
Слова                Омонимы








4. Работа со словарём фразеологизмов.
    Найдите в словаре следующие фразеологизмы: ГУСЕЙ ДРАЗНИТЬ, ПО СЕНЬКЕ И ШАПКА. Охарактеризуйте их значения и придумайте свой пример употребления в речи.
                Таблица 1.4
Фразеологизм Значение Пример употребления в контексте



II часть. Вертикальное и горизонтальное членение языка (диалекты и профессиональные слова).
1. Работа со словарём русских народных говоров.
    Найдите в словаре слова МЕЖАК, МОЗГЛЫЙ, МАСНИТЬСЯ, МИЛЁХОНЬКО. Охарактеризуйте их в виде следующей таблицы:
                Таблица 2.1
Слово Значение Пример употребления (из словаря) В какой местности употребляется





2. Работа с кратким зоологическим словарём.
    Найдите в словаре слова СОЛЬПУГИ, КЕНЕНИИ, РИЦИНУЛЕИ. Выпишите их вместе с объяснением их значения (кратко, не переписывая всю статью) и определите общее для всех трёх слов значение-понятие.
                Таблица 2.2
Слово Значение
 Общее значение






3. Работа со словарём литературоведческих терминов.
    Найдите в словаре слова ДАКТИЛЬ, АМФИБРАХИЙ, АНАПЕСТ. Выпишите их вместе с объяснением их значения (кратко, не переписывая всю статью) и определите общее для всех трёх слов значение-понятие.
                Таблица 2.3
Слово Значение
 Общее значение




4. Работа с кратким музыкальным словарём.
    Найдите в словаре слова КАРТУЛИ, КУЯВЯК, ПАССАКАЛЬЯ. Выпишите их вместе с объяснением их значения (кратко, не переписывая всю статью) и определите общее для всех трёх слово-понятие.
                Таблица 2.4
Слово Значение
     Общее понятие

















III часть. Жизнь языка.
1. Работа со словарём русского языка 11-17 веков.
    Найдите в словаре слова ЗНОЙ, ЗНАК, ИЗВЕСТИЕ. Охарактеризуйте изменения в значениях слов в виде следующей таблицы:
                Таблица 3.1
Слово Значения этого слова в древнерусском языке Какие значения ушли (отметить знаком «-«), а какие остались («+») Пример употребления слова в ушедшем значении




2. Работа со словарём иностранных слов.
    Найдите в словаре слова БЕДЛАМ, ЮНГА, ТУТТИ, СОМБРЕРО, РУЛАДА, ЭПИГОН, ПЕРКУССИЯ. Охарактеризуйте происхождение слова следующим образом:
                Таблица 3.2
Слово Из какого языка пришло Значение исходного иноязычного слова








!!! Выполненная работа должна иметь вид восьми пронумерованных таблиц.
     Названия словарей не переписывать.
     В словарях иноязычного происхождения, диалектных и     профессиональных проставить ударения.

               
                4 вариант.
I часть. Лексические значения слов и их взаимоотношения.
1. Работа со словарём синонимов.
    Найдите в словаре слова ВЗДОР, ВЫСОКОМЕРИЕ. Выпишите эти слова вместе с несколькими синонимами к ним так, чтобы все синонимы имели бы
различную стилистическую окраску. Оформить в виде таблицы:
                Таблица 1.1
Слова                Синонимы
нейтральн. разговорн. просторечн. книжн. устаревш.


 
2. Работа со словарём антонимов.
    Найдите в словаре слова ПОЧЁТ, РУМЯНЫЙ, ГОРДОСТЬ. Выпишите их вместе с антонимической парой.
                Таблица 1.2
Слово Антоним




3. Работа со словарём омонимов.
    Найдите в словаре слова-омонимы ДИВАН, ДРОБЬ, КОТЕЛОК, ДРЁМА. Охарактеризуйте их значения через употребление в контексте (примеры в словаре).
                Таблица 1.3
Слово Омонимичное значение







4. Работа со словарём фразеологизмов.
    Найдите в словаре следующие фразеологизмы: ШАПКАМИ ЗАКИДАЕМ, ЯКОРЬ СПАСЕНИЯ. Охарактеризуйте их значения и придумайте свой пример употребления в речи.
                Таблица 1.4
Фразеологизм Значение Пример употребления в контексте



II часть. Вертикальное и горизонтальное членение языка (диалектные и   
     профессиональные слова).
1. Работа со словарём русских народных говоров.
    Найдите в словаре слова МЕЖДУВИТЬЕ, МОРНЫЙ, МЕЖЕДВОРИТЬ, МАСОННО. Охарактеризуйте их в виде следующей таблицы:
                Таблица 2.1
Слово Значение Пример употребления (из словаря) В какой местности употребляется





2. Работа с кратким зоологическим словарём.
    Найдите в словаре слова СКУТИГЕРЫ, ГЕОФИЛЫ, КОСТЯНКИ. Выпишите их вместе с объяснением их значения (кратко, не переписывая всю статью) и определите общее для всех трёх слов значение-понятие.
                Таблица 2.2
Слово Значение
 Общее значение






3. Работа со словарём литературоведческих терминов.
    Найдите в словаре слова ПЕАН, ДИФИРАМБю ИДИЛЛИЯ. Выпишите их вместе с объяснением их значения (кратко, не переписывая всю статью) и определите общее для всех трёх слов значение-понятие.
                Таблица 2.3
Слово Значение
 Общее значение





4. Работа с кратким музыкальным словарём.
    Найдите в словаре слова ДОЛИ, НАГАРА, САФАИЛЬ. Выпишите их вместе с объяснением их значения (кратко, не переписывая всю статью) и определите общее для всех трёх слово-понятие.
                Таблица 2.4
Слово Значение
     Общее понятие















III часть. Жизнь языка.
1. Работа со словарём русского языка 11-17 веков.
    Найдите в словаре слова ИСПОВЕДЬ, ЗНАХАРЬ, ИСКУС. Охарактеризуйте изменения в значениях слов в виде следующей таблицы:
                Таблица 3.1
Слово Значения этого слова в древнерусском языке Какие значения ушли (отметить знаком «-«), а какие остались «+» Пример употребления слова в ушедшем значении




2. Работа со словарём иностранных слов.
    Найдите в словаре слова ЛОКАУТ, ФАКИР, ФИОРИТУРА, АУТОДАФЕ, ПЛАГИАТ, ШАПИТО, АКРОСТИХ. Охарактеризуйте происхождение слов следующим образом:
                Таблица 3.2
Слово Из какого языка пришло Значение иноязычного исходного слова








!!! Выполненная работа должна иметь вид восьми пронумерованных таблиц.
     Названия словарей не переписывать.
     В словах иноязычного происхождения, диалектных и профессиональных  проставить ударения.

               
                5 вариант
I часть. Лексические значения слов и их взаимоотношения.
1. Работа со словарём синонимов.
    Найдите в словаре слова ГЛУПЕЦ, ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ. Выпишите эти слова вместе с несколькими синонимами так, чтобы все синонимы имели бы различную стилистическую окраску. Оформить в виде таблицы:
                Таблица 1.1
Слова                Синонимы
нейтральн. разговорн. просторечн. книжн. устар.



2. Работа со словарём антонимов.
    Найдите в словаре слова ЕСТЕСТВЕННЫЙ, ПРИЛЕЖНЫЙ, ЮНОША и выпишите их вместе с антонимическими парами.
                Таблица 1.2
Слова Антонимы




3. Работа со словарём омонимов.
    Найдите в словаре слова КАРАБИН, КОЛОДА, ЛАЙКА, ЛАМА. Охарактеризуйте их значения через употребление в контексте (примеры в словаре).
                Таблица 1.3
Слова Омонимичное значение





4. Работа со словарём фразеологизмов.
    Найдите в словаре фразеологизмы: ПРОГЛОТИТЬ ПИЛЮЛЮ, ЛИТЬ ВОДУ НА МЕЛЬНИЦУ. Охарактеризуйте их значения и придумайте свой пример употребления в речи.
                Таблица 1.4
Фразеологизм Значение Пример употребления в контексте



II часть. Вертикальное и горизонтальное членение языка (диалектные и
     профессиональные слова).
1. Работа со словарём русских народных говоров.
    Найдите в словаре слова МЖЕЛЬ, МОТОВИТЫЙ, МЕЖЕНИТЬ, МОЛОЖНО. Охарактеризуйте их в виде следующей таблицы:
                Таблица 2.1
Слово Значение Пример употребления (из словаря) В какой местности употребляется





2. Работа со словарём литературоведческих терминов.
    Найдите в словаре слова ЯМБ, ДОЛЬНИК, РАЕШНИК. Выпишите их вместе с объяснением их значения (кратко, не переписывая всю статью) и определите общее для всех трёх слов значение-понятие.
                Таблица 2.2
Слово Значение
 Общее значение









3. Работа с кратким зоологическим словарём.
    Найдите в словаре слова ЗОРАПЕТРЫ, ВЕСНЯНКИ, ПОДЁНКИ. Выпишите их вместе с объяснением их значения (кратко, не переписывая всю статью) и определите общее для всех трёх слово-понятие.
                Таблица 2.3
Слово Значение
     Общее понятие





4. Работа с кратким музыкальным словарём.
    Найдите в словаре слова КАЙРАК, КАРНАЙ, КОШНАЙ. Выпишите их вместе с объяснением их значения (кратко, не переписывая всю статью) и определите общее для всех трёх слово-понятие.
                Таблица 2.4
Слово Значение
     Общее понятие
















III часть. Жизнь языка.
1. Работа со словарём русского языка 11-17 веков.
    Найдите в словаре слова ЗМЕЙ, ИСТОМА, ИСХОД. Охарактеризуйте изменения в значениях этих слов в виде следующей таблицы:
               
                Таблица 3.1
Слово Значения этого слова в древнерусском языке Какие значения ушли, а какие остались (отметить знаками «-« и «+») Пример употребления слова в ушедшем значении




2. Работа со словарём иностранных слов.
    Найдите в словаре слова СНАЙПЕР, КОЛЬЕ, ПАРАПЕТ, АББРЕВИАТУРА, КАШПО, ТРАВЕСТИ, АНТОЛОГИЯ. Охарактеризуйте происхождение слов следующим образом:
                Таблица 3.2
Слово Из какого языка пришло Значение исходного иноязычного слова








!!! Выполненная работа должна иметь вид 8(10) пронумерованных таблиц.
     Названия словарей не переписывать.
     В словах иноязычного происхождения, диалектных и профессиональных проставить ударения.




ПРИЛОЖЕНИЕ
                Списки слов для индивидуальной работы со словарями.
                1 вариант.
1. Вздор, аромат
2. Счастье, тёплый
3. Кашка, дробь
4. Шапками закидаем, якорь спасения
5. Лакомка, легоба
6. Сольпуги, кенении, рицинулеи (зоол.)
7. Исход, знахарь
8. Кинология, орфоэпия, колье

                2 вариант
1. Пьяный, большой
2. Высокий, богатство
3. Глупыш, лопатка
4. Взять быка за рога, всё трын-трава
5. Кургун, легостай
6. Канклес, лютня, куокле (муз.)
7. Злоба, знаменитый
8. Эпигон, локаут

                3 вариант
1. Убить, высокомерие
2. Временный, говорить
3. Лук, лисичка
4. Горит в руках, скребёт на душе
5. Межайдать, морее
6. Кайрак, карнай, кошнай (муз.)
7. Искус, злодей
8. Дрейф, пасквиль

               


4 вариант
1. Бить, волшебник
2. Хороший, весна
3. Корнет, испанка
4. Перейти рубикон, как одна копейка
5. Кусье, лабет
6. Эмбии, термиты, уховёртки (зоол.)
7. Истина, зритель
8. Антология, фуэте, кашпо

                5 вариант
1. Старик, удача
2. Здоровый, красавец
3. Косяк, кобылка
4. Идти своей дорогой, и в ус не дуть
5. Лывка, люб-два
6. Трещётки, гудок, домра (муз.)
7. Говор, голый
8. Бедлам, тутти

                6 вариант
1. Собака, одновременно
2. Кричать, левый
3. Ворот, мандарин
4. На один покрой, держи карман шире
5. Мещун, межелюбный
6. Картули, куявяк, пассакалья (муз.)
7. Город, гость
8. Снайпер, парапет

                7 вариант
1. Сумасшедший, страх
2. Родина, умный
3. Лейка, диван
4. Бить в одну точку, махнуть рукой
5. Лобач, ляпанцы
6. Доли, нагара, сафаиль (муз.)
7. Гнездо, гнус
8. Сомбреро, рулада

               


8 вариант
1. Ребёнок, судьба
2. Горячий, встреча
3. Дрёма, котелок
4. Вести свою линию, хоть трава не расти
5. Кулюка, ланчук
6. Скудуччай, гобой, зурна (муз.)
7. Гадание, глас
8. Шапито, акростих


    9 вариант
1. Несчастье, одежда
2. Жара, красивый
3. Ластик, золотник
4. Два сапога пара, ждать у моря погоды
5. Меженить, масляха
6. Павана, жига, котильон (муз.)
7. Гораздо, грабёж
8. Детектив, армада

          10 вариант
1. Бросить, удобный
2. Горячий, радость
3. Метр, кабачок
4. Землю рыть, не каплет
5. Межедворить, масонно
6. Мезозавры, ихтиозавры, плезиозавры (зоол.)
7. Знатный, инок
8. Аббревиатура, травести, дискуссия

           11 вариант
1. Доносчик, козни
2. Рождаться, свет
3. Бар, коса
4. Проглотить пилюлю, лить воду на мельницу
5. Милостивый, мижурить
6. Скутигеры, геофилы, костянки (зоол.)
7. Имя, знак
8. Перкуссия, кредит, аутодафе

           12 вариант
1. Глупец, богач
2. Сладкий, смех
3. Бор, марка
4. Гусей дразнить, по сеньке и шапка
5. Межак, мозглый
6. Зораптеры, веснянки, подёнки (зоол.)
7. Истома, известие
8. Плагиат, фиоритура, термин

          

             13 вариант
1. Мошенник, войти
2. Громкий, друг
3. Ласка, косяк
4. Ловить на лету, как с гуся вода
5. Морный, междувитье
6. Скочна, сегидилья, сарабанда (муз.)
7. Злато, зло
8. Номенклатура, пленэр

            14 вариант
1. Болтун, изумительный
2. Живой, замедлять
3. Котик, очки
4. Давать голову на отсечение, как на иголках
5. Магерка, максимец
6. Фагот, гобой, зурна (муз.)
7. Исцеление, исповедь
8. Матадор, шлейф

            15 вариант
1. Лицо, понять
2. Богатый, вчера
3. Лайка, лама
4. На одно лицо, хвататься за соломинку
5. Мжель, мотовитый
6. Матлот, коло, исламей (муз.)
7. Гнилой, гудок
8. Шорты, таверна

            16 вариант
1. Ложь, приказ
2. Нищета, победа
3. Карабин, колода
4. Как две капли воды, после дождичка в четверг
5. Масниться, милёхонько
6. Качуча, лендлер, оберек (муз.)
7. Гибель, гранат
8. Юнга, факир


Рецензии